Ночью 4 сентября, спустя двое суток после одного из самых крупномасштабных лесных пожаров в новейшей истории Казахстана, район села Аманкарагай всё ещё был окутан густым дымом. 

Аманкарагай – наиболее пострадавший аул в Костанайской области. Здесь, по официальным данным, сгорело 98 жилых домов и хозяйственных построек. Село окружают сосновые леса, откуда и пришёл огонь. Большинство жителей аула – около 1000 человек – были эвакуированы 3 сентября в школы районного центра Аулиеколь. 

68-летний Дуйсенбай Оразбаев с женой – один из 60 жителей села Аманкарагай, эвакуированных в интернат Аулиеколя вечером 3 сентября, когда огонь вплотную подобрался к селу.

"Сначала жителей оповестили через громкоговоритель. Сказали взять только документы. Затем погрузили всех стариков, женщин и детей и увезли в райцентр за пять километров от аула. Здесь нас разместили, накормили. Жалоб на условия нет. Завтра собираемся домой", – рассказал корреспондентам Informburo.kz аксакал. 

Дуйсенбай Оразбаев с женой в интернате Аулиеколя / Фото Informburo.kz

"Часов в пять вечера я еле выехал. Успел только документы забрать и щенка. Котята сгорели. Жил в этом доме с 1993 года. Насчёт компенсации ничего никто не говорил. Сосед-дед отказался выехать и сгорел. Ночевать буду в машине, охранять остатки дома", – рассказал Василий Воронец, который весь в саже стоял вместе с сыновьями перед своим сгоревшим дотла домом. Его пепелище ещё дымилось.

Василий Воронец и его сын / Фото Informburo.kz

"Когда объявили об эвакуации, мы и подумать не могли, что всё настолько страшно будет. Мой дом, слава Богу, уцелел, а вот соседей жалко. Молодая семья недавно переехала. Сделали ремонт, накануне новые пластиковые окна установили. Мы свой дом поливали из шланга. Соседи с помпой помогли. У сына сгорел дом и машина в гараже. Он у меня дальнобойщик и оформить дом не успел", – жительница улицы Железнодорожная Нина Плотникова выглядит растерянной.

Утром 5 сентября пожарные, специально приехавшие из Северо-Казахстанской области, ещё тушили очаги пожара на месте сгоревших домов и хозпостроек в наиболее пострадавшей от огня части Аманкарагая.

"Тушим остатки угля, дров и деревянных конструкций, чтобы в случае порывов ветра они дальше не разгорелись и огонь не перешёл на уцелевшие дома. Производим разведку. Где-то газовые баллоны остались, эвакуируем их на безопасное расстояния, чтобы они не взорвались", – рассказал о ходе работ замначальника службы пожаротушения ДЧС по СКО Марат Сыздыков

Марат Сыздыков / Фото Informburo.kz

Во время пожара дул сильный ветер, оттого огонь перекидывался на большие расстояния. Он был настолько мощным, что спустя два дня после пожара всё ещё можно было увидеть повсюду дымящиеся остатки домов и деревьев. 

Фото Informburo.kz

Если с одной стороны посёлок окружён сосновым лесом, то с другой – железной дорогой. Она уцелела, и вдалеке слышался гул поездов. Земля вокруг была выжжена, и от неё шёл жар. На дорогах валялись обломки домов. Даже ходить по ним было трудно, но на улицах собрались люди – им некуда было идти. 

Удивительно, как огонь щадил одни участки и полностью уничтожал другие. Около десяти домов уцелели – в основном с левой стороны посёлка. Но в них уже невозможно жить: там нет воды, газа и света. 

Фото Informburo.kz

Виктория Унгер стояла возле своих построек со слезами на глазах. Дом её чудом остался цел, но сгорел полностью сеновал, гараж, дровяник и запасы угля. Она тоже была эвакуирована и вернулась через сутки домой. 

"Сегодня ездила в сельский акимат по поводу восстановления. Сказали, что не обещают, и скорее всего, сами будем делать. Сто процентов помогут тем, у кого дом сгорел. Я не думаю, что это справедливо", – сказала Виктория. 

Виктория Унгер / Фото Informburo.kz

У Курмангазы Жаманова тоже полностью сгорел скотный двор вместе с двумя коровами, которых он откармливал в сарае. Обгоревшие туши животных валялись на пепелище. 

"Часов в пять вечера часть села уже горела. Спасать скот нас уже полиция не пустила в аул. Мы только успели вывести родственников. Надо было женщин и детей эвакуировать, а мужчин местных оставить. Мы бы своими силами спасли хозяйство. Таких потерь не было бы. Все боялись, что нефтебаза загорится, и силы были стянуты туда", – рассказал Курмангазы.

Курмангазы Жаманов / Фото Informburo.kz

Его соседка Айгуль Каримова, у которой также пострадали хозпостройки, не уверена, что получит помощь. 

"Не сомневаюсь, что правительство окажет помощь, но ещё неизвестно, дойдут ли выделенные средства до простого народа. Желаю, чтобы помощь распределялась поровну и по справедливости. Никого не надо обделять. Спасибо Богу, что спас наш дом, но жить здесь я больше не хочу. Мы боимся повторения пожара. Готова отдать этот дом в обмен на жильё в другом месте", – поделилась опасениями сельчанка.  

Айгуль добавила, что два года назад она приложила много сил, чтобы выпросить у акимата маленькое пособие на детей. И поэтому сейчас, когда власти обещают помощь, ей сложно им поверить. 

Айгуль Каримова. Фото Informburo.kz

А вот Владимиру в помощи отказали вовсе. Его дом уцелел, но все хозпостройки сгорели дотла. Из-за этого в акимате у него не захотели принимать заявление. Якобы он не пострадал. 

"Дом начал гореть, но хорошо, что я вернулся вовремя. Мы стали тушить, бегали, искры летали повсюду. Помощи не было никакой. Ребята где-то пожарку потом нашли. И нам удалось вовремя потушить здание. Но хозпостройки спасти не успели. От нас пожар начался в 50 километрах. Говорят, что там горели поля. Но я не понимаю, как 50 километров горело, а сделать службы ничего с этим не смогли и всё добралось до села", – выразил недоумение Владимир. 

Владимир даёт интервью / Фото Informburo.kz

Жители посёлка собрались в акимат. Все коммуникации, которые им провели только год назад, отключены. Они несколько дней живут без газа, света и воды. Рядом с их домами стоит колодец, но он весь завален – оттуда брать воду уже нельзя. Готовить еду без неё также сложно. Поэтому люди питаются сухими продуктами, которые им привозят в качестве гуманитарной помощи.

Сотрудники акимата сказали им, что строить инженерные сети теперь будут не здесь, а дальше. Но многие переехали в Аманкарагай, потому что тут была работа. Как им теперь быть, они не знают. 

Фото Informburo.kz

У некоторых не осталось ничего, кроме документов. Рахмет Бейсембаев заметил, что даже одежду, в которую он сейчас одет, ему выдали из гуманитарной помощи. 

Только недавно его семья сделала дома ремонт и купила новую технику. У них был курятник со ста курами и полторы тонны корма. Но всё это сгорело, остался лишь один петух. 

"Мы вчера ходили в акимат, писали заявление на предоставление дома. Обещают, но не знаю, дадут или нет. Где мне теперь жить? Вот здесь, по соседству, брошенный дом. Зайдёшь и не подумаешь, что там жили люди. Нужен ремонт", – рассказал Рахмет Бейсембаев. 

Его сыновья хотели починить хоть что-то, уцелевшее от пожара, но в посёлке для этого не оказалось даже спецтехники. Однако, по их словам, они не в самом ужасном положении. У некоторых семей, что остались без крова, по четверо-пятеро детей школьного возраста. 

Фото Informburo.kz

Сотрудники полиции обходят дома, фиксируют на фото и записывают данные об ущербе. Всем пострадавшим обещают построить новое жильё в течение трёх месяцев. 

По официальным данным, сейчас тушат ещё пять участков. Для этого задействованы шесть вертолётов, один самолёт, пять пожарных поездов, более 200 единиц другой техники и свыше двух тысяч человек. 

Эвакуировано около 1800 жителей пострадавших посёлков. Десять человек получили травмы, ожоги и отравления лёгкой и средней тяжести. Один человек погиб. Всего пострадал 91 дом: 85 – в селе Аманкарагай и шесть – в селе Озёрный. 

Площадь пожара превысила 43 тысячи га, а общая площадь лесного хозяйства – 107 тысяч. 


Читайте также: