Год назад во время раскопок в Туркестанской области казахстанские археологи сделали открытие: близ озера Кызылколь найден памятник, аналогов которому пока нет – двухтысячелетний храм, предположительно относящийся к эпохе государства Кангюй (IV век до н. э. – IV век н. э.). В этом году изучение уникального комплекса продолжилось: исследователи слой за слоем всё ближе подбираются к разгадке тайн древнего объекта.

Признавая важность сделанного открытия, руководящий экспедицией Александр Подушкин просит избегать слова "сенсация": не стоит делать громких заявлений, пока не завершена вся работа. А на это потребуется ещё несколько лет.

В 2021 году Александр Николаевич основал Центр археологии, где под его началом работают десятки студентов Южно-Казахстанского государственного педагогического университета. 70-летний учёный, большую часть жизни посвятивший раскопкам, изучению кангюйской культуры и мировых религий, на вопросы отвечает кратко и по делу.

– Александр Николаевич, в чём важность находок, сделанных вами в Туркестанской области?

– Найденный нами двухтысячелетний храм – это редчайший памятник, единственный в своём роде на просторах Казахстана, так как имеет отношение к малоизученному государству Кангюй.

Кангюи были потомками ираноязычных саков и контролировали регион между рекой Талас и низовьями реки Чу до низовий Сырдарьи и Хорезма.

Пока мы позиционируем найденный объект как храм: и по ландшафтной, и по природной, и по идеологической составляющим. Объект находится на высоте правильного природного конуса, доминирующего над озером. В примитивных монотеистических культурах озеро и вообще вода всегда обожествлялись. Гора устремляется к небу, а культ неба в древности пронизывал не только религиозную, но и повседневную жизнь.

Храм и озеро Кызылколь / Фото предоставлено Александром Подушкиным

– Что навело вас на мысль, что это не обычное поселение, а храм?

– Зафиксирован в этом ритуальном месте такой интересный обряд: все склоны храма усеяны разбитыми предметами – со знаками, изображениями. Разбитые зернотёрки, жернова, посуда. Речь идёт о тысячах артефактов земледельческой культуры, которые уничтожали намеренно. Для чего?

Я склонен думать, что это обряд уничтожения предметов с целью последующего их приумножения. Эта составляющая первой навела меня на мысль о том, что перед нами – культовое сооружение с функциями храма.

Найденная керамика / Фото предоставлено Александром Подушкиным

Ещё один момент: вскрыв западную часть, мы обнаружили редкий строительный приём, когда стены радиально расходятся от центра здания. Это так называемая солярно-лучевая архитектура с узкими маленькими помещениями – также признак культовых сооружений.

Солярно-лучевая культовая архитектура внутренней части храма / Фото предоставлено Александром Подушкиным

Интересно, что стены по периметру и внутри выполнены целиком из камня. При этом основной строительный материал в массовой архитектуре Центральной Азии – преимущественно лёсс. В виде битой глины (пахсы) он в старину употреблялся в жилом строительстве. А тут – каменные стены, да ещё в уникальном месте.

Функциональные помещения с каменными стенами / Фото предоставлено Александром Подушкиным

Наконец, к месту наших раскопок ведёт дорога от древнего поселения – Актобе кызылкольского: тропа идёт строго с востока на запад, через могильник, напрямую к объекту. Это яркое свидетельство того, что перед нами  целый храмовый комплекс.

– Если это храм, то на какую религию указывают обнаруженные вами предметы?

– Мы предполагаем, что культовое сооружение, находящееся на этом холме, связано с одним из течений монотеистической религии – зороастризма.

В этом году на территории комплекса мы нашли погребения, курильницы, перстень-печатку, погремушку.

Погремушка / Фото предоставлено Александром Подушкиным

Погремушке мы вернули звук спустя две с лишним тысячи лет, которые она провела в склепе. Это не детская игрушка, а ритуальная вещь: с её помощью, вероятно, жрецы отпугивали злых духов.

Найденные нами артефакты имеют отношение к древним культам, содержат антропоморфные, зооморфные изображения. Например, архар на перстне – это отражение глобального культа индоевропейских народов, который называется фарн (хварна), о нём упоминается в "Авесте" (собрание священных текстов зороастрийцев. – Ред.).

Фарн – это божественная сила, которая может проявляться в материальном мире в виде символа. В зороастризме он проявлен в трёх ипостасях: барана, хищной птицы и человека в антропоморфном облике. Мы вправе думать, что эти находки связаны с одним из течений зороастризма.

Предметы, найденные в храме / Фото предоставлено Александром Подушкиным

– На какие обряды кангюйской культуры указывают найденные предметы?

– Мы изучили несколько склепов: подземный и наземный. В них нашли предметы, которые говорят нам, что люди, проводившие обряды в этом храме, верили в потустороннее существование, в дуальность мира. 

В керамике отчётливо прослеживается солярный, или солнечный, культ. На изделиях изображено солнце с протуберанцами – вариант креста. Знакомый нам сегодня христианский крест – тот же символ солнца, заимствованный православными из глубины веков.

Мы засвидетельствовали погребение человеческих останков на целых площадях: предположительно, тела клали на слой из угля, золы, обгоревшего дерева. Это проявление культа огня. В кургане находили следы тризны (поминок).

Найденные алебастровые женские фигурки – признаки культа женщины; сломанное оружие, которое ритуально ломали и клали в могилу вместе с воином, указывает на культы оружия и воителя.

Всё это – лишь малая толика того, во что верили и чему поклонялись кангюйцы, жившие на территории современного Казахстана.

Снаружи храм похож на холм / Фото предоставлено Александром Подушкиным

Привлечёт ли зороастрийский храм туристов

На вопрос о том, будет ли интересен этот архитектурный памятник туристам, Александр Подушкин ответил утвердительно. Правда, по словам учёного, сейчас об этом говорить преждевременно. Требуется консервация и реконструкция объектов, а также хотя бы примитивная инфраструктура: путь к местам древних поселений неблизкий, а людям нужно ходить в туалет, мыться, есть. Если поставить такую задачу, то уникальный археологический объект может прекрасно заработать как туристический, уверен профессор.


Читайте также: Сколько туалетов для туристов не хватает в Казахстане


Сегодня на территории Казахстана обнаружено множество древних памятников культуры, в том числе и религиозных: буддийский храм середины XIII века в селе Антоновка в Жетысуской области, следы христианских церквей, построенных в период широкого распространения несторианства в VII–VIII веках в городах Южного Казахстана и Жетысу; исламские захоронения и мавзолеи XI–XII веков и многие другие древние ритуальные объекты. 

Что касается древнего храма близ Кызылколя, сейчас задача туркестанских археологов – произвести полные раскопки центральной части. Храм нужно вскрывать осторожно, без угрозы для его целостности. И тогда перед научным сообществом Казахстана и, вероятно, мира раскроется ещё много неразгаданных тайн прошлого.