Есть такое наблюдение: когда человек с деньгами встречает человека с опытом, тогда человек второй уходит с деньгами, а человек первый – с опытом. На этой неделе телекоммуникационная компания "Казахтелеком" купила сотового оператора Kcell. Казалось бы, обычная сделка в мире бизнеса, если не брать в расчёт тот факт, что национальный оператор купил 75% доли компании как минимум в три раза дешевле, чем когда-то продал 49% в Kcell нынешнему продавцу – шведской телекоммуникационной компании Teliasonera. Тогда сделка обошлась в 1,5 миллиарда долларов, сейчас, по информации из СМИ, за 446 миллионов долларов. В очевидном выигрыше оказался "Казахтелеком".

Таким же образом летом 2007 года буквально за несколько месяцев до начала мирового финансового кризиса был продан АТФ банк итальянской финансовой группе UniCredit за 2,2 миллиарда долларов. В 2013 году местная компания ТОО "КазНитрогенГаз" купила у итальянцев этот актив обратно. Сумму сделки публичные источники не называли, но по информационным утечкам, цена покупки была в пределах 500 миллионов долларов, то есть более чем в 4 раза дешевле.

Похоже, что таланту отечественных бизнесменов – продать подороже и купить подешевле – можно только позавидовать. Но почему так происходит? Почему флагманы отечественной экономики, будь то сотовый оператор Kcell или АТФ банк, могут за несколько лет обесцениваться многократно и на миллиарды долларов?

Если упростить ответ до банальности, причина проста: продолжительные негативные изменения экономической ситуации в стране в последние годы. С момента продажи АТФ банка в 2007 году произошло как минимум 4 девальвации национальной валюты. В феврале 2009 года курс тенге прыгнул со 122 тенге за доллар до 150 (или на 23%), в феврале 2014 года – со 155 тенге до 185 (около 19%), в августе 2015 года – со 188 тенге до 255 (на 35%). Так же и в 2018 году курс тенге ослаб с 320 до 370 или на 15%, правда, по какой-то причине ослабление курса национальной валюты в этом году вместо девальвации чаще называют "свободным плаванием", которое в основном оказывается подводным.

Таким образом национальная валюта за последние 10 лет прошла путь от 120 тенге до 370 тенге за доллар, обесценившись на 208%, то есть в три раза. Средняя скорость обесценения тенге по отношению к доллару была равна 20% в год, поэтому любые банковские депозиты в тенге с вознаграждением меньше 20% в этот период не были способны сберечь покупательную способность национальной валюты, так как большая часть всех товаров, которые потребляет население или закупают компании, – импортные, а значит, имеют ценообразование в валюте.

В итоге одно только обесценение валюты привело к тому, что такие компании как Kcell или АТФ банк даже при сохранении уровня доходов на одном уровне стали стоить в три раза меньше в пересчёте на иностранную валюту. А затраты, выраженные в валюте у этих компаний, ещё больше усугубили их доходы. Примерно то же самое случилось и с обесценением тенговых сбережений, недвижимости и других накопленных богатств населения.

К примеру, если у казахстанца есть квартира стоимостью 10 миллионов тенге, то раньше он мог получить за нее 83 тысячи долларов, а сегодня такая квартира в пересчёте по текущему курсу стоит уже 27 тысяч долларов. В этой связи обратная покупка "Казахтелекомом" компании Kcell в три раза дешевле его стоимости в недавнем прошлом в большей степени показывает не предпринимательские таланты и опыт покупателя, а текущую экономическую ситуацию в общем.

В конечном итоге и шведский, и итальянский инвесторы теряют на своих вложениях в экономику страны в пропорциях столько же, сколько теряет обычная казахстанская семья и, к сожалению, эти потери достаточно ощутимы.

Что касается самой сделки приобретения "Казахтелекомом" сотового оператора Kcell, то мы получили фактически рынок мобильной связи с двумя игроками – "Казахтелеком" (бренды Kcell, Activ, Altel, Tele2) и "Кар-тел" с брендом Beeline, где основная часть телеком-пирога досталась "национальному оператору". Таким образом, выбор сотового оператора для обычного пользователя сотовой связи очень упростился: нужно будет выбирать между Beeline и не-Beeline.