Поставка сырья в Банк низкообогащённого урана ожидается не ранее конца 2017 года
Не ранее осени 2017 года МАГАТЭ объявит тендер на закупку урана для банка, в котором вполне может принять участие и Казахстан. О ходе подготовки к размещению БНОУ в Казахстане и особенностях его работы рассказал директор по сбыту АО "УМЗ" Александр Ходанов.
– Много информации публиковалось о том, что представляет собой сырьё, которое будет храниться в Банке низкообогащённого урана (БНОУ), из-за больших опасений общественности и населения. Поясните, пожалуйста, что такое низкообогащённый уран?
– Чтобы это понять, потребуется немного знаний физики. Находящийся в природе уран состоит из трёх изотопов: уран-238, уран-235 и уран-234, которые содержатся в нём в строго определённых соотношениях. Особо важное значение для ядерного топливного цикла имеет изотоп урана-235, поскольку именно он способен поддерживать цепную реакцию деления урана. Именно этот изотоп используется в качестве топлива в ядерных реакторах. Его массовая доля в природном уране составляет немногим более 0,7 процента.
Для того чтобы уран можно было широко применять в атомной энергетике, необходимо увеличить массовую долю изотопа урана-235 в уране, то есть провести технологический процесс его обогащения. Так вот, уран, в котором массовая доля изотопа урана-235 выше 0,7 процента, называют обогащённым ураном. При этом, согласно классификации МАГАТЭ, если в уране доля изотопа урана-235 не превышает 20%, то это низкообогащённый уран.
Именно низкообогащённый уран с долей изотопа урана-235 от двух до пяти процентов широко используется в энергетических ядерных реакторах по всему миру. И именно такой уран, в виде гексафторида, обогащением не более 4,95% по урану-235, будет размещён в БНОУ МАГАТЭ. Для информации: в военных целях используется высокообогащённый уран с обогащением около 90% по урану-235.
Хотел бы отметить, что в банке будет храниться низкообогащённый уран в виде гексафторида урана (ГФУ). ГФУ – это исходное сырьё для изготовления ядерного топлива – тепловыделяющих сборок, по сути основа атомной энергетики. УМЗ имеет очень большой опыт работы с таким материалом; он хранится и перерабатывается на предприятии в разных количествах начиная с 1973 года.
– Когда поступит в БНОУ первая партию такого урана? Определены ли сроки?
– Определённых сроков поставки первой партии нет. В настоящее время идёт строительство склада для хранения низкообогащённого урана (НОУ). Планируется, что строительство будет завершено в конце мая 2017 года, далее – приёмка склада и получение необходимых разрешений в государственных органах РК. В начале сентября 2017 года планируется миссия экспертов МАГАТЭ, которая должна сделать окончательное заключение о готовности этого склада к приёмке НОУ. После этого МАГАТЭ в соответствии со своими внутренними процедурами объявит тендер на закупку такого материала. Ожидаемые сроки поставки материала в БНОУ – не ранее конца 2017 года, возможно, даже в 2018 году. Всё будет зависеть от того, насколько быстро МАГАТЭ проведёт тендер, насколько быстро определившийся поставщик сможет поставить нам такой материал.
– А сопоставим ли объём низкообогащённого урана, который хранится на УМЗ, с запасами БНОУ?
– В соглашении между правительством Казахстана и МАГАТЭ прописано, что в банке будет храниться не более 60 полных цилиндров типа 30B с гексафторидом урана. Это около 90 тонн урана в виде гексафторида. Ранее на складе УМЗ находилось одномоментно до 800 тонн такого материала. То есть запасы БНОУ будут небольшой частью того объёма, с которым мы ранее работали. На сегодняшний день на УМЗ хранится порядка 40 тонн гексафторида урана, периодически на переработку приходят новые партии. В следующем году должно поступить порядка 70 тонн материала, из которого мы должны будем изготовить топливные таблетки для китайских атомных станций. В перспективе, начиная с 2019 года, на переработку ежегодно будет поступать порядка 200 тонн гексафторида урана.
– Запасами БНОУ может распоряжаться исключительно МАГАТЭ?
– Да, банк будет в полном юридическом владении МАГАТЭ, а его запасы – неприкосновенны. Материал банка будет храниться отдельно от нашего материала, поскольку в ходе переговоров было принято решение о строительстве нового здания склада для БНОУ.
– Почему было принято решение всё же построить новое хранилище? Каковы его параметры (характеристики)? Когда планируется завершить строительство? Какова сумма строительства склада и за чей счёт это делается?
– Изначально планировалось, что банк будет размещён на определённой площади в нашем действующем складе готовой продукции. Но позже МАГАТЭ выдвинуло требование по хранению на складе дополнительного количества транспортно-упаковочных комплектов, которые необходимы для перевозки гексафторида урана, порожних цилиндров 30В и другого оборудования для БНОУ. Ранее этого не предусматривалось. Для хранения такого оборудования нам бы потребовалось дополнительно предоставить около 600 квадратных метров складских площадей. Но поскольку, как известно, в планах УМЗ – реализация других проектов, в частности, создание производства тепловыделяющих сборок, соответственно, нам потребуются складские помещения для хранения этой продукции, поэтому мы не можем выделить МАГАТЭ для целей БНОУ дополнительные площади в действующем складе. В связи с этим было принято взаимоприемлемое решение о строительстве нового отдельно стоящего склада для исключительно хранения материала МАГАТЭ.
Склад для БНОУ будет представлять собой легкосборный неотапливаемый ангар площадью примерно 900 квадратных метров. Здание будет удовлетворять всем требованиям МАГАТЭ. Сметная стоимость строительства – порядка 700 миллионов тенге, финансирование осуществляют в равных долях МАГАТЭ и УМЗ.
– Поскольку банк будет находиться под юрисдикцией МАГАТЭ, почему Казахстан вкладывает свою долю в строительство склада?
– Казахстан в соответствии с условиями своей заявки на размещение БНОУ должен был предоставить безвозмездно место для хранения НОУ МАГАТЭ. Но поскольку МАГАТЭ выдвинуло дополнительные требования по хранению, принято такое решение – построить новое современное здание. Нам бы пришлось всё равно вкладывать определённые средства в модернизацию действующего склада. Поэтому экономически целесообразно построить отдельное здание.
– Правда ли то, что расходы по хранению материала в БНОУ будут ложиться на Казахстан? И каких именно расходов это требует?
– Да, согласно подписанному соглашению все расходы по хранению НОУ в банке будет нести Казахстан, в частности, УМЗ. Это оплата электроснабжения, затраты на содержание служебных помещений и персонал. На самом деле расходы будут небольшие, речь идёт о нескольких миллионах тенге в год.
– С началом работы БНОУ потребуется ли увеличение штата УМЗ? И нужна ли дополнительная подготовка кадров?
– Мы не планируем увеличивать штат в связи с созданием банка. Приёмку и размещение материала на хранение будет осуществлять имеющийся у нас квалифицированный персонал. Их подготовки достаточно, поскольку с таким материалом наш завод работает не один десяток лет. Возможно, что это будет разовая поставка материала, который мы примем, разместим на складе и будем вести его учёт. Такие операции не требуют значительных людских ресурсов.
– Должен ли МАГАТЭ на регулярной основе осуществлять мониторинг БНОУ на месте или дистанционно?
– МАГАТЭ, поскольку БНОУ является его собственностью, будет периодически осуществлять контроль материала как дистанционно, так и путём направления своих миссий. Периодичность проверок не прописана, но на УМЗ и так приезжают инспекторы МАГАТЭ с другими проверками. Кроме того, соглашением предусмотрено, что УМЗ периодически направляет в МАГАТЭ отчёты о работе банка, которые будут полностью отражать состояние дел по хранению материала.
Вход на склад будет ограничен. Попасть в него персонал УМЗ сможет исключительно в целях функционирования банка, например для учёта НОУ, либо в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации или опасности, требующих принятия срочных мер. Любое другое посещение допускается только с разрешения генерального директора МАГАТЭ. Казахстан и УМЗ гарантируют обеспечение сохранности материала БНОУ.
– В рамках подготовки к размещению банка помимо строительства нового склада потребовалась ли модернизация инфраструктуры УМЗ?
– Склад будет размещён на территории УМЗ, которая охраняется Национальной гвардией. Учитывая высокий политический статус проекта, мы предусмотрели дополнительные меры по обеспечению физической безопасности. В частности, вокруг здания склада будет построено дополнительное ограждение, установлены контрольно-пропускной пункт и противотаранные барьеры, современные средства контроля и обнаружения.
– А для безопасности именно населения будут ли предприняты дополнительные меры, в том числе в соответствии с требованиями МАГАТЭ?
– При разработке систем безопасности БНОУ специалисты УМЗ предусмотрели все меры, обеспечивающие эффективную защиту от возможных террористических атак, диверсий, несанкционированных действий с ядерными материалами. Были актуализированы и разработаны нормативные документы по аварийной готовности и реагированию, по учёту и контролю ядерных материалов, физической и ядерной безопасности.
Если говорить о ядерной безопасности БНОУ, то условия хранения гексафторида на складе в принципе исключают возможность возникновения ядерной аварии или инцидента. Что касается радиационной безопасности, то материал будет храниться в специальных контейнерах-цилиндрах. Корпус такого цилиндра изготовлен из высокопрочной стали толщиной 13 мм, а его конструкция не допускает выхода наружу радиоактивного содержимого.
То есть нами будет соблюдён весь комплекс мер по обеспечению безопасности как персонала, так и населения.
– Поставка материала в БНОУ будет одноразовая в полном объёме?
– Могут и частями поставить. Но собственно как таковое движение материала, привезли-увезли, маловероятно. Это гарантированный запас гексафторида на случай форс-мажорной ситуации. Если государство, которое не обладает технологией обогащения урана, но в то же время развивает или планирует развивать у себя атомную энергетику, не будет иметь возможности получить ядерное топливо на коммерческом рынке, оно сможет воспользоваться для его изготовления запасами МАГАТЭ, которые будут храниться в БНОУ. Но вероятность возникновения такой ситуации и, соответственно, использования НОУ МАГАТЭ крайне мала.
– Когда МАГАТЭ объявит тендер на закупку материала для БНОУ, может ли Казахстан подать свою заявку?
– Может. В настоящее время МАГАТЭ разрабатывает условия и критерии проведения тендера, он будет открытым. И в случае заинтересованности Казахстан в лице Национальной атомной компании "Казатомпром" может принять участие в поставках гексафторида урана в БНОУ.
Хотел бы отметить, что запасов БНОУ в объёме 90 тонн урана в виде гексафторида будет достаточно для одной полной загрузки стандартного ядерного реактора мощностью 1000 МВт. И такого банка, в котором собственником НОУ является международная организация, нигде в мире нет.