Денис Коломацкий, Hyundai Auto Kazakhstan: Уже через месяц поставки авто увеличатся вдвое
Увеличение объёмов производства стало результатом переговоров Hyundai Auto Kazakhstan, дочерней компании "Астана Моторс" (Казахстан), с Hyundai Motor Company (Южная Корея).
Директор официальной дистрибьюции Hyundai Auto Kazakhstan Денис Коломацкий раскрыл некоторые подробности переговоров со штаб-квартирой Hyundai и рассказал о ближайших планах отечественного завода по производству легковых авто в Алматы:
– В октябре 2020 года Hyundai Trans Kazakhstan запустил линию мелкоузлового производства с цехами сварки и окраски Hyundai Accent. В целом на тот момент завод выпускал семь моделей Hyundai: Accent, Creta, Tucson, Sonata, Elantra, Santa Fe, чуть позже добавился Palisade.
В мире тем временем нарастал кризис, связанный с пандемией. Спрос на автомобили в большинстве стран упал, заводы остановили работу и ушли в локдаун. При этом резко возрос спрос на гаджеты, "умную" технику, медицинское оборудование – на них и переориентировались производители полупроводников и электронных микрочипов. Так мировой автопром остался без одного из важнейших в современном мире элементов, от которых зависит работа многих систем автомобиля. При производстве одного авто, например, используется до 3 тысяч микрочипов.
Ситуацию значительно усугубило нарушение логистики. Мы получали комплектующие из Южной Кореи по двум маршрутам – морем через Россию и через Китай. Когда в Китае начались проблемы в связи с карантином, грузы месяцами простаивали на границе. Большинство компаний перекинули поставки товаров на маршрут через Россию. В результате в РФ случился коллапс, порты были перегружены, суда простаивали в рейдах, образовался дефицит контейнеров и финтинговых платформ (это специализированная платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров). Цена доставки одного контейнера взлетела с 3500 до 12 500 долларов, кратно увеличились сроки доставки комплектующих. Если до логистического кризиса весь путь контейнеров с комплектующими из Южной Кореи до Алматы занимал месяц, то в пандемию транзитное время увеличилось до полугода.
Вместе с тем мы наблюдали растущий спрос на наши автомобили. В 2021 году продажи новых Hyundai в Казахстане составили 22 736 единиц, что на 27,33% больше, чем в 2020 году.
– Каким образом вы производили авто с такой задержкой комплектующих?
– Работали на запасах. Для производства крайне важно соблюдать тайминг и не выбиваться из графика, поэтому мы обязательно закупаем комплектующие на 3-4 месяца вперед.
– Связан ли рост продаж с программой льготного кредитования?
– Безусловно, новая программа льготного кредитования увеличила число желающих приобрести автомобиль. При этом если в 2021 году было продано 22 736 автомобилей Hyundai, то из них около 3% было приобретено по программе льготного кредитования. По нашим прогнозам, в этом году за счёт новой программы эта цифра может увеличится примерно до 10% от общих продаж.
Стоит отметить, что Hyundai популярен за счёт высоких потребительских характеристик автомобилей – технологичность, качество, комфорт, дизайн. И цена привлекательная, судя по тому, что львиную долю общего объёма продаж Hyundai составляют автомобили, приобретённые за наличные средства.
Планируя строительство завода Hyundai Trans Kazakhstan, мы прогнозировали, что выйдем на полную мощность – 45 тысяч автомобилей – в 2023 году. Однако через год работы предприятия спрос на наши авто значительно превышал предложение, и мы поставили себе задачу выйти на полную мощность производства уже в этом году.
Вместе с тем поставки комплектующих затягивались. Чтобы минимизировать риски и не зависеть от поставок с одного-двух направлений, в частности с севера (Россия) и востока (Южная Корея) мы начали искать возможности поставок комплектующих с других заводов Нyundai Motor Company как на юго-востоке, так и на западе. Такими альтернативами могли стать поставки комплектующих с заводов Hyundai из Чехии, Турции, Китая, Индии.
В октябре 2021 года мы начали переговоры с Hyundai Motor Company по расширению географии маршрутов поставок и увеличению квоты на поставки комплектующих в Казахстан.
– Обсуждение длилось семь месяцев, что мешало прийти к соглашению раньше?
– Переговоры шли на международном уровне. Речь о глобальных изменениях в работе ряда крупных компаний и предприятий. Пересмотр поставок для той или иной страны, перенастройка логистики – это трудоёмкий процесс, в котором были задействованы несколько государств, это перестройка многих бизнес- и производственных процессов. И буквально на днях мы достигли желаемых результатов. Зарубежные партнёры выразили доверие нам, пересмотрели свои планы, задействовали дополнительные ресурсы, чтобы мы могли производить больше автомобилей для наших клиентов.
Таким образом, сейчас я с уверенностью могу сказать, что в этом году Hyundai Trans Kazakhstan выходит на полную производственную мощность. В 2021 году завод выпускал порядка двух тысяч автомобилей в месяц. С начала текущего года до настоящего время мы поставили на казахстанский рынок более девяти тысяч автомобилей. План на май – более двух тысяч единиц, на июнь – порядка трёх тысяч, и с июля Hyundai Trans Kazakhstan будет производить по четыре тысячи машин каждый месяц для Казахстана.
Итого за год – это более 37 тысяч авто для отечественного рынка, в том числе от 7 до 10 тысяч автомобилей мы произведём мелкоузловым методом, на сегодня это Hyundai Accent и Hyundai Tucson. К слову, если заглядывать вперед, наша стратегическая цель – увеличить объёмы мелкоузлового производства автомобилей и параллельно наладить производство автокомпонентов на собственном заводе, который мы планируем построить в Алматы.
– Санкции против России никак не сказались на вашей работе?
– Конечно, отразились. В связи с геополитической ситуацией мы испытываем проблемы с поставками некоторых комплектующих с завода Hyundai в Санкт-Петербурге на Accent и Creta. Благодаря новым договорённостям с Hyundai Motor Company по увеличению квоты на комплектующие для Казахстана и открытию дополнительных маршрутов мы чувствуем себя уверенно и, более того, продолжаем расширять модельный ряд. В феврале этого года Hyundai Trans Kazakhstan поставил на линию минивэн Staria, а в июне завод начнет выпускать SUV Hyundai Bayon и легковой автомобиль Hyundai i30.
Мы также пересмотрели маршрут поставок комплектующих для производства модели Accent: в настоящий момент мы уже получили первые партии комплектующих с заводов Hyundai в Китае, Индии и Южной Кореи.
– Перспективы радуют. Однако сейчас покупатели утверждают, что в автоцентрах нет автомобилей, а ждать и упускать привлекательные условия льготного кредитования не хочется. Что делать?
– Я рекомендую следующий алгоритм действий. Для начала нужно определиться с моделью, которую вы хотите приобрести. Затем посетите салон официальных дилеров Hyundai, которые есть практически в каждом городе. Сотрудники дилерских центров помогут вам определиться с комплектацией и цветом автомобиля, помогут в поиске автомобиля, который вы желаете. Возможно, с линии производства на нашем заводе уже сошел похожий автомобиль, и его готовят к отправке в автоцентр – тогда на авто нужно поставить бронь. Если автомобиля, который вы желаете, нет – вас поставят в электронную очередь.
Ни один завод в мире не производит одновременно весь модельный ряд со всем разнообразием комплектаций и цветов, это технически невозможно и нецелесообразно. Производственный процесс занимает время и предприятие выпускает автомобили партиями, по плану, который мы формируем исходя из заказов дилеров, а они готовят заказы на производство с учётом запросов покупателей. Таким образом мы выпускаем модели, комплектации и цвета наиболее популярные на тот или иной период времени. Поэтому если вашего автомобиля пока нет в автоцентре и его ещё не произвели, нужно будет подождать какое-то время. В настоящий момент период ожидания автомобиля составляет порядка 2-2,5 месяца. Уже в ближайшее время, с увеличением объёмов производства на нашем заводе, время ожидания значительно сократится.
Из 25 тысяч авто, которые мы произведём до конца года, 20 тысяч можно рассматривать как вариант для приобретения по программе льготного автокредитования. Это самые популярные модели, стоимость которых не превышает 15 млн тенге. Основные условия кредитования по программе 2022: номинальная ставка вознаграждения – 4%, сумма кредитования – не более 10 млн тенге, стоимость автомобиля – не более 15 млн тенге, кредит на срок не более 7 лет, первоначальный взнос – от 0%.
– Хотелось бы обсудить неразбериху в очередях за автомобилями. Судя по информации из социальных сетей, наиболее проворные заняли очереди одновременно в нескольких дилерских центрах. Значит ли это, что они получат несколько авто?
– На сегодня в Казахстане 21 дилерский центр Hyundai. Каждый дилерский центр ведёт свою очередь клиентов. Внутри центра эта очередь единая для всех, вне зависимости покупаете ли вы автомобиль за наличные, по льготной программе или по другим финансовым программам. Для нас все клиенты равны, и дилеры выдают автомобили по мере поступления, в порядке очерёдности. В конечном итоге это одна консолидированная очередь, которую видим и контролируем мы – официальный дистрибьютор Hyundai в Казахстане. Мы не вправе ограничивать потребителя в выборе того или иного дилерского центра, и так как у каждого центра своя очередь – потребитель может записаться в несколько одновременно. Но получив счёт на оплату автомобиля в одном, он теряет места в очередях в других дилерских центрах.
Неутешительный прогноз для так называемых перекупщиков.
Я бы сказал, это конец. Как только мы вдвое увеличим поставки авто на рынок – перекупщики останутся без работы, по крайней мере по нашему бренду. Перекупщики процветают в период дефицита: если есть высокий спрос на товар, а на рынке его недостаточно, то быстро найдутся желающие заработать на этом.
Через пару месяцев перекупщики поймут, что их "бизнес" теряет смысл. Поэтому мы рекомендуем не покупать авто у частных лиц, переплачивая за новые автомобили, которые можно будет уже через два-три месяца купить в дилерских центрах по официальной цене, юридически чистые, с гарантией. Важное преимущество покупки авто в официальном дилерском центре – это безопасность сделки и сервисное обслуживание по стандартам Hyundai.
В связи с дефицитом автомобилей, о котором я говорил ранее, в последние месяцы движение в очереди замедлилось, однако уже со следующего месяца дилеры будут получать больше автомобилей и в июле-августе ажиотаж пойдёт на спад.
– Как вести себя, если менеджер в дилерском центре навязывает дополнительное оборудование к автомобилю?
– Звонить в контакт-центр 7007, здесь консультируют и принимают обращения клиентов, в том числе по неправомерным фактам.
Как официальный дистрибьютор Hyundai мы работаем по принципу "интересы клиента превыше всего". Всё это прописано в дилерских стандартах и правилах работы с клиентами. Наша задача – контролировать работу дилеров, и если факты нарушения тех или иных правил выявляются, мы принимаем к нарушителям самые жёсткие меры, от штрафа до лишения дилерства. Тут компромиссов быть не может. При неоднократном нарушении или в серьёзных случаях мы можем расторгнуть дилерский договор, и дилер лишится права представлять бренд Hyundai и реализовать наши автомобили.
Чем выше популярность бренда, тем шире круг наших клиентов, больше обратной связи, запросов, и мы стремимся держать высокую планку, поддерживать высокие стандарты Hyundai как в производстве, так и в сервисе. Каждый день мы отправляем новые автомобили по всей стране с завода Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы, и уже через месяц поставки увеличатся вдвое. Это хорошая новость для казахстанцев и прорыв нашей компании и предприятия.