Голанские высоты. Зачем казахстанские военные отправляются на границу Сирии и Израиля
Ровно год проведут 139 казахстанских миротворцев на Голанских высотах и будут выполнять задачи по поддержанию режима прекращения огня.
22 февраля первая группа миротворческого контингента из числа казахстанских военнослужащих отправится на спорную территорию, на которую претендуют Израиль и Сирия. За всю историю миротворческой деятельности Казахстан впервые получил мандат от Организации Объединённых Наций на самостоятельное развёртывание и выполнение миротворческой миссии "Силы ООН по наблюдению за разъединением" (СООННР).
В течение 16 лет, начиная с 2008-го, свыше 600 казахстанских военнослужащих приняли участие в семи миротворческих миссиях ООН в странах Азии, Ближнего Востока и Африки. В прошедшие миссии казахстанцы входили в состав миротворцев разных стран. Так, в настоящее время 19 казахстанских военнослужащих проходят службу в составе миротворческих миссий ООН в Ливане, Западной Сахаре, Конго и Центральноафриканской Республике.
В Центре миротворческих операций Министерства обороны РК рассказали о ходе подготовки и степени готовности контингента к выполнению миссии.
Чему учат миротворцев
Подготовка началась в апреле прошлого года. Шесть месяцев на базе центра проходило боевое слаживание подразделения. Ещё три месяца ушло непосредственно на миротворческую подготовку, включая тактические действия, изучение норм международного права, культурологию.
"В декабре 2023-го группа специалистов ООН провела оценку подразделений, и нам выставили уровень готовности выше среднего. Это высший стандарт ООН. То есть проверяли не только уровень миротворцев, но и саму систему подготовки на базе нашего центра. Мы являемся, наверное, уникальным центром в постсоветских странах, поскольку проводим комплексную подготовку", – отметил начальник Центра миротворческих операций МО РК полковник Бауыржан Нигметуллин.
По его словам, в Центре миротворческих операций готовят как сам контингент, так и экспертов для участия в миротворческих операциях ООН в качестве штабных офицеров и военных наблюдателей. 90% сложности реализации миссии, по оценке первого руководителя центра, приходится на подготовку техники по стандартам ООН, экипировку людей, их подготовку для работы в сложных ситуациях.
Казахстанские миротворцы будут резервом командующего силами быстрого реагирования ООН. От уровня их подготовленности зависит многое, подчеркнул Нигметуллин:
"По стандартам даётся всего 15–30 минут для разворачивания подразделения, выполнения функций обеспечения дополнительного патрулирования, усиления охранных мероприятий, усиления блокпостов, в случае необходимости – эвакуации и сопровождения VIP-персон".
По его словам, применение сил на Голанских высотах в настоящее время лимитировано Уставом ООН. Обстановка там средняя, поэтому и мандат, выданный казахстанскому контингенту, ограниченный. Миротворцы будут "наблюдать за разъединением двух сторон, передвижением войск и выполнением обеими сторонами взятых на себя обязательств".
Главное требование ООН – быть нейтральными, обратил внимание спикер. По прибытии казахстанский контингент будет изучать обстановку: какие силы и где находятся, какие передвижения происходят.
"Первая группа контингента вылетит из Алматы 22 февраля. Аэропорт прибытия – Дамаск (столица Сирии). Технику уже отправляют эшелонами в Актау, где будет дозаправка самолёта и погрузка техники. Это сделано в целях экономии бюджетных средств, потому что переброска техники – очень дорогостоящая операция. 14 марта основной состав миротворцев отправится из Алматы в Дамаск, и оттуда уже своим ходом они доберутся до миссии", – объяснил Бауыржан Нигметуллин.
В Дамаск отправят 15 БКМ (бронированные колёсные машины. – Авт.) "Арлан", несколько грузовых КАМАЗов, шесть бронированных внедорожников, вооружение и имущество. Такая переброска проводится казахстанскими военными впервые.
Контингент будет находиться под командованием ООН, и Казахстан не вправе вмешиваться в его действия. В случае резкого обострения обстановки существует несколько вариантов выхода из экстремальных ситуаций эвакуации. Какой вариант использовать, будет решать командование миротворческими силами, объяснил спикер:
"Когда миссия разворачивается, с каждой стороной конфликта подписывается договор, определяются зоны выхода миротворцев. Всё будет зависеть от того, с какой стороны появится угроза. В то же время одна из функций контингента – обеспечение безопасности в ходе эвакуации, поскольку он входит в состав сил быстрого реагирования на все возникающие угрозы".
Женщины в строю
По стандартам ООН, в составе миссий 5% должно приходиться на женщин. Поэтому в казахстанском контингенте миротворцев семь женщин-военнослужащих: два повара, один снайпер и четыре медицинских работника.
Впервые сержант медицинской службы, санитарный инструктор Ардак Куртибаева оказалась в составе миротворческого контингента ООН в Ливане, казахстанские специалисты входили тогда в состав индийского контингента. В августе 2020 года в порту Бейрута, столице Ливана, прогремели четыре взрыва. В результате техногенной катастрофы погибли свыше 200 человек, получили ранения около шести тысяч, без жилья остались примерно 300 тысяч жителей.
"Я была в составе медицинской роты, которая оказывала помощь пострадавшим после взрыва. Для меня это был очень полезный опыт. Тогда казахстанские миротворцы были распределены по разным городам, участвовали в разных операциях под флагом ООН, также мы привезли туда гуманитарную помощь от Казахстана", – рассказала Ардак Куртибаева.
Санинструктор объяснила, что каждый из участников миссии должен в обязательном порядке владеть навыками оказания первой медицинской помощи, потому что на поле боя 70% ран – это кровотечения и ранения в грудную клетку. Каждый умеет накладывать турникет, останавливать кровотечение, может оказать помощь и на поле боя. Для этого миротворцы имеют сумки для оказания такой помощи. Каждая весит около 500 граммов и укомплектована необходимыми медикаментами, обеззараживающими салфетками, турникетами (аналог жгутов для остановки кровотечения), бинтами.
За плечами Ардак Куртибаевой 10 лет службы в армии. Она сообщила, что при отборе в состав миротворческой миссии каждый кандидат должен соответствовать определённым требованиям к уровню английского языка, физической и психологической подготовки. Для этого будущие миротворцы сдавали психологические тесты, демонстрировали физическую подготовку. Учитывалось и желание самих военнослужащих:
"Моему сыну 15 лет. Я объяснила ему и родителям, что собираюсь участвовать в миротворческой миссии. И моя семья меня поддержала. Считаю, что наш контингент на 100% готов к выполнению миссии", – сказала Ардак.
Из миротворцев в инструкторы
Начальник управления миротворческой подготовки Центра миротворческих операций подполковник Рустем Сулейменов является участником двух миротворческих миссий ООН – в Кот-д'Ивуаре (Африка, 2016) и Центральноафриканской Республике (Африка, 2022). На протяжении девяти последних месяцев отвечал за подготовку казахстанского контингента перед развёртыванием миссии на Голанских высотах.
"Мы осуществили шестимесячную четырёхэтапную подготовку национального контингента. В течение трёх месяцев подразделение проходило этап слаживания, ещё три месяца велась подготовка по тактико-специальной тематике. На последнем этапе проходила трансформация от зелёной к голубой каске. Как раз наша задача заключалась в том, чтобы трансформировать регулярного военнослужащего в миротворца ООН", – остановился на особенностях подготовки миротворцев Рустем Сулейменов.
Эксперты ООН оценили готовность подразделения очень высоко. По словам собеседника, уровень подготовки казахстанских миротворцев оказался по меньшей мере в два раза выше, чем того требуют стандарты ООН.
К слову, обучение подразделения проводилось не только силами казахстанских инструкторов – участников прошлых миссий, но и силами специалистов иностранных государств – Финляндии, Германии, Швеции.
В рамках подготовки к миссии будущие "голубые каски" изучали международное гуманитарное право, включая права человека. Миротворцы обязаны знать правила защиты гражданского населения, уязвимых слоёв, особенности защиты детей. Главный инструктор Центра миротворческих операций назвал миротворцев универсальными солдатами.
"Я лично считаю, что уровень подготовленности любого национального миротворческого континента сравним с подготовкой подразделений специального назначения. Существует немало правовых рамок, которые ограничивают действия военнослужащих, К примеру, правила применения силы чётко прописывают, в каких случаях миротворцы имеют право применять оружие. Во-первых, при самозащите и защите своего коллеги – другого сотрудника ООН. Во-вторых, применение силы необходимо для обеспечения защиты гражданского населения", – сообщил Рустем Сулейменов.
Он высказал своё мнение и о необходимости участия казахстанских военнослужащих в составе миротворческого контингента ООН. Прежде всего военные получают бесценный боевой опыт в условиях, приближенных к боевой обстановке. Это повышает потенциал казахстанских Вооружённых сил. Кроме того, Казахстан как часть мирового сообщества вносит свой вклад в обеспечение мира и безопасности на планете.
Собеседник рассказал о своём личном опыте участия в миротворческих миссиях:
"Во время своей первой миссии в Кот-д'Ивуар в 2015 году я видел последствия вооружённого конфликта. С большим сожалением я видел повсюду людей в очень бедственном положении. В то время огромную роль сыграли международные гуманитарные организации. ООН начала восстанавливать инфраструктуру, социальные объекты, приводить в порядок законодательные нормы самого государства и оказывало содействие в проведению внеочередных выборов".
Сулейменов отметил также, что миротворцы – это международная сила в борьбе с вооружёнными конфликтами.
"Самая тяжёлая миссия была в Центральноафриканской Республике, где я был в должности штабного офицера. В моём подчинении находились замбийские, руандийские, марокканские батальоны. С ними я выезжал в районы интенсивной эскалации боевых действий между вооружёнными группировками. Очень много погибших было среди мирного населения. В этих условиях чувствуешь опасение за жизнь, потому что не понимаешь, откуда может прилететь снаряд или шальная пуля", – поделился воспоминаниями подполковник.
Во время пребывания в Центральноафриканской Республике на глазах казахстанского офицера погибли шесть миротворцев.
"И боевики, и незаконные вооружённые формирования понимают прекрасно, что нападение на миротворца влечёт за собой очень большие последствия, ведёт к разворачиванию крупномасштабной операции", – подчеркнул Рустем Сулейменов.
Так случилось и в произошедшей истории. К поимке бандитов привлекли авиацию, разведгруппы, силы быстрого реагирования. В течение недели боевиков удалось захватить.