27 тысяч человек привлекли к ответственности за бытовые правонарушения в III квартале 2023 года. Такие данные привели на заседании Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК. Участники диалоговой площадки высказались за разработку мер по предотвращению повторных случаев насилия. Какие механизмы необходимо внести в проект, рассказал политолог Аман Мамбеталиев.

– Аман Кенжебаевич, по поручению главы государства принят ряд мер для ужесточения наказания за бытовое насилие, включая изменения в Кодекс РК "Об административных правонарушениях". На ваш взгляд, достаточно ли проделанной работы?

– Существующее законодательство уже описывает взаимоотношения и преступления на основе насилия, включая бытовое. Вопрос в том, работает ли оно корректно. Будет ли закон работать, в первую очередь зависит от нас самих, от граждан.

Ряд граждан, к сожалению, закрывают глаза на это социальное зло либо не считают бытовое насилие преступлением. В некоторых частях общества идёт отрицание этой проблемы в целом. Здесь хотелось бы вспомнить месседж главы государства о том, что всем гражданам необходимо понять: верховенство закона – главная цель построения правового государства. Здесь не должно быть никакой терпимости, она должна быть нулевой для любого рода преступлений, которые должны осуждаться согласно существующим законам Казахстана.

Что касается полноценного закона о противодействии семейно-бытовому насилию, здесь идёт работа, процесс продолжается.

– Сегодня состоялось заседание Нацкомиссии по делам женщин. На встрече заявили, что для усиления работы нужна конкретная программа. По вашему мнению, что необходимо внести в проект?

– Всё, что касается правоохранительных органов, у нас, к сожалению, очень скрыто. Общество отчуждено, оно не имеет каналов доступа, коммуникаций, мониторинга либо проверки всех процессов, и это, безусловно, вызывает определённый скепсис по отношению к таким действиям.

Здесь нужна прозрачность всего процесса от начала до конца: конкретная программа, нацеленная не только на прозрачность раскрытия уже сложившихся преступлений либо дальнейшего судебного процесса по ним, но и на конкретные превентивные меры, нацеленные на предупреждение и избежание таких ужасных ситуаций в будущем.

Возможно, нужно начинать с воспитания, а это вопрос всего общества. Должно сформироваться восприятие на уровне лидеров общественных мнений, донесение целей о том, что это не есть нормально и не может быть нормой, в целом подобного рода действия не должны происходить.

Должны быть чёткие сигналы, что в случае каких-либо подозрений люди могут и должны обращаться к полицейским. Стражи порядка должны убедить общество, что мониторинги проводятся, к мониторингу должны подключиться социальные службы, а центры психологической поддержки – работать.

– В ходе консультации с руководителями правоохранительных органов Касым-Жомарт Токаев особое внимание уделил вопросам соблюдения законности, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан. О чём говорит это заявление?

– Нужно понимать, что беззаконие, беспорядок и бескультурье приведут наше общество в пропасть – по-моему, так заявил президент. Одним из индикаторов цивилизованности, успеха общества и государства является верховенство закона и правовое поле.

Закон должен быть единым для всех, именно тогда будет справедливость в обществе, солидарность граждан во имя укрепления законности. В понимании президента справедливый Казахстан – страна, где царят закон и порядок. Именно такого рода парадигма также должна выстраиваться в наших головах.

Так, концепция "Адал азамат" включает личную ответственность каждого гражданина за себя, за свои поступки, за то, что его окружает и его касается: его близких, окружения, общества и страны.

– Многое ли изменилось за последние годы в Казахстане в сфере борьбы с бытовым насилием?

– Безусловно, работа была проделана колоссальная, но, к сожалению, этих мер недостаточно ввиду естественности, эволюционности модели. Время не стоит на месте. И, соответственно, не должен стоять на месте ни один процесс: законотворческий, процесс решения, восприятия и, самое главное, воспитательный процесс.

Все превентивные меры должны быть нацелены на воспитание особых ценностей, таких как "Адал Казахстан" – "Справедливый Казахстан" и "Адал азамат" – "Ответственный гражданин", и ценностей гуманности, уважения и верховенства закона. Система воспитания должна работать 24/7, а система проверка этих ценностей в обществе должна постоянно контролироваться ответственными группами и учреждениями. За 30 лет был заложен фундамент закона, легитимного права. Если в первые годы независимости были сомнения и "горки" на уровне взаимоотношений между определёнными государственными институтами и населением, обществом, то сейчас более-менее идёт обратный отток и возврат доверия населения к госинститутам и закону. 

– Глава государства поручил сформировать в Казахстане атмосферу абсолютного непринятия любых нарушений закона и порядка. Как, по вашему мнению, в стране обстоит ситуация с соблюдением принципа нулевой толерантности к нарушениям?

– В этом направлении, если говорить прямо и открыто, ситуация требует особого контроля всех ответственных силовых структур. Есть примеры, когда, к сожалению, происходит покрывательство, закрывание глаз, игнорирование или более ужасные действия, когда преступление совершается самими правоохранительными органами, теми людьми, которые должны соблюдать этот закон. Это говорит о том, что происходит утрата традиционных ценностей, идёт неверное восприятие старых парадигм вседозволенности, покрывательства и решения большинства вопросов через связи.

Вместе с тем наблюдается политическая воля сверху и надежда народа на скорейшее устранение такого рода беззакония. Данные чаяния снизу были услышаны, инициативы сверху были продавлены и донесены до всех: подобного рода преступления не должны и не будут скрываться и покрываться.

Я вижу, что всё чаще всплывают громкие аресты и судебные процессы над представителями силовых структур. Это говорит об открытости этих процессов, о том, что наверху, и в первую очередь у руководителей правоохранительных органов, нет стремления покрывать эти процессы, а есть задача решать вопросы. Меня радует, что это происходит прозрачно и открыто.