17 апреля в Алматы "Лекторий.kz" проведёт показ моноспектакля "Евгений Онегин". Весь поэтический текст читает известный актёр российского театра и кино, режиссёр Дмитрий Дюжев.

Перед выступлением артист побеседовал с журналистом Informburo.kz и рассказал, как ему удаётся перевоплощаться в Онегина, какие приёмы в кино и на сцене он использует, а также с каким режиссёрами хотел бы поработать.

– Дмитрий, вы сейчас активно гастролируете с моноспектаклем "Онегин" режиссёра Антонины Кузнецовой. Расскажите, пожалуйста, как шла подготовка к внушительной программе?

– Ещё со школьной поры мы проходили по школьной программе "Евгения Онегина", и я до сих пор помню, что учитель привлекал наше внимание к прямой речи героев этого произведения. Уже тогда во мне проявилась скрытая любовь к умению красиво объясниться, к желанию красиво и литературно говорить. Даже могу сказать, что в свои режиссёрские работы я впоследствии вкладывал кинопоэзию. На четвёртом курсе мастерской Марка Анатольевича Захарова мы с моим педагогом по художественному слову, по совместительству режиссёром, актрисой Антониной Кузнецовой получили на конкурсе чтецов первую премию, я тогда читал воспоминания Шаляпина. После того, как мы с триумфом победили, Антонина Михайловна сказала: "Мы с вами, Дмитрий, должны сделать большую поэтическую программу". Это было в 1999 году. И вот пролетело почти 20 лет, волею судьбы я встретил, гуляя по улице, своего педагога. Она мне сказала: "Димыч, мы с вами будем ставить Евгения Онегина – моноспектакль!"

70 печатных листов наизусть – такое сразу сложно было представить. Мы взяли год на подготовку, разбирали роман, я читал литературу, самые разные труды поэтов и статьи историков про произведение "Евгений Онегин". Мы изучали устаревшие в русском языке значения, всё для того, чтобы читая со сцены произведение, я знал и понимал абсолютно всё, про что рассказываю. И вот к концу года я понял, что финал близок, строчки Пушкина мне тогда уже снились, казались мне, буквально казались повсюду. Это был тяжелейший труд, наверное, не каждый смог бы приложить такие усилия и сделать это.

– Ваши коллеги, взять Сергея Маковецкого, Владимира Вдовиченкова, в разное время тоже были задействованы в одноимённом спектакле. Они рассказывали о своих хитростях, как вжиться в роль. У вас такие приёмы есть?

– Прежде всего, скажу: чтобы сыграть персонажа, вы должны детально знать его медицинскую карту. А именно: его самочувствие, его внутренние мысли, а значит, его психологический ряд. Для того чтобы понимать психофизику героя, нужно найти среди окружающих тебя людей, прототип этого персонажа. И наблюдая за ним, проживая с ним какое-то время, с этим настоящим человеком, вы должны зафиксировать в памяти его привычки, его психофизические особенности. То есть необходимо понимать эмоциональную составляющую героя, размер накала страстей, которые его окружают. Разумеется, род деятельности этого персонажа, его время в истории, его желания и стремления, это в первую очередь нужно принимать во внимание. Существует масса упражнений по всем известному Станиславскому, например: проснувшись утром, вспомните медицинскую карту героя, его психологический ряд, и начните день от лица своего персонажа, оденьтесь как он, позавтракайте, делайте всё, что сделал бы он. К вечеру вы принесёте в театр к спектаклю готовый образ нужного героя.

Театральный педагог Михаил Чехов предлагал систему "психологический жест". То есть через пластику, через тело, через организм, оставаясь самим собой, изображать героя, его походку, его мимику, жесты. Играя монаха, актёр должен понимать, что его персонаж живёт в замкнутом пространстве годами, и силой, мощью голоса, не может взять. Тут на переднем фоне будет покорность, смиренность. Когда я играл наркомана в сериале "Бригада", то я понимал, что мой герой Космос имеет гораздо большие рамки накала страстей, а значит, я мог развивать своего персонажа до немыслимо яростной эмоции.

– Дмитрий, у вас в фильмографии больше 60 картин. Какой ролью за всю карьеру вы гордитесь больше всего?

– Отвечу так: у меня нет ни одной роли, которую бы я взял просто так, всегда был основополагающий аргумент, почему именно я должен сыграть этого героя? Внутренне я себе всегда отвечал на вопрос: почему ты влюбился в этого персонажа, чем он тебе ценен, почему именно ты снимаешься в этом фильме? Ведь сделав выбор в пользу той или иной картины, каждый актёр осознаёт, что ближайшие полгода будут проходить под эгидой этого проекта, жизнью этого персонажа. Все мои герои – мои дети, это люди, которых я родил в творческом процессе. Поэтому выделить какую-то конкретную из всех ролей – это как выбрать, кем из своих детей вы гордитесь больше всего.

– Сериалы побеждают кино по популярности, по крайней мере, так считают эксперты западного рынка. Что ближе вам?

– Мне ближе коэффициент таланта, прежде всего. Как любит говорить Никита Сергеевич Михалков: важно не что, важно с кем. Формат полного метра или многосерийного телефильма, что в переводе означает сериал – всё зависит от творческой составляющей режиссёра, команды и коэффициента их таланта. Если всё совпало, да ещё и драматургия сюжета сильная, то артист пойдёт и на полный метр, и в сериал.


Дмитрий Дюжев на сцене театра в Москве / Фото с сайта The Тelegraph

– Дмитрий, у какого режиссера вы хотели бы сняться?

– Я бы хотел сняться у Тарковского, у Германа, если бы они были живы. Это люди, которые думают кинопоэзией, люди, для которых снимать впопыхах, набегу –неприемлемо. Им всегда, что есть сказать актёру, быть его учителем, другом, свободой. Только в такие моменты артист в работе с режиссёром по-настоящему счастлив. Эмоции я получил, работая с Шахназаровым, Михалковым, Балабановым, Лунгиным. Алексей Сидоров, режиссёр сериала "Бригада", открыл для нас целую профессию, за что я ему невероятно благодарен, считаю его настоящим талантом, творцом и художником. А если отвечать на ваш вопрос, то назову фамилию режиссёра Звягинцева, который интересен мне именно тем, что он умеет раскрыть тему произведения, образ героя, считывая образ за образом, сцену за сценой, он награждает тебя. Это настоящее удовольствие проводить время за просмотром киноработ Андрея Звягинцева.

– Назовите топ-3 актёров из вашего списка.

– Марлон Брандо за его роль в фильме "Трамвай "Желание", Никита Михалков с его ролью в "Жестоком романсе" и Иннокентий Смоктуновский с ролью в "Гамлете".

– На гастролях с "Онегиным" в Саратове вы призвали публику не читать жёлтую прессу. Какие именно издания вы считаете жёлтыми?

– Я такой человек, что не ищу виноватых, считаю, что начать нужно с себя. Призывая зрителей не читать жёлтую прессу, этим самым я стараюсь оградить здравомыслящих людей от неофициальной информации. Не нужно читать в интернете блоги, которые тоже не являются официальными проверенными новостями. Даже на первых страницах поисковых систем пользователям выдаются неподтверждённые данные, которым могут верить читатели. То есть кто-то слышал, кому-то показалось, он рассказал дальше и пошло в массы. Поэтому я предупредил своего зрителя, что есть большой бизнес, в котором успешно продаются слухи. Это как ветряная мельница, с ней невозможно бороться, нужно быть, прежде всего, честным друг с другом, я не хочу, чтобы кто-то из сотрудников жёлтой прессы зарабатывал на моём честном имени. Накануне я провёл викторину, после которой в интернете начали распространять обо мне всякие досужие слухи.

– Да, я читала различные публикации, где зрители отметили ваше странное поведение. Расскажите, что на самом деле произошло?

– Если говорить в деталях, в тот день гримёр наложил мне очень светлый тон на лицо, и когда я оказался в студии, то сразу спросил: Не кажется ли вам, что у лица бледноватый тон, не могли бы вы сделать какую-то коррекцию, чтобы лицо было живое, а не как тональный блин? У меня не были прорисованы глаза, на фоне бледной кожи они кажутся красными относительно бледного грима. Это мой первый прямой эфир, первый такой опыт ведения передачи онлайн. Кроме того, в студии было жарко, из-за этого носогубная часть лица у меня постоянно потела, салфеток с собой не было. Про тон гримёры мне сказали, что всё хорошо, и ничего исправлять не надо, спорить я с ними не стал. Потом комментаторы написали под прямым эфиром, что я всё время трогал нос, на самом деле трогал не нос, а промокал тыльной стороной руки носогубную часть. Я не наркоман, я не принимаю наркотики, я веду здоровый образ жизни. А тем, кому постоянно хочется видеть во мне персонажа Космоса из "Бригады", скажу, что у меня в фильмографии помимо этого есть целый спектр персонажей, к артисту Дюжеву они не имеют отношения. В обычной жизни я семейный, верующий человек, отец двоих детей, который если и может себе что-то позволить, так это немного выпить на праздники.


Дмитрий Дюжев известен своими режиссёрскими работами / Фото с сайта 24smi.org

– В эфире передачи "Без обид" латвийского телеканала LTV7 ранее вы сделали заявление, которое растиражировали многие СМИ. Журналисты писали, что россияне с вашей подачи "заслуживают лабуду и туфту", которую им показывают телеканалы. Якобы к такому выводу вы пришли после того, как в аэропорту во время регистрации на рейс пассажиры отказались пропустить вас в начало очереди, и вы этим оскорбились. Прокомментируйте, пожалуйста, эти события?

– В тот день у меня был вылет в пять утра, оставалось 40 минут до посадки, перед собой я увидел большую очередь. По правилам авиакомпании пассажиры бизнес-класса проходят к своей стойке регистрации, минуя общую очередь, но там, по всей видимости, нашлись нарушители. Я интеллигентно спросил о возможности пройти вперёд за неимением времени, люди меня пропустили. Далее я наткнулся на конфликт, и очень хотел его избежать. Но отдельные люди начали меня оскорблять фразами: "Какой ты наглый", "Вот так сразу и прошёл", "Да что простых людей спрашивать", "Они боятся тебе сказать, потому что ты зазвездившийся", "Да что ты сделал полезного, чтобы так себя вести". На что я объяснил, что тороплюсь, но при этом снова вернулся в конец очереди, однако тот мужчина не унимался и всё кричал: "Да кто ты такой, что ты сделал полезного". Я говорю: "Так может вы не видели фильмы с моим участием, поэтому не знаете, что полезного я сделал, может, вы смотрите какие-то другие плохие сериалы, считая, что я плохой артист?" С таким настроением я прилетел в Ригу, где в эфире решил поделиться эмоциями с ведущим латвийского телеканала. Такое произошло со мной впервые, всегда встречались самые добрые, исключительно приветливые люди. Именно поэтому случившееся так сильно меня задело, не более.

– Поддерживаете ли вы связь с девочкой Светой, которая пострадала в ДТП с вашим участием в 2011 году? Были ли после этого нарушения дорожных правил, какой совет дадите всем водителям, участникам дорожного движения?

– Со Светой мы поддерживаем связь по праздникам, каждый день мы не видимся. События того дня помню, как сейчас: школьница восьми лет Света и её сестра Катя выбежали на дорогу из-за стоявшей на обочине машины. Света за доли секунды оказалась перед моим автомобилем, слава богу, что я мгновенно ударил по тормозам. Этим я спас себе и ребёнку жизнь, в следующее мгновение на дороге стояла и Катя, которая бежала сразу за сестрой. Я сделал всё возможное, что от меня тогда зависело, обошлось без плохих последствий. После этого нарушений правил дорожного движения у меня не было, в противном случае вы бы сразу узнали об этом из прессы, которая внимательно следит за каждым моим чихом. Всем автовладельцам я хочу пожелать: прежде всего, когда вы садитесь в свой автомобиль, дайте себе несколько секунд сосредоточиться на той ответственности, которую вы несёте перед окружающим миром. Вы за рулём страшнейшей железной машины, которая может принести вред человеку, постарайтесь не отвечать на SMS, на звонки. Не думайте, что случайности, заканчивающиеся трагедией – это всегда про других.