Мнение автора является частным и не отражает мнения или позиции Национального банка РК

Есть два принципиально отличающихся мировосприятия, которые условно разделяются по принципу "быть или иметь" (другой вариант – "быть или слыть"). В картине мира "быть" – человек формулирует, ставит себе задачи и нацелен на создание себя, своего мира в соответствии со своими убеждениями. В картине мира "иметь" человек стремится получить различные блага, причём не обязательно материальные, это может быть репутация (как раз то, что называется "слыть"), признание, влияние.

Интуитивно принципиальная разница, мне кажется, понятна. В картине мира "быть" – нужно придумывать и ставить собственные цели, а значит, формулировать своё понимание, видение и создавать ценности. В картине мира "иметь" – можно ничего не придумывать, выбирая цели из окружающего мира, можно не задумываться над пониманием и видением ситуации, ведь выбирая цели, человек выбирает и соответствующие, связанные с ними мировоззрение, миропонимание и ценности, которые уже разработаны кем-то, уже придуманы.

Картина мира "быть" сложна в разработке, таит в себе множество трудностей и требует серьёзной внутренней работы – это формат самостоятельности личности. Картина мира "иметь" проста, но в меняющемся мире на самом деле сложнее в реализации. Сегодня массовые кумиры, мода, приоритеты, нормы поведения и мировоззрение меняются практически ежедневно, так что по большому счёту непонятно, что именно "иметь" завтра будет в тренде. Мир потребления построен на "иметь" – последнюю марку телефона, автомобиля. Глобальный маркетинг к продаже стиля жизни, от грубого "иметь вещь" к более тонкому "обладание вещью", позволяет получить репутацию, но смысл остаётся в том же, только вместо вещи вам продают признание.

Классика стратегического планирования опирается на видение и миссию. Видение – это как раз то, кем человек или компания хочет БЫТЬ. Миссия – это о том, как же этого достичь. Само понятие стратегического планирования появилось относительно недавно и как раз связано с переменчивостью внешней среды. В статичной внешней среде разница между "быть" и "иметь" невелика, потому что ценности и мировоззрения не менялись очень быстро, так что любой человек или бизнес примерно развивались в одной среде. Когда темпы изменения возросли, появился спектр мнений в силу глобализации, стало понятно, что сиюминутный успех в стратегии "иметь" может принести большой провал – среда может измениться очень быстро. Значит, необходимо иметь свои ценности и приоритеты в этом изменчивом мире, которые позволят обеспечивать успех в долгосрочной перспективе. Грубо говоря, бизнесы начали применять стратегическое планирование, потому что поняли, что управление по принципу "иметь" теряет смысл – невозможно угнаться за тем, что модно и важно сегодня.

Жить по стратегии "быть" – не аскеза или монашество, не отречение или самопожертвование; это выбор того, что важно и нужно для вас, ваших ценностей и целей, будь то образование, технологии, техника, репутация. Жить по стратегии "иметь" – это подгонять свои ценности и свою жизнь под сиюминутную моду. "Быть" – это экономить или тратить, жить в большом доме или в маленьком, ездить на БМВ или на "Жигулях", пользоваться "Самсунгом" или айфоном в зависимости от своих целей (но для этого нужно иметь свои цели). "Иметь" – это выбирать работу и круг общения, семью и мировоззрение ради обладания "модной вещью" – это погоня за "понтами", покупки в кредит и работа на износ для отработки кредита.

Я описал два принципиально разных типа сознания и мировосприятия. И в том, и в другом есть огромное пространство вариантов, только в первом этих вариантов гораздо больше, их можно комбинировать, выбирать лучшее из окружающего мира для собственного развития. Во втором вариантов гораздо меньше, и все они – проторённые кем-то другим дороги. Эти дороги могут не подходить конкретному человеку и могут привести его к провалу, потому что они не для него. Модернизировать сознание можно, осознавая, к какому типу оно принадлежит.

Невозможно выбирать лучшую практику, если цель и ценности подчинены "иметь" – просто потому, что это означает отсутствие цели и ценностей.

В этой связи стратегическая цель – вхождение в тридцатку высокоразвитых стран мира является целью из разряда "иметь" – иметь рейтинг тридцатки. Номинальной первой экономикой в 2050 году, согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, будет Китай (по паритету покупательной способности он уже сегодня первый), который формулирует своё видение так: "У нас есть своя, китайская мечта – быть великой современной социалистической страной". А у нас, как я понимаю, нет задачи построения социализма.

Рейтинг – это результат, оценка того, насколько правильно и эффективно вы развиваетесь в том или ином направлении. Нельзя подменять цель результатом хотя бы потому, что любой интегральный рейтинг является условной оценкой. Индекс устойчивого развития ООН насчитывает 17 задач и 169 целей. Невозможно работать во всех направлениях. Всегда будет выбор: чуть меньше социальной защиты и ниже налоги или наоборот? Менее качественное профессиональное образование для текущих целей или более дорогое фундаментальное образование, но закладывающее долгосрочную базу? Менее чистая энергетика, зато конкурентное преимущество сегодня для того, чтобы заработать деньги на завтра, или наоборот – дорогая зелёная энергетика сейчас, но менее конкурентоспособная экономика?

Ответы на эти вопросы лежат в видении и миссии стратегического планирования или в определении, кем мы хотим "быть". Выбор цели стать "богатым и знаменитым" не является эффективным, потому что таковым можно стать сотнями способов. Ключевым является выбор, кем быть: политиком, спортсменом, космонавтом, учёным, писателем, бизнесменом, изобретателем, чтобы стать "богатым и знаменитым".

Пока человек не поймёт, кем он хочет "быть", он будет метаться в поисках своего пути к "цели" – пробуя себя то в поп-музыке, то в спорте, то в науке (немного китайского госкапитализма, смешанного с "чистым" рынком, социальное государство в замесе c крайним либерализмом). Может быть, он когда-то вдруг совершит прорыв, но это только в сказках. Все прорывы – результат рутинной, длительной и последовательной работы в одном выбранном направлении.