Как живут средние казахстанцы
Посмотрим на динамику роста доходов 90% населения, вычисленного по данным о дифференциации доходов населения (децильным группам, о которых я писал ранее) и среднедушевого дохода.
Обращает на себя внимание различная динамика этих показателей. В кризис 2009 года доходы 90% казахстанцев не упали, в противоположность среднему по стране, а в целом за период 2009-2011 они росли быстрее, чем средние. Это объясняется тем, что в 2009-2011 годах Правительство резко подняло заработные платы бюджетникам и пенсии. В 2009-м и в 2010-м зарплата повышалась на 25%, в середине 2011-го – ещё на 30%. Кроме того, в 2011 году на 30% были увеличены пенсии и стипендии. В 2013 году были повышены на треть заработные платы работникам правоохранительных органов.
Анализируя динамику доходов 90% населения можно заключить, что она не связана с ростом ВВП и общим состоянием экономики, а в основном зависит от решений Правительства о повышении или не повышении социальных выплат и заработных плат в бюджетной сфере.
То есть не экономика определяет доходы населения, а государство – своими решениями. Это говорит о неэффективности экономики в целом.
Возрастающая роль государства в доходах подавляющей массы населения подтверждается и изменением структуры денежных доходов населения (обследованных домохозяйств).
Из графика следует, что с 2012 года системно падает доля "нормальных" доходов от работы по найму и от самостоятельной занятости. Доля социальных трансфертов, включающих в себя пенсии, пособия, жилищную и адресную социальную помощь, выросла с 14,9 до 19,5%, а также выросла доля материальной помощи от родственников и алименты.
Таким образом, фактически с 2012 года средний казахстанец всё сильнее зависит от государственной поддержки. Крайне тревожным является факт, что такое перестроение структуры доходов происходит системно на протяжении последних четырёх лет.
Также видно, что с 2010 года устойчиво растёт доля людей, занятых в государственном управлении, обороне, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг. Попутно замечу, существенно сократилась доля занятых в сельском хозяйстве.
Посмотрим на реальный рост доходов, использованных на потребление.
Видно, что несмотря на реальный рост "среднего дохода" в первом квартале 2017 года основная масса казахстанцев снизила свои расходы на потребление в реальном выражении.
Я решил обратить внимание на структуру населения Казахстана по доходам, для того чтобы подчеркнуть, что понимание этой структуры, использование адекватных показателей является крайне важным для построения эффективной экономической политики и эффективного взаимодействия с обществом.
Показатель среднедушевого дохода очень важен, и он правилен, однако не совсем точно отражает реалии. Если пилот самолёта объявит пассажирам, что средняя высота полёта была 5 км, то он будет прав, ведь самолёт взлетел с земли, поднялся на высоту 10 км и затем снова приземлился – в среднем было 5 км, но очевидно, что пассажиры не поверят. Равно и в нашем случае статистика не лжёт, просто люди ощущают медианный доход, а читают о среднем, что вызывает недоверие.
Кроме недоверия неправильное использование показателей приводит к серьёзным психологическим деформациям.
Ощущение, что собственный доход серьёзно не дотягивает до "среднего уровня" деморализует самого человека. Это в свою очередь приводит к заключению, что "честным трудом ничего не добьёшься", а значит, нужно либо брать взятки, либо воровать, либо садиться на "хлебные места" по знакомству. Ведь все знакомые и друзья работают честно, а "средние" доходы им и не снились.
В свою очередь нарастает противопоставление "чиновники" и "народ" и снижается стремление к получению квалификации. Зачем учиться и нарабатывать квалификацию, если всё равно "средний" доход не светит? С другой стороны, специалисты среднего звена с хорошей квалификацией начинают завышать цены на свои услуги – они же опять ориентируются на среднее. В итоге мы имеем уже не раз озвученные трудности со стороны работодателей: при значительном количестве самозанятых (чаще всего безработных) практически невозможно найти нормальных работников за адекватную заработную плату.
Есть и практические проблемы с развитием бизнеса. Опора на "официальный средний доход" искажает планирование, оценку ёмкости рынка, потенциальных потребителей. Это приводит к тому, что непропорционально большое количество предпринимателей, усилий и внимания бизнеса направляются в неправильные сегменты. В частности, в Алматы и Астане постоянно открывается множество заведений, рассчитанных на "средний уровень", который оказывается далеко не средним. Соответственно, поток посетителей оказывается в несколько раз меньше, что заставляет повышать цены либо закрываться.
В итоге у выживших заведений оказываются завышенные цены, что влияет на всех потребителей и вызывает справедливое недовольство, когда чашка кофе в "среднем" заведении стоит, как в Европе.
В своей книге, вышедшей в прошлом году, – "Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационное пространство. Национальная идея" я предлагал в качестве новой экономической политики идею социального государства. Если вкратце, то экономическая политика должна быть направлена на поддержку населения и повышение качества и снижение стоимости внутренних факторов производства, а развитие будет опираться на внешний экспортный спрос. Не нужно поддерживать бизнесы и стимулировать внутренний спрос: бизнес должен зарабатывать не на своих гражданах или компаниях, а на иностранных.
Более подробно я остановлюсь на этом позднее. Здесь же хочу отметить, что фактически государство у нас и так становится социальным – для 99% населения доходы на 20% уже состоят из пенсий и социальных трансфертов.