Появившиеся в 1990-х как наследие советского домоуправления кооперативы собственников квартир вобрали в себя всю неопределённость и хаотичность этого непростого времени. В представлении горожан КСК прочно ассоциируются с чем-то непрозрачным, трудно разрешимым и туманным. И в любых опросах и мониторингах мнений алматинцев КСК вызывают, за редким исключением, негативные отклики.

Получается, что практически каждый житель южной столицы сталкивается с негативным восприятием КСК. А между тем в городе 836 КСК, контролирующих 8000 многоквартирных домов. Это огромный пласт проблем, который не только не уменьшается, но и нарастает.

На что же жалуются горожане, и почему жители так негативны и даже пессимистичны в отношении своих КСК?

В большинстве случаев жители жалуются на то, что члены правления КСК теряют связь с ними, с жителями, и управляют домами, не учитывая мнения собственников квартир. Собрания жителей организуют редко – раз в 2-3 года. За это время теряется интерактивность взаимодействия с жителями. Правление монополизировало власть, и невозможность переизбрания его членов вызывает возмущение жильцов. Система начисления РСЖ (расходы на содержание жилья) и других затрат непонятна и вызывает вопросы.

Вопросы вызывает и коммерческая деятельность КСК, часть из которых напоминает коммерческие фирмы, цель которых – зарабатывание денег, а не решение проблем домов. А от доходов, которые КСК получают от сдачи в аренду подвалов, крыш для антенн и других частей домов, жители не получают чаще всего ничего.

Жители, в отчаянии пытаясь хоть как то повлиять на свой КСК, обращаются к юристам. А привыкшие к искам КСК судятся, оплачивая юристов из фонда КСК, то есть из кармана тех же жителей, таким образом создавая парадоксальную ситуацию.

А что говорят сами КСК?

А КСК в свою очередь жалуются на самих жителей. И уверяют, что недовольными деятельностью КСК, как правило, являются злостные неплательщики. В некоторых домах их число доходит до 30% от числа всех его жильцов. КСК настроены критически к таким жителям, создающим негативный фон КСК, и даже просят законодательно решать вопросы с неплательщиками вплоть до запрета на выезд из страны. А перепланировки и аренду вкупе с другими операциями – обязательно согласовывать с КСК или хотя бы уведомлять об этом. Вообще, усилить надзор за жителями в КСК считают хорошей мерой профилактики многих незаконных действий.

Конечно же, разумные доводы есть с обеих сторон.

Есть и хорошие примеры работы КСК, которые не так уже и редки. И жалобы идут не только от неплательщиков. Но вообще ситуация, в которой жители и представляющие их интересы КСК поставлены по разные стороны баррикад, является ненормальной. Дискуссии между сторонами часто заходят в тупик. А часто собираться нет желания ни у тех, ни у других.

Развитие коммуникационных технологий позволяет создавать дополнительные площадки в виде WhatsApp-чатов и интернет-форумов собственников квартир. И создание отдельного сайта для каждого дома, как предлагает "Казпочта", было бы хорошим инструментом для повышения информированности, интерактивности и даже уровня доверия между жителями и КСК.

Но это один из инструментов, а механизмов может быть много. Очевидно, что и закон о КСК требует доработки. Но это часть всего пула вопросов, которые нужно обсудить и решить.

Поэтому Общественный совет Алматы решил провести слушания 24 мая в 15.30 в здании университета "Туран". Здесь мы надеемся услышать все стороны, и все мнения, чтобы выработать единую резолюцию по решению вопроса.