Вадим Цуриков, Kazspace: "Умная" розетка, система климат-контроля – уже через месяц обучения ученики создают реальные вещи
Мир не стоит на месте, и перед современными детьми открываются такие возможности, о которых раньше было сложно даже мечтать! Например, в Казахстане функционирует инженерно-космический центр Kazspace, где всем желающим преподают программирование, робототехнику, 3D-моделирование и инженерию, а руководитель этого центра Вадим Цуриков уверен: будущее уже наступило.
– Вадим, расскажите, во многих ли казахстанских школах преподают робототехнику и программирование?
– Робототехнику и программирование преподают во всех крупных городах Казахстана, как в государственных, так и в частных школах. Программирование входит в основной курс информатики, поэтому с языками программирования дети начинают знакомиться с пятого класса. Наиболее обширно представлены языки C++, Pyton, Java, я уже не говорю об HTML и CSS, которые изучают чуть ли ни с детского сада.
С робототехникой сложнее. В отличие от программирования этот предмет требует больше вложений – закупка материалов, конструкторов и прочего оборудования. Поэтому в наших школах, как правило, эти предметы преподают в процентном соотношении 70 на 30.
С робототехникой есть ещё одна проблема: в основном у нас преподают игровую робототехнику на платформах Lego, когда в мире этот предмет давно является одним из профилирующих, и ученики программируют не просто ради обучения, а создают реальные проекты, которые могут помогать на предприятиях, в малом и среднем бизнесе.
Я думаю, Казахстан движется в верном направлении, и со временем во всех регионах страны начнут преподавать не только программирование, но и прикладную робототехнику.
– Как вы считаете, зачем современным детям нужны эти предметы? Неужели теперь недостаточно основ физики, химии и биологии?
Теоретические предметы – физика, химия, биология – обязательны для изучения, так как дают основу. А программирование и робототехника дают реальный опыт, на основании которого дети смогут углубляться в науку и применять полученные знания на практике. Только представьте, сколько всего нужно знать, чтобы сконструировать, к примеру, робота? Создавая машинку или светофор на дистанционном управлении, дети учатся более глубоко понимать принципы физики, электромеханики и оптики.
Ещё один пример: наши дети на основе автоматизированных гидропонных установок выращивают растения. Когда они начинают работать над таким проектом, им нужно рассчитать силу тока, напряжение и сопротивление, изучить процессы роста и размножения растений, понять процесс фотосинтеза. Туда же прикрепляется химия, ведь для того чтобы растение хорошо развивалось, нужен комплекс удобрений – химические вещества в определённом процентном соотношении.
Так дети на практических примерах совмещают знания из фундаментальных дисциплин, что делает школьную программу не просто теоретической, а практически интересной. Это не что-то из мира фантастики – дети занимаются прикладными исследованиями и создают нечто реальное.
– Имеют ли государственные школы материально-техническую базу для изучения этих предметов?
– Если для изучения программирования нужны лишь компьютеры, которые есть почти в каждой школе, то с кабинетами робототехники вопрос стоит очень остро. Любой такой кабинет требует финансовых вливаний либо со стороны государства, либо со стороны родителей. Поэтому робототехника развивается не так быстро, как хотелось бы. Государство выделяет на это средства, поэтапно в больших городах создаются кабинеты робототехники, центры проектирования, Fab Lab – и это очень хорошая тенденция, которая, надеюсь, сохранится. Но, увы, государственной поддержки пока недостаточно, особенно в сельской местности.
Ещё одна проблема заключается в нехватке квалифицированных кадров. Ведь преподаватель прикладных дисциплин должен не просто понятно объяснить материал, но и замотивировать учеников на дальнейшую работу. А это уже не техническая, а психологическая составляющая. Обучение преподавателей нужно уделять больше внимания.
Министерство просвещения работает над этим: организовывает мастер-классы, курсы для педагогов информатики и программирования. Центр Kazspace тоже не остаётся в стороне. Получив опыт в Германии, мы сформировали свою программу и периодически проводим бесплатные семинары для учителей и выпускников вузов. Поэтому, если есть такие запросы, мы всегда рады помочь.
– Где ученики, изучающие робототехнику и программирование, смогут применить свои навыки?
– Полученные навыки ученики могут применить в школе и даже дома. Элементарно, купив за 1500 тенге микроконтроллер, ученики могут разрабатывать систему "Умный дом": управлять освещением, работой электроприборов или создать веб-сервер, на котором будут храниться статистические данные параметров температуры и влажности, создавать на основании этих данных какие-либо устройства. Благодаря соседству с Китаем нам вполне доступны устройства и запчасти для таких проектов.
"Умная" розетка, система климат-контроля, "умное" освещение – уже через месяц обучения ученики могут создавать реальные вещи. Именно поэтому я говорю о важности изучения прикладной, а не игровой робототехники. В будущем эти дети смогут применить свои знания в реальном секторе экономики, на производстве.
Уже после первых уроков дети видят, что робототехника помогает улучшать жизнь и понимают, что пора уходить от компьютерных игр и направлять свои знания в правильное русло, создавать нечто действительно полезное, как для себя, так и для своей страны. У учеников Kazspace множество таких проектов: роботы-поливальщики, роботы-газонокосилки, роботы-пылесосы, роботы-штукатурщики и так далее. К примеру, сейчас мы развиваем проекты в области экологии – создаём систему по выращиванию деревьев.
– Как вы видите развитие этой отрасли в Казахстане?
– Век информационных технологий, робототехники и искусственного интеллекта уже настал, и мы не должны отставать. Потому что если мы отстанем, то будем сырьевым придатком с малой экономической составляющей. Ведь те страны, которые не просто добывают сырьё, а перерабатывают его, создавая нечто новое, зарабатывают намного больше.
Я считаю, что во всех больших городах нужно создавать лаборатории, оснащённые оборудованием и квалифицированным персоналом. Чтобы все желающие – и взрослые, и дети могли прийти туда и ощутить технологический нетворкинг. Где люди смогут делиться опытом, создавать коллаборации и технологии. Это будет приносить пользу стране, способствуя как экономическому, так и технологическому развитию.
Мы верим, что в ближайшие 5-10 лет наши школьники раскроют свой потенциал. Казахстан ждут большие перемены в области технологий! В стране большие запасы редкоземельных металлов, а благодаря таким наукам как робототехника и программирование мы начнём развивать реальный сектор экономики и завоёвывать инновационный рынок. Тогда о Казахстане будут говорить не как о стране, в которой есть множество полезных ископаемых, а как о стране с огромным технологическим потенциалом.
– Говорят, что шахматы повышают внимательность, а танцы развивают чувство ритма. Есть ли какие-нибудь данные о влиянии робототехники и программирования на школьников?
– Да, такие данные есть. Мы повсеместно внедряем робототехнику с 1 класса. В нашем центре даже есть ученики, которые начали заниматься с пяти лет. И уже через несколько месяцев занятий мы видим положительное влияние. Если до этого ребёнок занимался непонятно чем – смотрел видео на YouTube, играл в компьютерные игры, то при правильной подаче материала робототехника увлекает ученика и перенаправляет его энергию в сторону умственного развития и созидания.
Если программирование и робототехника продолжат развиваться в казахстанских школах, то в ближайшие 10 лет мышление школьников изменится: если сейчас большинство ребят хотят стать блогерами, то в будущем они направят свою энергию на индустриализацию, создание производств и новых технологий.
В наших школьниках огромный потенциал, и если шахматы развивают логику, то робототехника и программирование учат мыслить, мечтать и создавать.