Советник президента Фонда "Сколково" рассказал, для чего нужен могучий пендель
Пекка Вильякайнен - советник президента Фонда "Сколково". Он приехал в Алматы на одно из серьёзнейших мероприятий, благодаря которому многие казахстанские стартапы могут получить шанс на воплощение в жизнь.
В 2017 году Startup Tour проходит в пятый раз, объединяя участников в четырнадцати городах России и СНГ. Алматы стал третьим городом в инновационном марафоне Фонда "Сколково" и других институтов развития. В мероприятии приняли участие казахстанские стартаперы, молодые ученые, разработчики, студенты и все, кто заинтересован в получении актуальной информации в области инновационного предпринимательства и новых технологий.
– Пекка, ваша деятельность затрагивает множество городов и стран. Расскажите, зачем вы проводите это мероприятие?
- Мы в пятый раз проводим стартап-тур. Начинали с простой задачи - донести до всего мира, что такое предпринимательство и зачем это нужно. Потому что это имеет значение для фундаментальной экономики любой страны. Ведь новые рабочие места создаются теперь не крупными предприятиями и компаниями, а малым и средним бизнесом. Это не какая-то уникальная проблема России и Казахстана, мы наблюдаем это повсеместно, по всему миру.
Из-за нефти и газа наш путь начался достаточно поздно. Я имею в виду путь перерождения, переконфигурации экономики. И три года назад, когда упала цена на нефть, мы смогли придать нашему делу должное ускорение, могучий пендель. Потому что то, о чём мы говорили в пустоту пять лет назад, сейчас внезапно приобретает какую-то исключительную актуальность.
– Какова направленность стартап-тура? Что вы хотите получить? Талантливых людей, а быть может, выгодные идеи?
- Этот тур не посвящён науке, не посвящён инновациям, мы говорим только о стартапах. Потому что стартапы - это прежде всего компании, предприятия.
В России и Казахстане люди привыкли думать именно в категориях проектов. Часто спрашивают: как вам мой проект или как вам моя идея. Но нас прежде всего интересуют не проекты или идеи, нас интересует бизнес. Мы говорим об идеях, которые либо могут превратиться в бизнес, либо которые уже являются функционирующими компаниями. Именно поэтому в рамках конкурса, который мы тут проводим, основным критерием отбора победителей является близость того или иного проекта к доведению его, что называется, до коммерческого ума. Насколько он готов стать конкретным, работающим, коммерчески привлекательным бизнесом.
– Не может быть, чтобы при реализации столь масштабного предприятия не возникало никаких проблем. Какие препоны вам приходится преодолевать на пути к своей цели?
- Проблемы выглядят следующим образом: большинству предпринимателей требуется помощь и поддержка. Помощь от своих коллег и партнёров, а также поддержка со стороны так называемых бизнес-ангелов – инвесторов.
И именно эта часть вот этой инфраструктуры поддержки традиционно достаточно слаба. Потому что раньше большинство установившихся бизнесменов, людей с опытом, со своими компаниями, не хотело разговаривать с молодыми предпринимателями со стартапами. Им интереснее было на средства, которые у них оставались в свободном пользовании, приобрести квартиру.
Но сейчас во всём мире наблюдается экономический спад. Кое-кто из бизнесменов начинает задумываться, что, может быть, есть смысл часть средств выделить на – да, рисковые, но достаточно привлекательные и потенциально рентабельные проекты.
Вторая проблема - не создаётся сообществ, групп, предпринимательских или стартаперских, где люди могли бы общаться, обмениваться идеями. Чаще всего люди зацикливаются на своих собственных вузах.
– Вы как-то сотрудничаете с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"? В нашей стране НПП активно помогает начинающим предпринимателям.
- Не знаю... Но ректор "Турана" рассказывал, что он сейчас активно пытается объединить все институты развития. Поэтому, скорее всего, контакты быть должны, по крайней мере, в будущем.
Чем сплочённее это сообщество, тем лучше для Казахстана. Потому что инвесторам, особенно иностранным, нравится входить в какие-то проекты, когда они видят их стабильность.
Стартапы - это небольшие компании, которых много по всему миру. Но если вдруг вы решаете проинвестировать ваши средства в какой-то город где-либо на Земле, представьте, что вы туда прилетели. И в аэропорту не знаете, кому звонить, где найти вот эти компании. Вот почему должно быть единое окно, через которое инвесторы могут зайти и найти нужные им стартапы.
В крупнейшем городе Европы – Москве если вы инвестор, то по определению вы должны будете обратиться в "Сколково". Потому что "Сколково" уже стало неким золотым стандартом. Именно со "Сколково" стоит начинать поиск удачных проектов и стартапов.
– В Казахстане есть что-то похожее на "Сколково"?
Есть Университет менеджмента в Алматы, ещё пара проектов. Но если, например, остановить человека где-нибудь в Германии и спросить - что ты знаешь о казахстанских стартапах, то вряд ли он вам многое расскажет. Но осведомлённость о казахстанских стартапах повысить возможно.
В игровой индустрии любой человек знает, что именно Финляндия по количеству компьютерных и мобильных игр является страной номер один. Шесть-семь лет назад о нас так ещё говорить не могли. Вот поэтому я говорю: возможно, если правильно разыграть имеющуюся у вас на руках колоду карт, и вам немножко повезёт.
– Финны вовремя сориентировались и сделали ставку на игры. На что следует обратить внимание казахстанским бизнесменам? Что в перспективе будет иметь успех и принесёт хороший доход?
- В краткосрочной перспективе особое внимание и поддержку стоит оказать тем стартапам, которые занимаются разработками в сфере таких традиционных секторов экономики Казахстана, как горнодобывающая промышленность, нефть и газ, машиностроение. Или, скажем, зелёные технологии, экологичные технологии. Это первый кластер. Другой кластер, второе направление, по которому следует двигаться - это потребительские проекты: создание программного обеспечения, разработка игр и так далее.
– Как вы думаете, грядущее EXPO поможет Казахстану развить сектор зелёной экономики, тем более что тематика грядущей выставки посвящена именно экологии?
- Конечно, особенно если на этом EXPO позволят молодым стартапам показать себя, поучаствовать. Обычно как бывает - на таких выставках чаще всего вперёд выходят крупные компании, компании-гиганты, а молодняк душат. Но если одним из аспектов этого EXPO станут как раз молодые, инновационные, продвинутые и вперёд идущие компании, то это послужит лишь на благо.