"Одними кредитами бизнесу не помочь". На что стоит обратить внимание акиматам и Правительству?
10 июля Правительство представило отчёт об итогах социально-экономического развития страны за первое полугодие 2020 года. Президент Казахстана дал низкую оценку работе кабинета министров, заявив, что были допущены грубые ошибки.
"Ситуация очень сложная. На прошлой неделе я дал ряд поручений Правительству и акимам. Государственная комиссия активизировала свою работу. В ходе борьбы с пандемией для решения неотложных вопросов из Правительства и регионов будет выделено 150 млрд тенге", – сказал Касым-Жомарт Токаев.
На что выделяют деньги и что нужно сделать, чтобы восстановить экономику Казахстана?
"У нас много посредников, поэтому накручивают цены"
Нурболат Курметулы – заместитель директора Центра региональных исследований АО "Институт экономических исследований"
С начала пандемии за первое полугодие на 1,8% упал рост экономики, наибольший показатель в сфере услуг. Это в основном в крупных городах: Алматы, Шымкенте, Нур-Султане. Карантин и ограничительные меры повлияли на дальнейшее развитие этой сферы.
Когда закрыли границы городов, много людей осталось без заработка. Я считаю, что не только в восьми областях упала активность МСБ – ситуация везде такая. Поэтому нужно качественно развивать экономику мегаполисов.
Действующая госпрограмма "Дорожной карты занятости" рассчитана на инфраструктурные проекты. Справедливо президент сказал, что больше упор надо делать на создание постоянных рабочих мест.
Читайте также: "Допущены грубые ошибки". Токаев провёл расширенное заседание Правительства
На заседании Правительства президент затронул много острых вопросов: это и рост цен на лекарства, и лечение больных и состояние бизнеса. Думаю, необходимо усилить контроль на местах над освоением средств.
К примеру, рост цен на продукты обнажил проблемы в сфере логистики. Нет товаропроизводящей системы, развитой логистической инфраструктуры, которые бы позволяли доставлять продукты из поля от производителя до прилавка. У нас много посредников, поэтому накручивают цены. Всё это отражается на населении.
У нас есть все предпосылки для производства лекарств. Этот кризис показал нам новую возможность, надо воспользоваться этим и у себя организовать. Глава государства как раз говорил о новых нишах, возможно, этим стало бы как раз производство лекарств. На прилавках импортные товары подорожали. Сейчас самое время самим производить, а не зависеть от импорта.
"Надо сокращать госзакупки из одного источника"
Бауыржан Мукан – заместитель председателя правления АО "Институт экономических исследований"
150 млрд тенге неспроста выделяется – это от определённых потребностей по регионам: для ИВЛ, лекарств и оплаты труда врачей. От вложенных средств однозначно будет позитивный эффект. Первый – социальный – рост числа выздоравливающих пациентов и снижение смертности. Второй – экономический – 150 млрд тенге на рынке могут оживить некоторые сферы экономики, которые будут вовлечены в этот процесс.
Мы проводили исследование, выявили такой парадокс: в одной из областей Казахстана количество субъектов МСБ имеет высокий показатель, но при этом у них малая доля в валовом выпуске продукции. То, что в восьми областях снизилось количество МСБ, – это внутренние факторы, которые зависят от внешних. Под ними я полагаю МСБ, который вовлечён в экспортно-импортные операции с другими странами. Их операции снизились и, следовательно, внутренняя картина изменилась.
Читайте также: "Лента в соцсетях превратилась в некролог". Виновато ли общество в распространении Covid-19?
"Дорожная карта занятости" 100-процентного увеличения рабочих мест не даст. Это ведь временные проекты. А вот программа "Еңбек" – это поддержка массового предпринимательства. Вот тут должны создаваться постоянные рабочие места. Верно подмечено было, что от всех проектов только 6% занятости. Но это всё зависит от госоргана, который финансирует программу.
По поводу увеличения местного содержания: для этого требуется совершенствование в целом системы госзакупок. Надо сокращать закупки из одного источника, развивать цифровизацию госзакупок, снижать коррупционные риски путём автоматизации процедуры выборы поставщика.
Для поддержки агрокомплекса необходимо развить кооперационную цепочку на селе от поля до прилавка. Это налаживает систему аграрного закупа и сбыта продукции. Если это будет, то местное содержание достигнет 70%.
"У МСБ проблемы с погашением кредитов, которые уже есть"
Каныш Тулеушин – партнёр компании Whiteshield Partners
Двухнедельный перерыв своевременный и нужный. Хорошо, что его сделали половинчатым и более мягким, чем на первом этапе. Почему? Многие эксперты зарубежом подтверждают, что жёсткий карантин влечёт за собой резкий рост заражения. Поэтому многие страны вводят двух-трёхнедельные карантины, готовят медиков, койки, лекарства, потом отпускают, дают бизнесу вздохнуть. Мне понравился этот подход.
Есть международное исследование, согласно которому, если вы вводите, допустим, на месяц карантин, то как минимум господдержка должна осуществляться в размере 10% от ВВП. С учётом уже выделенных средств в Казахстане сумма господдержки не достигает 8-9%. Определённый пробел есть, и эти 150 млрд тенге, о которых сказал президент, необходимы. Вопрос только в эффективности их использования и распределения. Я считаю, тут нужна правильная аналитика.
Что касается малого и среднего бизнеса. Одними кредитами им не поможешь, хоть займы и нужны. У МСБ проблемы с погашением тех кредитов, которые уже есть. Второе – проблемы с оплатой аренды, выплатой зарплаты, оплатой поставщикам и так далее. Вот на что стоит обратить внимание акиматам и Правительству. Кредиты в рамках текущих краткосрочных мер можно давать, но проценты должны быть невысокими. Гранты можно выделить. Возможно, МСБ нужна консалтинговая помощь, чтобы они могли переформатироваться.
Читайте также: "После второго карантина может быть рост числа заражённых". Что думают о локдауне казахстанцы
То, что президент так отрыто говорит о недостатках работы, проблемах в стране – всё от того, что время меняется. Сейчас в Казахстане, как и во многих странах мира, ситуация ухудшилась. Когда всё обостряется, меняются и подходы, меры. Концепцию "слышащего государства" я поддерживаю. Она правильная, и она воплощается, потому что любой комментарий, пост людей отражается. Применяются меры. Общество стало более транспарентным, люди стали либеральнее в своих высказываниях и могут свободно выражать свою точку зрения. Это правильно.
"Настало время, чтобы пришли люди из бизнеса"
Рахим Ошакбаев – президент общественного фонда "Центр прикладных исследований "Талап"
Ещё в 2017 году у меня были дебаты с Елжаном Биртановым (бывшим министром здравоохранения. – Авт.), где я выступал категорически против создания Фонда медстрахования (ФСМС) и предсказывал, что он превратится в бесконтрольную кормушку, у которой будет дорогие офисы и машины, при этом очень низкое качество эффективности.
Читайте также: Токаев: Руководителей ФСМС и СК-Фармация нужно уволить
По сути идея Минздрава в создании фонда была – вывести расходы здравоохранения из бюджетных процедур, из-под контроля Парламента и Счётного комитета, и это им удалось. Как мы видим из последних материалов: в фонде высокие зарплаты, в месяц там тратят миллионы тенге на аренду офиса и аренду мебели для первого руководителя, покупают копеечные флешки за полтора миллиона тенге. Сейчас поручение президента есть на проведение проверки, возможно, следствия. Я думаю, она выявит много фактов как минимум неэффективного расходования средств.
Текущий кризис остро показал низкое качество госуправления Казахстана практически во всех сферах. Текущее госуправление не может обеспечить даже нормальное исполнение базовых функций, не говоря уже о реформах. Базовые функции – это чтобы "скорая помощь" приехала вовремя, чтобы работали Call-центры, чтобы в аптеках были лекарства.
Министерство здравоохранения при Биртанове не смогло нормально наладить сбор статистики. В итоге наша статистика настолько вызывающе искажена, что об этом говорят даже мировые эксперты. Мы единственная страна в мире, которая пошла на публикацию статистики на еженедельной основе по смертности. Даже с этой базовой функцией госуправление не может справиться.
И Нацбанку, и Правительству сейчас нужен новый состав людей, которые не связаны никакими предыдущими обязательствами, не имеют никаких политических ограничений, чтобы принимать решения. За последние годы ни одна из заявленных реформ не была сделана: ни реформы холдинга "КазАгро", ни АО "НУХ "Байтерек", ни квазигосфондов, ни приватизации. Почему? Потому что за всем этим стоят интересы бюрократического олигархического аппарата. Были поручения даны, но госаппарат не может этого сделать.
Из последнего: президент Касым-Жомарт Токаев поручил дать возможность казахстанцам использовать свои пенсионные накопления ещё в сентябре прошлого года. Скоро год истечёт, а ничего не сделано. Куча рабочих групп, которые переливают из пустого в порожнее.
Один их ключевых вопросов для Казахстана – сможем ли мы без серьёзной трансформации политической системы, которая в настоящий момент практически невозможна, сделать хоть какое-то улучшение качества госуправления. Единственный шанс, если привести абсолютно новую плеяду управленцев, как в 90-е годы Елбасы привёл молодых людей из бизнеса, доверил им важные ключевые посты. Сейчас настало время, чтобы пришли молодые люди из частного корпоративного бизнеса, состоявшиеся управленцы, которые доказали свою успешность, которые не нуждаются в деньгах.
Формулировка "уволили" меня возмущает, потому что многие отделываются простыми увольнениями. Они годами сидели, разваливали отрасль, допускали неэффективное расходование, скорее всего, обогащались коррупционными способами. И всё, что возможно применить в отношении таких людей – это покритиковать и уволить? Вы не можете ожидать эффективного госуправления, если не будете наказывать за ошибки, чтобы люди несли ответственность.