По итогам 2016 года можно констатировать, что изменений в экономической политике не произошло, что привело к стагнации в 2016 и нехорошим перспективам на 2017-й. Сейчас официальные прогнозы построены вокруг значения 1,5-2% роста, но мне эти прогнозы кажутся завышенными – нас ждёт либо стагнация, достигнутая ценой огромных дополнительных трат из Национального фонда, либо, скорее всего, падение ВВП и доходов населения.

Уходящий 2016 год был годом возможностей. Экономика получила конкурентные преимущества и сконцентрированные усилия по их развитию должны были привести к её долгосрочному росту. Для этого необходимо было изменить экономическую политику – перейти от поддержки отдельных предприятий, строительства, субсидий к продвижению наших товаров на внутреннем и внешнем рынках, торговому финансированию отечественного производства, маркетинговой поддержке. Этого не произошло.

В итоге обрабатывающая промышленность выросла в основном только от роста цен, но не смогла нарастить физические объёмы продаж и производства. То же самое произошло и в сфере торговли – невозможность со стороны нашей промышленности дать лучшие условия привела к тому, что существенного замещения импортных товаров отечественными не случилось, что привело к падению рентабельности торгового бизнеса и возможностей его роста.

В 2017 год мы входим в условиях продолжающегося падения реальных доходов населения: номинальные доходы после кратковременного роста вернулись практически к уровню 2015 года. Ниже представлен график номинальных и реальных доходов населения.


График номинальных и реальных доходов населения по годам в Казахстане

Всплеск доходов в декабре связан с премиями, тринадцатой зарплатой, традиционно выплачиваемой к новому году. В 2015 году премий не было впервые с 2010 года.

На 2017 год предполагается рост налоговых поступлений на 4,7% по сравнению с 2016 годом. Мне кажется, план по доходам сильно завышен. В значительной степени рост налоговых поступлений в 2016 году был связан с девальвационным эффектом.

Поясню механизм. В рамках бизнес-цикла сначала осуществляются затраты, затем продажи. Если между затратами и продажами происходит резкое изменение цены, то скачки в налоговых платежах кратно превосходят изменение цен. Допустим, затраты на товар составляют 80 тенге, а цена продажи равна 100 тенге. В таком случае прибыль составляет 20 тенге, а НДС и КПН составляют 2,4 и 4 тенге, соответственно. Если цены в экономике резко упали на 10%, то прибыль упадёт на 50%, потому что затраты были по старым ценам (80 тенге), а продажи по новым (90 тенге). Прибыль составит 10 тенге, НДС и КПН 1,2 и 2 тенге, соответственно, – налоговые платежи упали в два раза при 10% падении цены.

В следующем цикле производства всё восстановится: затраты и продажи будут по новым ценам 72 и 90 тенге и новый уровень налоговых платежей будет соответствовать снижению цен – 10%. Если же цена резко растёт на 10%, то имея затраты по старым, а доходы по новым ценам (80 и 110 тенге), бизнес получит существенный разовый прирост в прибыли и добавленной стоимости. Потом этот эффект исчезнет.

Это видно при рассмотрении динамики налоговых поступлений 2014, 2015 и 2016 годов по сравнению с 2013 годом, годом стабильной валюты.


Динамика налоговых поступлений 2014, 2015 и 2016 годов по сравнению с 2013 годом

Девальвация в I квартале 2014 года дала всплеск налогов в III квартале. Укрепление тенге в IV квартале 2014 года (падение рубля) дало падение налогов в I и II квартале 2015 года. Девальвация в IV квартале 2015 года дала прирост в налоговых поступлениях через полгода.

Резюмируя, можно предположить, что около 300-400 млрд тенге дополнительных налогов в 2016 году были разовыми. Планируя 2016 год, Правительство недооценило этот эффект и занизило план поступлений, теперь происходит обратная ошибка: прогнозы на 2017 год завышены. Скорее всего, будет секвестр бюджета, несмотря на имеющийся резерв 300 млрд тенге целевого трансферта. Даже при таких завышенных прогнозах рост расходов бюджета предусмотрен всего на 6% – сравните с 18% роста в 2016-м.

Итак, в 2017 году будет падение и в расходах населения, и в государственных расходах. При этом не предполагается роста экспорта, потому что за 2016 год никаких предпосылок к нему не было создано.

Горнодобывающая отрасль пойдёт в рост в связи с Кашаганом и ценами на сырьё. Тем не менее доля собственно добычи нефти в ВВП составляет около 10-12%, так что даже 7% (что значительно) роста даст прирост ВВП менее одного процента.

В обрабатывающей промышленности рост серьёзно замедлился во второй половине 2016 года. В первой половине года сработал девальвационный эффект, но без поддержки продвижения на внутреннем рынке, экспорта дальнейшего развития не получилось, и отрасль перешла в слабый рост, практически в стагнацию.

Объёмы розничной торговли в реальном выражении достигли уровня прошлого года в августе 2015 года, однако с тех пор стагнируют. Возникла диспропорция, когда реальные денежные доходы упали и продолжают падать, а розничный оборот остался на уровне прошлого года.


Объёмы розничной торговли в реальном выражении в сравнении с реальными денежными доходами

Эффект восстановления розницы при падении доходов населения объясняется оптимизмом: человек верит, что трудности временны, и использует накопления для поддержания привычного уровня жизни, девальвация и индексация депозитов принесли неожиданный курсовой доход в накоплениях. Тем не менее оптимизм заканчивается, и скоро население начнёт экономить, что приведёт к существенному падению розничного оборота.

Оптовая торговля не восстановилась и с осени стагнирует. Снижение государственных расходов, розничного товарооборота приведёт к дальнейшему падению. В итоге в целом в торговле возможно падение до 7% в 2017 году.

Строительство в 2016 году выросло на 7,5% в основном благодаря Атырауской области (64% за 10 месяцев) и Астане (13%). Драйверами этого роста стали Кашаган и ЭКСПО. С 2010 года объёмы строительства в Атырауской области падали на 10-15% ежегодно, но в 2015 и 2016 году (работы по перезапуску месторождения) рост составил 54 и 65% ежегодно. В Астане с 2008 года строительство в основном падало, но в последние три года (подготовка к ЭКСПО) рост составил 36%, 14%, 13%.

В Алматы – третьем по объёму строительства – по итогам 10 месяцев 2016 года было падение на 5%. Жилищное строительство составляет всего 15-17% от общего, и уже в 2016 году объёмы упали. В 2017 году, вероятно, падение будет более значительным. Здесь не нужно путать объёмы строительства с инвестициями и вводом площадей. Рост введённых площадей является результатом работ прошлых лет, а инвестиции неоднозначно связаны с объёмом строительных работ. В 2017 году сегмент строительства серьёзно пострадает, возможно до 10%.

Операции с недвижимым имуществом составляют около 8% ВВП страны, и здесь тоже прогнозы неутешительны. Ниже представлен график роста цен на недвижимость в новом строительстве, на вторичном рынке и по ставкам аренды. По итогам 10 месяцев цены упали впервые с 2009 года.


График динамики цен на недвижимость в новом строительстве, на вторичном рынке и по ставкам аренды

В 2017 году прогнозируется дальнейшее падение цен на жильё, что приведёт к снижению операций в этом рынке. Зачем покупать жильё, да ещё и в ипотеку, если цены второй год падают? Покупатели будут выжидать, пользуясь дешевеющей арендной недвижимостью.

Сегмент транспорта будет минимум стагнировать: падение доходов населения, строительства и торговли повлияет и на транспортные расходы.

В сумме торговля, строительство, операции с недвижимостью, налоги на продукты, транспорт составляют около 45% ВВП, и падение на 3-10% даст снижение ВВП на 2-4%, что заведомо компенсирует рост в нефтедобыче и сельском хозяйстве.

Возможно, ЭКСПО даст толчок к росту в некоторых сегментах, но оно не сможет вытянуть экономику. В рост пойдёт горнодобывающая отрасль, которая не играет роли в налоговых поступлениях и не влияет на доходы населения. В массовых сегментах – строительство, торговля, недвижимость – будет падение, что повлечёт за собой дальнейшее снижение доходов населения.

Каких-либо мер для существенного изменения ситуации в краткосрочной перспективе не предполагается, и, похоже, их нет. В кризисном 2008 году было принято решение об увеличении заработной платы бюджетникам на 30% с 1 января 2009, дополнительно из Нацфонда в 2009 году было выделено 10 млрд долларов, снижены НДС и налог на прибыль, что оставило бизнесу дополнительно 500 млн тенге.

Сегодня подобный пакет невозможен. Антикризисная программа расширенного использования Нацфонда действует уже 3 года, пик расходов по ней пройден, растянутое на год повышение пенсий и детских пособий на 20% ситуацию не изменит, а с недобором налогов от плановых показателей вырастет давление на бизнес.

Вместо раскрытия потенциала обрабатывающей промышленности, Правительство продолжает тратить деньги на стимулирование дешевеющей недвижимости и субсидии полузагруженным производствам. Деньги заканчиваются, а экономика не включается, а при такой экономической политике и не включится. Главная неприятность заключается в том, что негатив проявится и начнёт нарастать со второго квартала 2017 года, то есть следующий год не станет "дном", и если не поменяется политика, проблемы перейдут на 2018 год.