Айдос Кобетов: ГЧП – это взаимовыгодное сотрудничество госорганов и предпринимателей
Мировой опыт показывает, что государственно-частное партнёрство взаимовыгодно. Европа уже давно отошла от практики строить объекты за казённый счет. В Казахстане из-за нехватки школ и детсадов механизм ГЧП активно используется в сфере образования. Об этом и многом другом рассказал в интервью Айдос Кобетов, управляющий директор, член правления АО "Казахстанский центр государственно-частного партнёрства".
– В чём преимущества механизма ГЧП и каков его объём сегодня?
– Государственно-частное партнёрство – взаимовыгодное сотрудничество государственных органов и предпринимателей в социально значимых отраслях, где первые являются заказчиком услуг, а вторые – исполнителями. Эту модель начали использовать в Казахстане с 2006 года с целью разгрузить госбюджет. В последнее время увеличилось привлечение инвестиций через данный механизм, особенно в сфере образования и здравоохранения. По данным на 1 апреля 2021 года в стране заключено 806 договоров ГЧП в различных отраслях экономики. Общий объём привлечённых инвестиций составил 1,4 триллиона тенге. ГЧП – это механизм рационального использования бюджетных средств, так как они всегда ограничены.
– Необходимо ли строить школы по механизму ГЧП?
– Первый проект в рамках ГЧП был реализован в сфере создания детских садов в рамках программы "Балапан". Благодаря совместным усилиям удалось повысить охват дошкольным образованием во всех регионах. В 2020 году в стране было открыто 365 частных детских садов на 38 тысяч мест. В текущем году планируется провести работу по открытию еще 32 тысяч мест за счёт развития сети частных дошкольных учреждений.
Это революционная в то время инициатива позволила решить проблему нехватки детских садов в регионах практически полностью. И сейчас логично, что успешно работающая модель начала тиражироваться на следующую ступень образования – школы.
Проблема трёхсменных школ является наиболее обсуждаемой в течение последних нескольких лет. В Казахстане 34 аварийных и 137 трёхсменных школ. По прогнозам к 2025 году дефицит ученических мест составит около 670 тысяч. Чтобы решить эту проблему, планируется построить 800 новых школ. Это связано с двумя факторами. Первый – это динамика роста рождаемости и большое количество первоклассников. И второе – миграционный процесс, который особенно остро ощущается в городах. Исполнительные органы, применяя механизм ГЧП, могут построить вместо одной сразу несколько школ, даже покрыть полную потребность. Инвесторам возмещаются затраты в течение нескольких лет, тем самым исключается единовременная нагрузка на бюджет.
– Какие риски при механизме ГЧП и кто за них отвечает?
– Преимущество ГЧП в том, что соблюдение показателей качества и доступности закрепляется за инвестором, что важно в социальной сфере.
Не стоит также забывать о существовании риска удорожания любого проекта, если его реализация была отложена хотя бы на один год в связи с отсутствием финансирования бюджета. В механизме ГЧП данный риск закрепляется за частным партнёром. И его нивелирование осуществляется за счёт инвестора и его силами.
О преимуществах ГЧП говорят специалисты многих отраслей экономики.
Алмат Джунусов, директор Палаты предпринимателей Нур-Султана подчеркивает: "Ранее несовершенство законодательства было одной из главных преград на пути к активному привлечению частных инвестиций и компетенций. Однако в последние годы ситуация в корне изменилось. Приняты соответствующие законы. Практически в каждом послании главы государства озвучивается необходимость активнее применять механизмы ГЧП в самых разных направлениях. С такой поддержкой у бизнеса есть прекрасная возможность проявить себя, получить и реализовать новые проекты".
Лязат Разбекова, директор технологического колледжа города Нур-Султан считает: "Без поддержки бизнеса многие проекты были бы неосуществимы. Бюджету тяжело единолично взять на себя высокотехнологичные отрасли и прорывные проекты, например. В таких случаях на помощь приходит бизнес, который берёт на себя основную долю затрат. В настоящее время в рамках ГЧП реализуются многие стратегические проекты, в том числе и новые школы".
Булат Омаров, руководитель Общественного совета по поддержке предпринимательства при партии Nur Otan: "Рейтинг казахстанской системы образования сегодня невысок. Средняя оценка за третью четверть – 3. МОН обещает, что ситуацию исправят летние школы. Причина такой ситуации не только в продолжающейся пандемии и онлайн-обучении, но и дефиците ученических мест. Силами одного государства проблему не решить. Нужно мотивировать бизнес для подключения к этому вопросу. Медлить нельзя. Это и вопрос здоровья нашего будущего, и само будущее"
Ранее проекты ГЧП инициировались только государством, и многие из них не были интересны бизнесу. Сейчас частные партнёры могут выдвигать свои инициативы. Таким образом, совершенствование законодательной базы, формирование организационных структур, увеличение количества проектов, – все это говорит о намерении превратить ГЧП в приоритетную сферу сотрудничества.