Заведующий отделом истории Казахстана ХХ века Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова Шамек Тлеубаев в интервью Informburo.kz высказался об историческом значении январских событий.

– Осознают ли, на ваш взгляд, казахстанцы и власти страны историческое значение январских событий? Можно ли назвать последние события самыми важными за всю историю независимости?

– Конечно, можно! События потрясли наше общество и государство. Слава Богу, руководство страны проявило свою решимость и твёрдость характера.

Эти события реально могли вылиться в нечто ещё более ужасное. Разумеется, эти трагические события обязательно останутся в истории независимого Казахстана. В своё время им будет дана объективная, справедливая историческая оценка.

Исследователи ещё изучат причины и научно обоснуют последствия. Мы, общество и власть, должны извлечь уроки из этих событий, поэтому, собственно, и нужна история как наука. Исторические знания и исторический опыт необходимы для будущих поколений, чтобы они не повторяли ошибок в будущем, должны извлечь уроки.

– Что, по-вашему, на самом деле произошло в этот раз?

– Протесты начались с требований людей, которые вышли выразить свою гражданскую позицию. Протестами воспользовались деструктивные силы, террористы, и всё вылилось в трагедию. Всё смешалось. Накопившиеся проблемы привели к большому горю. Социальные потрясения всегда происходят, когда ухудшается социально-экономическое положение народа. Это многократно доказано историей. Если государство и власть не будут решать социально-экономические проблемы населения, в будущем всё может повториться.

– Некоторые в Сети начали употреблять выражение "Кантар" про аналогии с "Желтоксаном". Насколько это уместно и исторически справедливо?

– Январские трагические события стали непростыми как для народа, так и для властей.

В отечественной истории событий, которые можно было бы сравнить с январскими, кажется, не было,

хотя трагических событий было немало. Эти события, на мой взгляд, несравнимы с декабрьскими восстаниями 1986 года в Алматы, ибо тогда Казахстан был, можно сказать, советской колонией и то была борьба за независимость страны. Желтоксан стал продолжением предыдущей национально-освободительной борьбы казахского народа. Мы на это должны смотреть с точки зрения исторической преемственности: национально-освободительные восстания Исатая и Махамбета, борьба Кенесары хана, восстания 1916 и 1930-х годов. И Желтоксан – продолжение этих восстаний.  

В основе же январских событий лежат социально-экономические и бытовые причины. Если помните, протесты начались на западе страны, люди выступали против повышения цен на газ. На это наслоились проблемы, которые не были решены за 30 лет независимости. Это в первую очередь проблемы доступности жилья, массовой безработицы, обеспечения аулов питьевой водой, а также земельный вопрос (вспомните в 2016 году земельные митинги). И то, что протесты в этот раз начались с подорожания газа, тоже неслучайно, так как люди понимают, что повышение цен на топливо влечёт автоматический рост цен на продукты питания, услуги, товары, что, разумеется, отразится на благосостоянии населения, а положение основной части населения и без этого трудное. То есть на передний план выходит социально-экономический фактор. Существует огромная пропасть между богатыми и бедными, не решены проблемы села, что подхлестнуло урбанизацию, и аульная молодёжь в поисках работы хлынула в города, особенно в крупнейший мегаполис страны – Алматы.

– В своих интервью вы делаете акцент на ослаблении национальной идеологии в стране и утрату патриотизма среди молодёжи. Какую роль они играют в таких случаях?

– Я считаю, что у нас наблюдаются пробелы в национальной идеологии. За годы независимости власти по большей части твердили, что приоритетом является экономическое развитие страны, а идеология хромала. Власти отдалились от народа. Чиновники разного уровня как бы работают на начальство, а не на население. Ослабели уровень образования и патриотическое воспитание детей и молодёжи.

Ещё великий казахский просветитель Ахмет Байтурсынов говорил: "Если страна не любит своих детей, то откуда взяться детям, любящим страну?".

Сейчас наших детей воспитывают соцсети со всеми вытекающими последствиями. Утрачиваются национальные традиции воспитания в семье. К тому же если у представителей власти и чиновников нет нормального чувства патриотизма, то как будет оно у простого народа? В связи с этим я считаю очень уместным и своевременным нынешнюю концепцию "слышащего государства", предложенную  президентом страны Касым-Жомартом Токаевым. Он хорошо понимает ситуацию. Государство в целом должно понимать народ, его настроения, чаяния и проблемы. Казахстанцы сейчас с большой надеждой наблюдают за решениями, принимаемыми на самом высоком уровне.

– Во время январских событий также звучали опасения, что страна может потерять независимость. Что вы об этом думаете?

– Я как-то сказал в одном из интервью, что обрести независимость порой бывает легче, чем её сохранить. Эти события действительно показали, что страна может лишиться своего главного достижения – независимости. Сейчас важны политические и социально-экономические реформы.

Особенно нужно реформировать, правоохранительные органы, силовые структуры,

искоренять коррупцию. И в целом государственные органы должны завоёвывать доверие народа. Но подобные серьёзные изменения не делаются так быстро и общество тоже должно в этом помогать. Нам предстоит всем вместе построить новый Казахстан.


Читайте также: