В прошлом номере мы рассказали о работе таможенного поста «Коргас». Но как правильно заметил замначальника таможенного поста Ризабек Калиаждаров, на границе трудятся не только таможенники. Было бы несправедливым оставить без внимания другую структуру – отряд пограничного контроля, и мы решили посетить приграничную зону второй раз.

И снова шлагбаум и знакомая нам колючая проволока. К журналистам подскочил румяный паренёк:

– В Китай едете? Могу подвезти, – выпалил он и кивнул в сторону своего микроавтобуса.

Его предложение, конечно, было заманчивым, но мы решили въехать на режимную территорию на своем авто. Пограничник открыл шлагбаум, и корреспонденты двинулись в сторону воинской части.

ДЕБОШИРОВ И БУЯНОВ ЗА ГРАНИЦУ НЕ ПУСТИМ

Нас встретил начальник отряда пограничного контроля «Коргас» ПС КНБ РК подполковник Кайрат Талипов.

– Вы хотите посмотреть, как мы несём службу? – спросил он. – Что ж? Нам скрывать нечего. Основная наша обязанность – проверка документов. Как вы уже заметили, проезд на пограничную полосу ограничен.

– Почему тогда здесь скот пасётся, и частные извозчики работают?

– Всё это контролируется пограничниками. Если скот посётся, то при нём обязательно есть пастух с соответствующим пропуском. Он и следит за тем, чтобы коровы случайно не стали нарушителями. С местными жителями у нас полное взаимопонимание, они знают, что такое государственная граница. Автобусы, которые возят людей от колючки до таможенного поста, принадлежат ТОО «Уркер». С ним заключён специальный договор, к которому прилагаются сведения о водителях и копии их удостоверений личности. Человек с улицы никогда не сможет заниматься такими перевозками…

После этих слов командир отряда дал команду, чтобы принесли документы. Вскоре мы увидели полное досье на водителя, предлагавшего журналистам прокатиться в Китай.

– Вообще есть несколько видов пропусков, – продолжил Кайрат Талипов. – Розовые – выдаются участникам внешней экономической деятельности (ВЭД), пропуск с красной полосой позволяет проходить за линию паспортного контроля. Специальный пропуск имеют и рабочие, которые строят «Международный центр приграничного сотрудничества» (МЦПС). Это чисто белый документ, без фотографии. Такие пропуски им выписывает другой отряд, охраняющий границу вне пункта пропуска.

– Но такие пропуски легко подделать.

– Если кто-то из граждан решит воспользоваться липовым документом, то мы это выявим. Допустим, он подделает подпись и печать. Тогда мы вычислим его по бегающим глазам и неуверенной походке. Кроме того, его фамилии не будет в списке, заверенном Комитетом нацбезопасности. Так что у мошенников нет никаких шансов. В прошлом году была попытка подделать пропуск, и военнослужащий, который хотел это сделать, был уволен.

– То есть пограничник сделал липовый документ?

– Да. Он обратился к контрактнику, отвечающему за печать, и об этом сразу же доложили мне.

– Бывают ли у пограничников конфликты с гражданами?

– Прежде, чем осуществлять деятельность в пункте пропуска, пограничники сдают экзамены. Если они видят неадекватное поведение со стороны участника ВЭД, то докладывают старшему смены, и мы стараемся дело сгладить. Бывает, что водители в нетрезвом состоянии пытаются пересечь границу. С такими мы проводим разъяснительную беседу. Дебоширов и буянов за границу нельзя пускать. Бывает ситуация, что человек просто не хочет понимать, насколько это серьёзно. Вот надо ему попасть в Китай и всё. Но по документам он не может проехать. В таких случаях я беседую с ним, популярно объясняю, что нужен специальный пропуск. Его руководству нужно написать заявление, согласовать с органами Комитета нацбезопасности и Министерством внутренних дел. Не имеем права без этого пропускать.

– А если человек вспоминает уже у колючки о том, что виза просрочена?

– Такое бывает, и пограничников уговаривают пропустить. Но там же китайцы стоят. Человека вернут, и будет понятно, что пограничник не выполнил приказ. А это уже уголовно наказуемо. Если же кто-то прилипает к защитнику границы, как банный лист, то об этом докладывают мне. Выезжает тревожная группа и начинает разбираться в чём проблема.

– Может ли пограничник не пропустить человека только потому, что он ему не понравился?

– Нет, это исключается. Этот человек может позвонить по телефону его начальству, в том числе и мне. У нас есть ящик для жалоб и предложений, и любой человек может им воспользоваться.

– Допустим, у гражданина был определённый конфликт с пограничником. Может ли защитник границы припомнить ему старые обиды?

– В соответствии с Законом «О государственной границе», постановлением правительства и нормативными актами Комитета пограничной службы никто не имеет права оскорблять пограничника. И в основном люди это понимают. Конечно, если человек вчера дебоширил, то сегодня мы берём его на карандаш, но не пропустить не можем.

 – Но он может воспользоваться своей маленькой властью и немного помучить человека. Допустим, сказать водителю, что его номер пятнадцатый и пропустить вперёд другие машины.

 – Мы такого сотрудника сразу увольняем. Каждое утро мы проводим инструктаж и объясняем, какой должна быть линия поведения у защитника границы. Если сотрудник не выполняет эти требования, то он не имеет права быть пограничником. Кроме того, любой гражданин сегодня может обратиться к акиму, министру и прочим.

– Однако ворон ворону глаз не выклюет. И если у пограничника есть поддержка сверху, то жаловаться на него нет смысла.

– Мы этого не допускаем. Здесь проезжают не только граждане Республики Казахстан, но и других стран. Представляете, какое впечатление о нас сложится?

После командир отряда показал нам свои владения. Это контрольно-пропускные пункты и зал, где ежедневно проводятся занятия с пограничниками. Каждый раз, когда Кайрат Талипов проходил мимо своих подчинённых, он просил не отвлекаться и работать в прежнем режиме.

БОЛЬШАЯ БАРАХОЛКА НА ГРАНИЦЕ

Под его присмотром мы обходными путями попали и на знаменитый МЦПС.

Международный центр состоит из двух частей: казахстанской, расположенной на территории Панфиловского района Алматинской области, и китайской – на территории Или-Казахстанской автономной области Синьцзян-Уйгурского автономного района. Общая площадь проекта составляет 528 гектаров, из которых 185 гектаров – казахстанская часть, 343 гектара – китайская часть. Предполагается, что это будет город с развитой инфраструктурой. По плану здесь должны быть гостиницы, заводы и склады. Напомним, что экс-президент МЦПС «Коргас» Нурлан Сейдали подозревается в нецелевом использовании средств и перерасходе денег. Под большим вопросом находилась и инвестиционная привлекательность этого проекта.

Сейчас за оградой суетятся рабочие, прокладывают трубы, подводят коммуникации.

– Чтобы нашему бизнесмену договориться с китайским предпринимателем, ему надо открыть визу, выехать в Китай, провести переговоры, – объяснил Кайрат Талипов. – А с введением в действие МЦПС все эти процедуры упростятся. Всё будет в одном месте. Здесь договорятся, затем китаец уедет в свою республику за товаром, а казахстанец – домой за деньгами… Видите синюю будку? Там будет переход с казахстанской стороны в китайскую. Справа за зелёной оградой – китайская сторона, слева – наша. Китайцы уже все коммуникации подвели и даже ёлочки высадили. У нас построено пожарное депо, подведены некоторые коммуникации, контрольно-пропускной пункт уже на стадии завершения. В июле эту стройку должны закончить.

– Получается, что здесь будет большая барахолка? Сможете ли вы контролировать ситуацию?

 – Очень правильный вопрос вы задали. Действительно много ещё нерешённых проблем. Аналога МЦПС в мире нет, и мы должны всё продумать до мелочей. Вдруг у какого-нибудь предпринимателя случится инфаркт или инсульт и ему по здоровью нельзя будет больше месяца покидать МЦПС? А по правилам в этой зоне можно находиться только 30 суток. Да и с охраной по периметру пока не решён вопрос. Ведь любой человек может перемахнуть через забор и оказаться в Китае. Даже сейчас рабочие могут спокойно пройти на сторону наших соседей. Поэтому на пограничниках лежит большая ответственность…

ХОЗЯИНУ – ЗВАНИЕ, СОБАКЕ – ТУШЁНКУ

Корреспондентам «Мегаполиса» удалось попасть и в собачий питомник. Пограничники показали своих четвероногих друзей, которые помогают им нести службу.

– Наши собаки работают на выявление валюты, наркотиков и бое­припасов, – объяснил командир отряда. – Если к нам поступает информация, что на такой-то машине везут опасный или контрабандный груз, то на помощь к нам приходят собаки. Этих четвероногих обучают в посёлке Караой, затем их привозят сюда. Люди, которые ухаживают за ними, собак любят как своих детей.

Пограничники вывели четвероногих из вольеров и стали нам демонстрировать, насколько их питомцы послушны и дрессированы.

– Их хорошо кормят, им даже тушёнку выдают, – продолжил Кайрат Талипов.

– А хозяева собак к тушёнке не прикладываются?

Парень, ведущий на поводке овчарку, улыбнулся.

– Нет, они не обижают своих воспитанников, – ответил командир отряда.

После экскурсии по режимной территории пограничники проводили журналистов до колючки, пожелали счастливого пути, а главное, подсказали, где можно взять китайское пиво подешевле...