Топ-10 муралов Алматы. Эксперты выбрали лучшие и рассказали о критериях оценки
Краткий экскурс в мир искусства и топ-10 алматинских муралов от эксперта.Муралы за короткий срок стали неотъемлемой частью городской культуры Алматы. Это искусство также вошло в тренд и других городов Казахстана. Различные ведомства поочередно заказывают изображения для социальной рекламы.
Рейтинг муралов Алматы
Арт-менеджер Дильда Рамазан специально для Informburo.kz составила топ-10 муралов, выбрав достойные произведения среди фотографий, которые ей предоставила редакция.
Десятое место
"Этот странный мурал пытался соединить в одном изображении казахскую историю и процесс глобализации. Получилось, на мой взгляд, не самым удачным способом, но стоит оценить старание авторов", – сказала Дильда.
Девятое место
"Классический сюжет про преемственность традиций и их почитание молодёжью".
Восьмое место
"Сайгаки – большое богатство нашей страны. Их нужно беречь и сохранять, поэтому такого рода пропаганда мне кажется очень уместной".
Седьмое место
"Анатолий Букреев достоин не только горного пика, но и своего изображения на одной из стен города".
Шестое место
"Снежный барс – символ города, а значит, точно заслуживает того, чтобы быть в этой десятке".
Пятое место
"Изображение Кабанбай батыра на его проспекте – так что пятое место даю за вписанность в контекст".
Четвёртое место
"Гиперреализм в действии. Шарики с буквами QZ действительно кажутся объёмными. Очень патриотичный мурал, который обошёлся без использования орнамента, что, на мой взгляд, весьма похвально".
Третье место
"Всё очень нежно и приятно для глаза – от цветовой гаммы до сюжета (ласточка и оригами)".
Второе место
"Тоже учёт контекста, интересная техника, напоминающая творчество американского художника Роя Лихтенштейна".
Первое место
"Интересное цветовое решение, хорошая композиция, учитывающая расположение дома".
Муралы: смыслы, оценка, монетизация
Куратор, представитель ОО "Евразийский Культурный Альянс", в числе которых фестиваль современного искусства Оля Веселова рассказала Informburo.kz, как правильно проводить оценку мурала и почему стоит воздержаться от нанесения новых изображений.
Зачем нужны муралы
"В первую очередь муралы осовременили город, – подчеркнула Оля. – В 2013 году, еще тогда только как посетитель экскурсии по обьектам фестиваля Artbat Fest, я увидела мурал, располагающийся на пересечении улиц Курмангазы – Фурманова. Он называется "Отец яблок", создала его российская арт-группа "310". Я почувствовала себя как в Берлине, так как масштабные рисунки такого качества видела только там. Тогда я ощутила современность города, и это меня поразило. Сложно представить современный мегаполис без паблик-арта, неотъемлемой частой которого является мурализм".
Ассоциации с Берлином неслучайны. По словам эксперта, на постсоветском пространстве (в том числе в ГДР) очень распространена типовая застройка. Много обезличенной архитектуры, дома похожи один на другой, что создает унылую атмосферу. А люди отличаются друг от друга и хотят это как-то показать. Поэтому, хоть мы и живём в типовых квартирах, оформить своё жилище пытаемся оригинально. И снаружи хочется увидеть что-то необычное. Поэтому часто типовые многоэтажки оформляются муралами.
"Мурализм – способ привнести что-то новое в среду, которая была достаточно унылой до этого", – поясняет специалист.
Также муралы рисуют для того, чтобы принести новые смыслы.
"Город и жители развиваются, у них появляются новые ценности и герои. Есть такой приём в урбанистике – плейсмейкинг. Это когда создаётся какая-то достопримечательность, у людей появляется эмоциональная связь с этим местом. Вслед за одной достопримечательностью преображается всё место", – уточняет Оля Веселова.
В качестве примера она приводит неприметный ранее пустырь возле старого вокзала в Нур-Султане. Там нарисовали мурал, он привлёк внимание горожан, власти затем сделали Парк чемоданов, и сейчас это полноценное общественное пространство.
Ещё одна причина появления муралов – поиск себя, своей идентичности, национальной идеи.
"После распада СССР мы находимся в поисках своей идентичности и часто обращаемся к своим корням – к истории Казахстана, которую мы переоцениваем, пересматриваем, заново открываем каких-то героев, культуру и традиции. Это нормально, что мы пытаемся их привнести и в свою городскую культуру. Одной тематикой современных казахстанских муралов является поиск национальной идентичности. Нам хочется изобразить шанырак или юрту на наших жилищах, в которых мы вынуждены жить в пространствах города. На самом деле у нас казахская душа, есть какая-то тоска по степи и по кочевью. Так, к примеру, Владимир Потапов в своей работе отразил это – на стыке двух фасадов девятиэтажек в районе Аксай изображён замок на молнии, который открывается и обнажает нам вид на стоянку с юртой", – рассказала Оля.
Как оценивать муралы
Оценка бывает профессиональной и зрительской, отметила Оля.
"Ни одна из этих оценок не превалирует над другой. Искусство – это такая эмоционально трансцендентная субстанция. Оно существует, только когда зритель на него смотрит. Поэтому взаимодействие любого с ним очень важно", – подчеркнула она.
По словам эксперта, в оценке современного искусства стоит избегать категорий "красиво" и "некрасиво". Канонической категории красоты уже не существует.
"Мы пересматриваем каноны красоты и отходим от того, что есть одно направление. И в уродстве тоже можно увидеть какую-то красоту. Что касается профессиональной оценки, имеется оценка стиля, художественной ценности. Также важным именно в муралах очень часто являются пропорции. Мастерство художника проявляется в стиле работы с масштабом. Картинка, которая смотрится хорошо в небольшом формате, в увеличенном, скорее всего, смотреться не будет", – уточнила собеседница.
По её мнению, очень важна тема мурала, основная задумка. Кроме того, важно месторасположение произведения и то, насколько оно вписывается в пространство вокруг, в архитектурный контекст.
"Большая ошибка казахстанских муралов – вписывание в неуместный контекст, – считает эксперт. – Когда вы ходите по музею, вы чаще всего смотрите картины на расстоянии, чтобы воспринимать их целостно. С муралами нужна большая дистанция чтобы воспринимать масштаб. У нас очень часто муралы делают там, где нет этого отхода. Кроме этого, бывает так, что рисунки создаются на каких-то исторических архитектурных памятниках. Хотя среди муралистов есть негласное правило, что не стоит на архитектурных памятниках рисовать. Это как врезаться в чужое произведение искусства. Стиль, идея, локация – три параметра по которым стоит оценивать работу".
Огромный рисунок на стене – не всегда искусство
"Муралы, которые заказывает Антикор, я бы не относила к области искусства. Там есть посыл, но это социальная реклама, точно не произведение искусства. Это не тривиальная, необычная форма использования языка разговора с обществом, – поделилась своим видением Оля Веселова. – Часто мурализм идёт на стыке с рекламой. Бывают дома, которые классно просматриваются со всех сторон, но они уже выбраны под рекламу. При оформлении муралов вы должны получить справку, что это не реклама".
Эксперт особо отметила, что
мурализм – это не реклама.
В первую очередь муралы несут эстетическую, культурологическую ценность. У рисунков же, которые заказывает антикоррупционное ведомство или налоговики, есть конкретная утилитарная задача – донести мысль, что нельзя брать взятки или нужно платить налоги.
Будущее муралов и города
Оля Веселова опасается, что алматинцы могут заиграться с муралами.
"Моя частая рекомендация относительно муралов в Алматы, что стоит вдумчивее относится к этому городскому инструменту. Если они будут на каждом доме, то ценность муралов как произведений искусства упадёт, – предупредила эксперт. – Также нам нужно бережнее относиться к историческому центру. Зачем улучшать то, что и без нас уже прекрасно. Первая программа по муралам, которую мы делали, была вне центральных районов Алматы. Там не хватает достопримечательностей, там не хватает новых визуальных кодов. Может, лучше стоит думать о них? Сейчас много социального жилья, оно во многом типовое, и оно тоже нуждается в визуальных кодах".
Муралы живут пять-семь лет. На краски очень сильно влияет солнце. Со временем многие муралы теряют яркость, какие-то фасады меняются – это нормально. С некоторыми произведениями город захочет со временем расстаться.
Монетизация муралов
Настоящее произведение искусства способно значительно повысить стоимость здания, на котором оно нарисовано.
"Я думаю, сейчас уже ни у кого не поднимется рука закрасить произведения Бэнкси, потому что оно может стоить дороже, чем сам дом. Если к нам приедет топовый художник и сделает мурал, то это, безусловно, стало бы рекламой для города, – считает Оля. – Была история, когда в Алматы повторили плакат из фильма "Джокер" и режиссёр (Тодд Филлипс) перепостил у себя в Instagram. Это неплохая реклама для города и торгового центра".
Для застройщика мурал – отличный способ повысить стоимость аренды или продажи помещений. Если мурал хорош, узнаваемость у этого дома будет лучше. Это способ джентрификации (возрождения) не самых популярных районов.