В Казахстане более 5 тысяч сельских школ, где получают знания 1,6 млн школьников. Доля сельских учителей от общего числа учителей в стране составляет 55%. По данным исследований PISA, разрыв качества среднего образования в городских и сельских школах сохраняется и в отдельных случаях достигает 3 лет.

О том, почему сложилась такая ситуация и какие меры важно сейчас предпринять для ее разрешения, рассказал лидер отрасли "Образование" программы "Подготовка отраслевых менеджеров по управлению изменениями", заместитель директора корпоративного фонда "Академия Елбасы" Ануар Жангозин.

– Ануар Канатович, расскажите, с чем вы связываете причины текущего положения?

– В первую очередь это кадры. Кадровый состав сельских школ отличается от городских, но не критично: для сравнения, доля педагогов с высшей категорией в селе составляет 20%, в городе – 32%. При этом во многих сельских школах обучение в одну смену. Однако качество знаний учеников заметно ниже, чем в городских школах. Во многом это связано с эффективностью повышения квалификации учителей. Есть проблема доступа к административному центру, где обычно проводятся курсы. Отъезд одного учителя порой может парализовать учебный процесс. К этому можно еще добавить нехватку знаний по методике оценивания.

– То есть учителей необходимо обучить правильному оцениванию учащихся?

– Да. Сегодня наиболее важные критерии оценки – навыки критического мышления, анализ и сопоставление информации, умение работать в команде, проектная деятельность. Немаловажным является и то, чтобы оценивание учителей было объективным. А с этим есть проблемы, так как результаты оценивания самих учителей очень сильно отличаются от результатов внешнего оценивания, например исследования PISA. И это является большой проблемой.

– А вопрос инфраструктуры ведь тоже играет не последнюю роль?

– Проблеме школьной инфраструктуры в сёлах не всегда уделяется должное внимание. Насколько я знаю, нет отдельной программы по её улучшению, созданию кружков, оснащению современными лабораториями и обучению педагогов работы с этими ресурсами. Исследования показывают, что среда обучения может стать причиной разницы результатов, достигающей до 16%, и это не только оборудование, но и базовые условия – наличие горячей воды, комфортных туалетов и т.д. С этим в сельских школах далеко не так, как в городских.

– Как воспитать гармонично развитую личность в условиях села?

– Нужны программы по достижению благополучия учеников – психологического, физического и т.д. В сельских школах это требует отдельного внимания. Есть семьи, где дети воспринимаются как бесплатная рабочая сила для родителей. Соответственно, развитие человеческого капитала здесь невозможно. Поэтому важно обучать родителей вопросам воспитания детей, семейной психологии, конфликтологии. Воспитательная работа должна быть системной. Кроме того, улучшив оснащение школ, мы даём возможность проводить интересную внеучебную работу. Если мы оснащаем библиотеку или спортзал, туда могут приходит и взрослые. Нужно, чтобы школа служила центром притяжения для всех жителей. И это не так затратно на самом деле.

– Ваша команда сейчас разрабатывает рекомендации по снижению разрыва в знаниях сельских и городских школьников. В скором времени эти рекомендации будут направлены правительству. Какие предложения будут выноситься на рассмотрение?

– В районах действуют очень хорошие школы с высоким кадровым потенциалом. Учителя таких школ могли бы стать тренерами для своих коллег из отдалённых сёл по разным направлениям. Например, внедрение подхода Action Research – "исследование в действии", когда учителя проводят мини-исследования, выявляют проблему и совместно решают её. По нашим данным, в отдельных школах метод уже применяется, вопрос только качества: можно делать работу формально, а можно правильно, чтобы был результат.

– Будут ли рекомендации в части решения вопроса финансирования сельских школ?

– Финансирование должно быть прозрачным. Мы предлагаем внедрить облачную бухгалтерию в сельских школах. Когда полностью отображены все процессы, выявляются проблемы, требующие немедленного решения, здесь же можно получить экономию. Облачная бухгалтерия поможет также выявлять проблемы с выплатой заработной платы. Проведённый опрос среди сельских учителей показал, что заработная плата не всегда правильно высчитывается с учётом надбавок. Администраторы бюджетных программ смогут отслеживать любые действия.

И второй важный шаг – это внедрение подушевого финансирования. В городских школах этот процесс начат несколько лет назад с нескольких регионов и показал очень хорошие результаты. Поэтому необходимо реализовать этот механизм и в сельских школах, мы с командой подготовили расчёты в качестве предложения для правительства.

– Ануар Канатович, спасибо вам за интересную беседу. Надеюсь все рекомендации вашей команды будут приняты и в скором времени дадут свои результаты.

– Напомним, что программа "Подготовка отраслевых менеджеров по управлению изменениями" инициирована Фондом Нурсултана Назарбаева. В рамках этого проекта 200 отраслевых экспертов работают над решением задач в 11 отраслях экономики с целью разработки предложений по её трансформации.