Директор департамента по связям с общественностью "Самрук-Казына" и генеральный менеджер ППСК "Астана" Айдар МАХМЕТОВ рассказал "Мегаполису", почему необходимо сокращать спонсорские выплаты федерациям, вложениях в спорт в размере 100 млн долларов и о том, пригодился бы казахстанскому футболу давно не игравший Оливер Кан.

"МЫ ПОДСАДИЛИ НА ФИНАНСОВУЮ ИГЛУ МНОГИЕ ФЕДЕРАЦИИ"

– Какие спортивные проекты спонсирует "Самрук-Казына"?

– У нас есть два направления деятельности: президентский профессиональный спортивный клуб "Астана". В нём аккумулируются средства, выделенные на проекты, входящие туда: это вело-"Астана", хоккейный "Барыс", футбольная "Астана", боксёрская "Астана Арланс" и многое другое. Всего в этой структуре 9 клубов и 2 спортсмена. Кроме того, есть корпоративный фонд "СК-Астана", занимающийся спонсорством по всем проектам фонда. И многие федерации финансируются через него: бокс, борьба, тяжёлая атлетика и т.д. Правда, если в прошлом году средства выделялись сразу 14 федерациям, то в этом году их число было сокращено в два раза.

– Несколько лет через "СК-Астана" шли средства на многие виды спорта. Но только не на лёгкую атлетику, которая опережает ту же борьбу по числу золотых наград на Олимпийских играх. Это отсутствие в кулуарах связывают с тем, что федерацию лёгкой атлетики возглавляет Павел Новиков.

– Я лично с ним не знаком. Но знаю, что он был руководителем ЦСКА, а сейчас работает в олимпийском комитете. Не скрою, это действительно так, что лёгкую атлетику мы не спонсируем. Тем не менее Ольга Рыпакова в числе других олимпийских чемпионов получила от нашей компании трёхкомнатную квартиру в престижном районе Алматы.

– Давайте разовьём тему о сокращении финансирования федераций. Какое, на ваш взгляд, идеальное число спортивных структур вне ППСК "Астаны" должно получать спонсорскую помощь?

– Это вопрос сложный лично для меня. Потому что мы в своём роде подсадили на финансовую иглу многие федерации, и они уже воспринимают выделяемые деньги как должное и забыли те времена, когда они существовали без этих средств. Это вошло в привычку: получать спонсорские деньги. Ситуация осложняется тем, что мы не должны подменять Агентство по спорту, которое обязано заниматься спортом высших достижений и массовым спортом. У нас же получилось так, что деньги выделялись по спонсорскому принципу, а сейчас выходит, что они являются ядром финансового обеспечения во многих федерациях. Так не должно быть. Поэтому про точное число сокращённых федераций сказать не могу, но то, что количество должно уменьшаться, – для меня неоспоримо.

– Лично моё мнение таково: многие федерации не заинтересованы в развитии. Ведь всегда можно просить выделить деньги на сборные, поплакаться, что государство не помогает. А мероприятия можно проводить без рекламы, без зрителей.

– Соглашусь, что нужно развивать коммерциализацию спорта. Но такая проблема есть во всём мире, что многие виды спорта коммерчески не успешны, особенно борьба, тяжёлая атлетика. Но нашим федерациям стоит поработать над тем, чтобы сделать свой вид ближе к зрителю, создать элементы шоу.

– Финалы на одном из последних чемпионатов страны по боксу начались в четверг, в два часа дня. Это нормально?

– Нет.

– Чью работу клуба, федерации можно поставить в пример по организации шоу?

– Проект "Казакстан Барысы" можно всем поставить в пример. Всего за три года наша национальная борьба казакша курес поднялась на высочайший уровень. Ещё стоит отметить руководство "Астаны Арланс". Они проводят матчи в правильное время и в правильном месте и всегда думают над тем, как обеспечить зрелище.

"В ОТДЕЛЬНЫХ ВЕДУЩИХ ВИДАХ СПОРТА У ЛИДЕРОВ СБОРНОЙ БЫЛИ ОЧЕНЬ СМЕШНЫЕ ЗАРПЛАТЫ"

– Представим, что есть условная федерация конькобежного спорта. Туда перечисляются деньги на условного спортсмена высокого уровня. А потом вы узнаёте, что этот человек за несколько месяцев, что выделялись спонсорские деньги, не получил ни копейки. Ваши действия?

– Вы, оказывается, очень хорошо знаете эту ситуацию. Я, узнав о случившемся, доложил руководству. И спустя какое-то время деньги, выделенные на спортсмена, мы забрали. На сегодняшний день данный спортсмен получил все выделенные средства.

– Какие-то санкции к федерации вы применили?

– Мы не могли просто так взять и срезать финансирование, потому, что в этой федерации есть такой спортсмен, как Денис Кузин. Мы не можем взять и прикрыть финансирование федерации, где есть чемпион мира. И срезать средства означает скомкать подготовку команды к Олимпиаде.

– Что вы извлекли из той истории?

– Думаю, что нужно усилить контроль над расходованием средств и ввести наказания за необоснованные задержки. В нашем президентском клубе "Астана" команды и спортсмены получают деньги напрямую. Это я считаю оптимальным вариантом.

– Были ли случаи, когда выяснялось, что выделенные деньги от вашей организации уходили, скажем так, не совсем туда?

– О каких-то вопиющих фактах мне неизвестно. Но я знаю жалобы некоторых спортсменов, что до них деньги не доходили. И мне известно, что в отдельных ведущих видах спорта у лидеров сборной были очень смешные зарплаты, притом, что деньги федерации выделялись серьёзные. Но называть эти организации не буду.

– Какие-то меры были приняты?

– Сокращение видов спорта, которые мы спонсируем, говорит само за себя.

– Отец шахматистки Жансаи Абдумалик Данияр Аширов интересуется таким вопросом. Ему в федерации сказали, что "Самрук-Казына" запрещает отправлять шахматистов на те турниры, где они будут проигрывать. И нужно направлять средства только туда, где будут победы, на которых можно пропиариться.

– Это не соответствует действительности. Мы не можем давать таких установок. Главное, чтобы федерацией отрабатывался спонсорский имиджевый пакет. Он был отработан отлично, особенно во время проведения командного чемпионата мира среди женщин в Астане.

– Если суммировать все средства, которые "Самрук-Казына" финансирует в спорт, вложения окажутся больше 100 миллионов долларов в год?

– Да. С лёгкостью.

– У меня есть опасения. Не случится ли так, как в футболе? Там почти все средства уходят на зарплаты, а когда уходит спонсор или аким, у клуба не остаётся ничего. Ни резерва, ни инфраструктуры.

– Такие опасения отчасти есть. Но мы сами вкладываем в инфраструктуру. В частности, за счёт спонсорских средств строится тяжелоатлетическая база в горах Алматы.

"ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ УХОДЯТ ТУДА, ГДЕ РЕЗУЛЬТАТА ПРИХОДИТСЯ ЖДАТЬ ГОДАМИ"

– На баскетбольных форумах идёт активное обсуждение, что в баскетбольный клуб "Астана" привозят игроков, которые имеют контракт только с одним агентом.

– Вопрос хороший. Эту тему затрагивал и управляющий директор фонда Дархан Калетаев, который отметил, что такого быть не должно и что необходимо выстраивать отношения с сетью агентств, чтобы был выбор.

– Что лично вас удивляет в казахстанском спорте?

– Надо признать, что те средства, которые выделяются в казахстанский спорт, беспрецедентны. Можно по пальцам перечислить страны, где те же олимпийские чемпионы получают столько, сколько у нас. При этом меня удивляет, что огромные деньги уходят туда, где результата приходится ждать годами. В тот же футбол. Я вижу, что многие футболисты не пашут, не "умирают" на поле.

– Один из футболистов, игравших в "Астане", как-то написал в Vkontakte: "Не пойду в клуб, если мне минимум 15 тысяч долларов в месяц платить не будут".

– Я считаю, что такие зарплаты завышены. Мы недавно присутствовали на матче "Астана" – "Тобол" и когда рассказали Умирзаку Шукееву, сколько получают футболисты, он пришёл в ужас. И сказал, что будет поднимать этот вопрос на самом верху.

– Вы собираетесь вводить в "Астане" потолок зарплат?

– Пока мы думаем над этим. Нужно пересмотреть соотношение базовой зарплаты и премиальных.

– Вы – бывший спортсмен. Участвовали в боях без правил. Каким был ваш максимальный гонорар?

– 1000 евро. Но это был бой за звание чемпиона мира.

– В прошлом году "Мегаполис" писал, что за "Астану" играли сразу два футболиста, не имеющие казахстанского гражданства, но значащиеся в ФФК как казахстанцы.

– Честно говоря, я слышу об этом впервые. Но мы будем заниматься проверкой паспортов, так как футбольная "Астана" – часть нашего имиджевого проекта. И там всё должно быть честно.

– А как вы относитесь к тому, что очень многие футболисты внезапно становятся гражданами Казахстана?

– Я слышал об этом. И меня как человека с одним паспортом всегда волновал такой вопрос: а сдают ли эти игроки свои прежние паспорта? Ведь двойное гражданство у нас запрещено. К тому же мне претит, когда происходит натурализация человека, который большой помощи нашему спорту не принесёт.

– На презентацию "Астаны" приезжал немецкий голкипер Оливер Кан. Как бы отреагировали, если бы он стал гражданином Казахстана?

– Даже в том состоянии, в каком сейчас находится Кан, учитывая, что он не играл много лет, в нашем чемпионате он будет одним из лучших (улыбается).

– Вы говорите, что на спорт выделяются огромные деньги. Но в том же Алматы спортивных секций для человека с зарплатой 40–60 тысяч тенге практически нет.

– Вопрос не к нам, а к тем, кто должен развивать массовый спорт. В идеале в каждом микрорайоне необходимо строить по маленькому ФОКу. Вот это то, что нашей стране нужно.

– Так почему бы вашей компании не начать реализовывать этот проект?

– Мы не можем подменить Агентство по спорту, акиматы и финансировать всё подряд.

– Бахыт Сарсекбаев в августе дал нашумевшее интервью нашей газете. Он рассказал, что обращался к Дархану Калетаеву с программой поддержки молодых кадров, и услышал, что молодёжью в ППСК "Астана" не будут заниматься. Что на это скажете?

– Я знаком с Бахытом и поддерживаю с ним дружеские отношения. Но думаю, что в нём говорит его опыт и, может быть, небольшая обида, что его не до конца поняли и не поддержали. Проект, предлагаемый Бахытом, не совсем вписывался в модель развития "Астана Арланс". Это, скорее, к Федерации бокса РК. Но проект нужный. С одной стороны, заниматься подготовкой молодых кадров – не совсем наш профиль, ППСК "Астана" – это в первую очередь профессиональный спортивный проект. С другой же – многие клубы, которые входят в "Астану", развивают структуру детского и юношеского спорта, например, хоккейный "Барыс". То есть мы всё-таки готовим кадры именно для клубов, входящих в клуб.

– Я поддерживаю Бахыта Сарсекбаева в том, что большую роль в ППСК "Астана" в самых разных клубах играют легионеры.

– На данном этапе развития ППСК это нормально. Например, когда Винченцо Нибали стал победителем "Джиро д’Италия", то это стало большим пиаром нашей страны. На фоне таких легионеров мирового класса растут и наши ребята.

– Ага. А флаг на награждении поднимался итальянский.

– Понимаете, никогда не будет ситуации, когда всех будет устраивать то, что мы делаем. Когда в 2011 году "Астана" выиграла командный зачёт на "Джиро" мы с Дарханом Калетаевым смогли договориться с организаторами гонки, и они впервые в истории командных викторий поднимали наш флаг и ставили казахстанский гимн в честь нашей победы. И что вы думаете? Раздались возгласы: "Ну, подняли флаг! А где победа в личном зачёте?!" Так что для всех мы никогда правыми и красивыми не будем.