Отчаянная борьба с мздоимством, причём с весьма переменным успехом, ведётся во всём мире. Эксперты в итоге пришли к выводу, что победить чудовище коррупции окончательно невозможно. Хорошо, если удаётся свести её распространение до минимума и особенно перекрыть ей доступ в структуры, осуществляющие контроль за финансовыми потоками казны.

– Комитет государственных доходов, объединивший в себе налоговые, таможенные службы, а также подразделения бывшей финансовой полиции, занимавшейся противодействием теневой экономике, часто подвергается критике в связи с тем, что проявления коррупции здесь отнюдь не редкость. С чем связана такая высокая коррупциогенность вашего ведомства?

– Одна из главных причин этого очевидна. Основная масса сотрудников Комитета госдоходов имеет весьма низкий уровень социальной защищённости и в то же время располагает доступом к осуществлению большого количества разрешительных и контрольных функций. Так что искушение использовать эти свои служебные возможности для повышения личных доходов может быть достаточно высоким.

– Реально ли на этом фоне победить коррупцию в ваших рядах?

– Противодействие коррупции – важнейший элемент в обеспечении национальной безопасности страны, выполнении социальных обязательств перед её гражданами и формировании положительного имиджа государства в мировом сообществе. Достижение указанных целей напрямую зависит от эффективности принимаемых государством мер по её предупреждению, а также развитию антикоррупционной культуры в обществе.

С момента своего образования Комитет государственных доходов позиционирует себя как ведомство, ориентированное на оказание населению профессиональных услуг в финансовой сфере, снижение объёмов теневой экономики и уровня коррумпированности аппарата государственных чиновников.

Действительно, в обществе бытует мнение, что "коррупцию победить невозможно", что она, как коррозия, разрушает государственные устои, а её искоренение возможно лишь радикальным "хирургическим" способом. С этим мнением трудно не согласиться, если учесть, что почти ежедневно в СМИ сообщается о всё новых и новых фактах задержания коррупционеров различного, нередко чрезвычайно высокого ранга.

В связи с этим борьба с коррупцией должна осуществляться в соответствии с принципами, основанными на системности, последовательности и достижении результатов.

К таковым относятся неотвратимость наказания; нетерпимость к правонарушениям, даже самым незначительным; соблюдение государственными служащими требований действующего законодательства; формирование антикоррупционной культуры общества. Миссия по реализации этой стратегии в Комитете госдоходов возложена на сотрудников подразделений внутренней безопасности.

– Расскажите подробнее о работе этих подразделений.

– Управление внутренней безопасности КГД было создано для борьбы с коррупцией в собственных рядах. Оно изначально было выведено в отдельное структурное подразделение с прямым подчинением председателю Комитета, а территориальные подразделения УВБ вертикально подчинили центральному аппарату. С целью установления заслона коррупционным проявлениям в самой системе органов государственных доходов Комитет усилил кадровый состав подразделений внутренней безопасности. Если на начальном этапе личный состав состоял из должностных лиц, больше специализировавшихся на таможенном направлении, то теперь подразделения укреплены сотрудниками органов национальной безопасности и антикоррупционной службы с практическим опытом оперативно-следственной работы.

– В связи с тем, что речь зашла о кадрах, которые, как известно, решают всё, не могли бы вы немного рассказать о себе: образование, квалификация, опыт работы?

– В 2002 году я окончил Западно-Казахстанский государственный университет по специальности "бухгалтер-экономист". В 2005 году – Академию КНБ Республики Казахстан. В 2010 году в Евразийской Академии получил специальность "бакалавр юриспруденции".

С декабря 2001 года по август 2003 года работал менеджером отдела кредитования малого и среднего бизнеса по программе Европейского банка реконструкции и развития Уральского филиала АО "Казкоммерцбанк". С августа по сентябрь 2003 года – начальник экономического отдела АО "Аксайавтотранс" (ЗКО). С сентября 2003-го по март 2015 года проходил службу в подразделениях обеспечения экономической безопасности органов КНБ Республики Казахстан. С марта 2015 года прохожу службу в органах государственных доходов Республики Казахстан.

– Хорошая школа. И чем вы занялись сразу после формирования кадров в службе безопасности Комитета госдоходов?

– Далее мы перепроектировали оперативно-служебную деятельность подразделений внутренней безопасности. То есть сейчас мы боремся не с последствиями коррупции, а с её причинами. Тем самым сделан акцент на предупреждение и минимизацию коррупционных правонарушений.

Кадровая перезагрузка и определение приоритетных целей позволили нам разработать ряд эффективных организационно-профилактических мер.

Во-первых, с целью недопущения в собственные ряды лиц, склонных к коррупционным правонарушениям, усилена проверка кандидатов, претендующих на зачисление в аппарат СБ. В итоге с начала нынешнего года в приёме на работу в органы госдоходов отказано 49 кандидатам в связи с наличием на них компрометирующих материалов в различных структурах.

Кроме того, в отношении кандидатов на службу в оперативно-следственные подразделения Службы экономического расследования (СЭР) применяется также жёсткая психологическая проверка посредством полиграфологического исследования.

– Ну, всех через полиграф не прогонишь. А по выражению лица и манерам нельзя ли определить "неблагонадёжную" кандидатуру?

– В этих целях правоохранительной работе подразделений внутренней безопасности был придан рискоориентированный подход. Был составлен психологический портрет потенциального коррупционера, разработаны признаки коррупционного поведения работников, что теперь позволяет оперативникам быстрее и точнее выделять в исследуемом ими контингенте своих гипотетических "клиентов".

В отношении таких лиц тут же усиливается внутриведомственный контроль. То есть всё, что ими делается в рамках исполнения служебных обязанностей, подвергается более тщательному контролю и мониторингу.

Также в отношении подобных сотрудников совместно с Национальным бюро активизированы соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. В результате за 9 месяцев 2016 года по признакам коррупционных уголовных правонарушений в ЕРДР зарегистрировано 185 (в 2015 году – 294) досудебных расследований, из которых 120 или 65% – инициированы собственными силами подразделений внутренней безопасности, либо в результате совместных их мероприятий с другими правоохранительными органами.

Осуждено в итоге 35 должностных лиц, в том числе благодаря участию подразделений внутренней безопасности органов государственных доходов – 20.

– В своё время великий вождь пролетариата любил говорить о неотступности возмездия...

– Правильно говорил. Мы также ужесточили дисциплинарную практику, перенеся основной акцент на неотвратимость наказания за совершение даже незначительного правонарушения.

Вообще, по мнению социологов и криминалистов, "преступность – это неизбежный результат отсутствия порядка. Если, к примеру, разбито окно и не застеклено, то проходящие мимо решают, что никому нет до этого дела и никто ни за что не отвечает. В итоге вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, подталкивающий к более серьёзным преступлениям".

В нашем случае, непринятие мер по пресечению мелких служебных правонарушений может привести к их рецидиву и, как следствие, создаст условия для совершения более серьёзных коррупционных и иных уголовных правонарушений.

Так что совсем не случайно в Комитете за 9 месяцев нынешнего года к к дисциплинарной ответственности было привлечено 3 522 должностных лица. Из них по отрицательным мотивам уволен 61 работник (за 9 месяцев 2015 года наказано 3 014, уволено 42). За проступки же, дискредитирующие государственную службу, к ответственности привлечено 45 лиц (за 9 месяцев 2015 года – 35), 33 – собственными силами (12 уволено).

Важнейшим компонентом в усилении роли профилактики коррупции является также новый Этический кодекс, который закрепил ценности и принципы государственной службы, а также определил стандарты поведения государственных служащих на работе и в быту. К примеру, только в последнее время за нарушения положений Этического кодекса привлечено к ответственности 39 работников (24), в том числе 33 – собственными силами.

– А как насчёт ответственности бастыков за коррупционные фокусы их подчинённых?

– Эта связь неразрывна. В Комитете реально повышена персональная ответственность непосредственных руководителей, подчинённые которых изобличены в коррупции. Так, за слабую антикоррупционную работу и ненадлежащий контроль за деятельностью подчинённых к ответственности привлечены 44 непосредственных и вышестоящих руководителя, в том числе пятеро из них понижены в должности, и один руководитель освобождён от занимаемой поста.

При этом в текущем году в дисциплинарном порядке наказано 4 руководителя территориальных органов государственных доходов и 7 заместителей руководителей областных аппаратов. В прошлом году привлекался к ответственности лишь 1 руководитель и 1 заместитель руководителя областного департамента.

– Ну, а схватить коллегу за руку в момент получения мзды – вам такая методика борьбы с коррупцией внятна?

– Мы совместно с Национальным бюро активизировали работу по выявлению фактов дачи взяток нашим сотрудникам. На сегодня наши работники сообщили о 25 людях, предлагавших им взятку. 14 из этих взяткодателей приговорены к лишению свободы или выплате штрафов.

В результате усиления этого направления оперативно-служебная деятельность по выявлению и пресечению коррупционной деятельности среди работников приобрела более целенаправленный характер.

– Болатбек Хайреденович, есть ли конкретные результаты от этих мер?

– Принятые меры начали давать свои результаты. Сегодня мы можем констатировать снижение уровня коррупциогенности в органах госдоходов.

За 9 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года удалось сократить почти на 37% количество коррупционных досудебных расследований (с 294 до 185), регистрируемых в отношении сотрудников органов госдоходов.

– Может, ваши опера просто стали не всё фиксировать?

– Если я вам скажу, что 120 из 185 коррупционных досудебных расследований или 65% их были инициированы силами наших подразделений внутренней безопасности либо совместными их действиями с другими правоохранительными органами, то, думаю, отвечу на ваш каверзный вопрос. Мы не покрываем своих "оборотней".

При этом почти в 2 раза снизилось количество уголовных дел по фактам получения взяток (с 88 до 45) в системе госдоходов. И это тоже результат системной борьбы, а не лакированная статистика. При этом хочу отметить, снижение проявлений коррупции в системе органов госдоходов является результатом работы не только подразделений внутренней безопасности, но и в целом всего коллектива Комитета государственных доходов.

К примеру, на сегодняшний день проводится большая работа по обеспечению прозрачности оказываемых комитетом государственных услуг.

Приняты меры по минимизации контактов работников с населением при оказании гражданам государственных услуг, а также по повышению качества услуг на основе принципов клиентоориентированного подхода. Таким образом, на сегодня 34 (69,4%) из 52 услуг автоматизированы.

Реализуется ряд мероприятий в сфере таможенного и налогового администрирования в рамках Плана нации "100 конкретных шагов".

– Кстати, именно таможня всегда была рассадником самой отмороженной коррупции.

– Для качественного улучшения таможенного администрирования предлагается введение следующих инициатив: возможность выпуска товаров на границе; новая информационная система "Астана-1"; переход на электронное декларирование и автоматический выпуск товаров; а также перенос акцента контроля на этап после выпуска товаров.

Если система управления рисками (СУР) не выявляет нарушений, выпуск товаров производится на границе, при этом время прохождения всех операций составит 29 минут.

В июле текущего года на базе ЦТО ДГД по Астане запущена пилотная версия первой очереди совершенно новой системы "Астана-1", в работе которой участвуют 20 участников ВЭД.

ИС "Астана-1" объединяет 5 действующих таможенных систем и интегрируется с системами уполномоченных органов, что позволит подавать декларации на товары в электронном виде без бумажного предоставления документов.

В сентябре текущего года система внедрена на крупных участках таможенного оформления в г. Алматы и Алматинской области. Полное внедрение ИС "Астана-1" планируется к 1 июля 2017 года.

Подача декларации на товары в электронном виде не сопровождается предоставлением документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.

При этом существенная доля товаров после проверки с применением СУР и в случае не выявления рисков будет выпускаться автоматически, без участия должностного лица. Вместе с тем переход на электронное декларирование позволяет реализовать перенос акцента таможенного контроля таможенной стоимости и по классификации товаров на этап после выпуска товаров.

– Вы ведь ещё собираете налоги. И тут также большой простор для коррупционных притязаний.

– Для улучшения налогового администрирования внедряются: единый лицевой счёт (сокращение КБК); единая система управления рисками; новый подход к проверкам крупных налогоплательщиков и инвесторов; сфера налогового мониторинга; новый механизм досудебной апелляции.

Введение единого лицевого счёта позволяет объединить налоговые и таможенные лицевые счета, что в разы сокращает время обработки запросов, с концентрацией всей информации по налогоплательщику в одном месте. В результате будет автоматически производиться зачёт "переплата-недоимка".

Также будут проводиться онлайн-платежи от банков в режиме реального времени.

В настоящее время платёжная информация по уплате налогов и платежей в бюджет передаётся банками только после закрытия ими операционного дня по схеме: филиал банка – головной банк – Казахстанский центр межбанковских расчётов Национального банка Республики Казахстан (КЦМР) – Комитет казначейства МФ РК – КГД.

Следующий шаг в развитии администрирования – это развитие системы управления рисками.

Так, в связи с переходом на электронный формат документов генерируется большой поток быстрорастущих данных (например, данные из деклараций на товары, налоговых форм, сведения других государственных органов, сведения из стран ТС, зарубежных организаций, электронные счета-фактуры, сведения контрольно-кассовых машин и т.д.).

Ввиду увеличения доступных сведений возникла потребность в применении методов data mining с целью осуществления углублённого анализа данных: основываясь на продвинутых методах и специальных инструментах анализа возможно выявлять сложные взаимосвязи между различными данными и предусмотреть наступление будущих событий.

– Таких, например, как вымогательство за ускорение прохождения налоговых проверок?

– На всякие такие случаи предусмотрен и новый подход по проверкам крупных налогоплательщиков и инвесторов.

Теперь сотрудник проверяет налогоплательщика, после проверки представляет налогоплательщику проект акта проверки, после чего налогоплательщик, ознакомившись с проектом акта проверки, уведомляет проверяющего о несогласии с проектом акта с обоснованием причин. Далее проект акта проверки и уведомление о несогласии направляется в КГД, где на основании материалов принимается решение. В итоге составляется окончательный акт проверки, который направляется налогоплательщику.

В целях смещения акцента контроля с налоговой проверки на камеральный контроль планируется внедрение горизонтального мониторинга.

Так, налогоплательщик раскрывает формы учёта финансово-хозяйственной деятельности и предоставляет постоянный доступ к бухгалтерским данным, а налоговые органы ускоренно предоставляют консультации по налоговым вопросам.

Вводится досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров. Сейчас досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров осуществляется КГД. Для объективной оценки досудебных споров внесено предложение: досудебное урегулирование споров осуществлять на уровне апелляционной комиссии при Министерстве финансов, с включением в неё представителей других заинтересованных государственных органов и НПП.

В действующей ИС ЭСФ запланирована реализация нового модуля – "Сквозной контроль", который позволяет отслеживать товар с момента пересечения границы (импорт) до конечного потребителя.

Такие нововведения направлены в первую очередь на защиту бизнеса путём снижения административного присутствия.

– Привлекаете ли вы к антикоррупционной работе представителей общественности?

– Мы придерживаемся позиции, когда для органов государственных доходов установление прямой связи с общественностью является важнейшим резервом в работе по предупреждению коррупции. С целью массового антикоррупционного просвещения и придания публичности проводимой антикоррупционной работе ряд областных департаментов совместно с филиалами партии "Нұр Отан" и Национальной палатой предпринимателей подписали меморандумы о сотрудничестве в сфере противодействия коррупции.

В целях формирования эффективно функционирующей системы, ориентированной на качество предоставляемых услуг, мы на постоянной основе проводим также заседания консультативных советов и круглые столы.

За отчётный период по вопросам создания благоприятных условий для бизнеса в сфере таможенного и налогового администрирования, в том числе, с обсуждением вопросов по противодействию коррупции проведено 26 заседаний консультативных советов и 1 424 заседания круглого стола.

Кроме того, мы развернули работу по проведению антикоррупционного мониторинга и внутреннего анализа коррупционных рисков.

С учётом нововведений в антикоррупционном законодательстве Комитет начал использовать в своей работе и новые механизмы предупреждения коррупции, такие как антикоррупционный мониторинг.

За отчётный период проведено 65 антикоррупционных мониторингов и 51 внутренний анализ коррупционных рисков. По отдельным коррупционным рискам выработаны рекомендации по их минимизации и устранению условий их возникновения.

По 2 рискам (в части налоговых обследований и дискреционных норм в статьях КоАП) инициированы конкретные законодательные меры по их минимизации.

– Какую главную задачу ваше ведомство ставит сегодня перед собой?

– В целом предпринятые нами меры по профилактике коррупции позволили достичь в текущем году определённых положительных результатов в антикоррупционной работе.

Но останавливаться на достигнутом мы не собираемся.

Наша цель сегодня – разрушить сложившийся стереотип о коррупмированности органов государственных доходов. Для этого у нас есть чёткая концепция и алгоритм действий.

В завершение хотелось бы призвать наших соотечественников занять более активную гражданскую позицию в противодействии коррупции, являющейся общим злом, грозящим счастливому будущему наших детей и спокойной старости родителей.

В свою очередь, мы открыты к любому диалогу по имеющимся каналам связи, в том числе посредством мобильного приложения WhatsApр по номеру +7 778 144 1 144.