Из этих людей, перефразируя поэта Николая Тихонова, можно делать не просто лучшие в мире гвозди. Эти люди – сами творцы. Династия Салимгиреевых – это уже более тридцати человек только прямых родственников. Благодаря сильным рукам и светлой голове её основателя Мухамета вдаль уходили надёжные и стремительные составы. Казахстанским железным дорогам отдано почти 430 лет жизни людей этого славного рода.

СЛАВНЫЕ ИМЕНА ДИНАСТИИ САЛИМГИРЕЕВЫХ

В АО «НК «Казахстан темир жолы» Ринат Салимгиреев, который этой весной отметил свой 50-летний юбилей, трудится уже более 20 лет. Он смеётся: четыре столетия Салимгиреевых на железной дороге получается, если считать только прямых родственников. А сколько ещё зятьёв-невесток, двоюродных братьев и сестёр! Если посчитать всех их, то будет и все 600 лет.

– Тут мы встречались, влюблялись, женились, настоящая «Санта-Барбара»! – говорит Ринат Мухаметович.

Все Салимгиреевы помнят, знают и чтят основателя династии – Мухамета, составителя поездов на станции Акмола с более чем 40-летним стажем на железной дороге. Кавалера ордена Трудового Красного Знамени.

– Мой отец Мухамет приехал сюда из России перед самой
войной, в сороковых годах. Его отец – наш дед – ушёл на фронт в 1941-ом и погиб на Синявинских высотах под Ленинградом. Это возвышенности в Южном Приладожье, где в 1941–1944 годах велись жесточайшие бои за Ленинград. Там за весь период Великой Отечественной войны в советских войсках погибли более 300 тысяч человек. Мы долго искали, где похоронен дедушка. И место нашёл отец незадолго перед смертью… Помню, ходил радостный, но всю информацию нам, к сожалению, оставить не успел, – вспоминает Ринат Мухаметович.

У братьев-основателей династии на двоих – почти век железнодорожного стажа.

У отца и брата на двоих стажа – суммарно почти сто лет.

– У нас в семье было семь человек – пять братьев и две сестры. Мой отец был составителем поездов, старший брат – тоже, и я начинал составителем. Составитель поездов – профессия трудная и опасная. Всё время «висишь» на подножке вагона в любое время суток и время года, в любую погоду. Этот человек работает и с грузовыми, и с пассажирскими вагонами – подаёт их под погрузку, совершает маневровые работы. Отец работал в снег и стужу, дождь и ветер. Ведь семья большая, он работал один. А мама растила детей. И вы знаете, мы выросли в любви, родители нас всех «подняли», образование высшее у четырёх из семи детей, – говорит Ринат Мухаметович.

К ВАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР

Ринат Салимгиреев тоже трудился составителем поездов, а позже карьера повела и на другие должности: прошёл ступени руководителя, а сейчас работает ревизором движения.

– Моя задача заключается в том, чтобы контролировать работу дежурных по станциям и паркам, которые руководят движением поездов. Вся документация и действия должны быть точными и правильными, – объясняет наш собеседник.

Ему приходится не только быть максимально профессиональным и разбираться во всех тонкостях и нюансах своей работы, но и оставаться беспристрастным – порой наказывать довольно жёстко даже тех, кого он хорошо знает. Такова цена безопасности на железной дороге.

– Если в нашей работе не будет железной дисциплины и идеального порядка, станет очень сложно отвечать за безопасность движения, – объясняет Ринат Мухаметович.

Однако самым важным он считает умение не только наказывать за ошибки, но и научить сотрудников впредь их не допускать.

– Фигура учителя, наставника здесь очень важна. Рубить налево-направо шашкой – не дело. Нарушения ведь бывают по неопытности, а бывают системные, которые требуют жёсткого подхода – вплоть до увольнения. Нас так воспитали – и отец учил, и братья так меня учили. Учиться всю жизнь и каждый день – это вообще моя философия.

Сейчас на станции вместе с нашим героем работают его племянник и сноха. Им уже за 30, но у Рината Мухаметовича с родных – особый спрос.

– Я к ним особенно требовательный. И я горжусь, что многие в нашей семье работают на очень ответственных, сложных должностях и известны как профессионалы своего дела, – поясняет он.

Ринат Мухаметович почти семь лет проработал заместителем начальника станции Астана по оперативной работе, потом стал ревизором. Станцию знает хорошо. С нынешним начальником станции Сакеном Касеновым они знакомы практически с детства.

– Я смеюсь – знаем друг друга хорошо столько лет, но в вопросах принципиальных порой спорим. Он очень опытный профессионал, и мне есть, чему у него учиться. Так что у нас в КТЖ работает мощный «костяк» железнодорожников, людей ещё старой закалки, – говорит Ринат Мухаметович.

Когда начинало работать его поколение – это мужчины 30–35 лет – оно пришло на смену 60-летним «зубрам».

– Сначала, конечно, смотрели на нас, как на неопытных мальчишек. Но мы учились, росли и стали неплохо справляться с работой. Понимали мы с ними друг друга с полуслова. Мне трудно сейчас объяснить и сформулировать, но, пожалуй, главный дух железнодорожников – это профессионализм и высочайшая дисциплина. Как в армии, – подчеркивает Салимгиреев.

К слову, казахстанская железнодорожная отрасль сильна своими традициями. И выпуски Целиноградского железнодорожного техникума 80–82 годов по праву считаются сильнейшими в Союзе.

– Многих ребят приглашали сразу в Ленинградский и Московский институты железнодорожного транспорта. В те времена техникум по уровню подготовки стабильно находился на 2–3 месте по Союзу среди подобных заведений. Оттуда и наша закалка. Сейчас, к сожалению, порой молодёжь, закончившая университет в прошлом году, уже в следующем забывает тему дипломной работы, – говорит Ринат Мухаметович.

Правда, есть и издержки у такого профессионализма.

– Я даже на поезде, если еду как пассажир, не могу не смотреть профессиональным взглядом – как люди работают и что сделали правильно или неверно, – смеётся он.

ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Ринат Салимгиреев, несмотря на всю свою ответственность, человек с чувством юмора. Много ездил по миру, наблюдал, как работает железнодорожная отрасль за рубежом. Сделал парадоксальные выводы – у нас это всё порой даже лучше развито, чем там.

– Я ездил по Европе и могу сказать, что уровень наших специалистов – высокий. К нам приезжали иностранные делегации и порой удивлялись чёткости организации и техническому оснащению. А ведь мы вышли из советского периода и сразу попали в тяжёлые времена. Не было денег после развала Союза. И только последние 10 лет пошёл рост: появились хорошие локомотивы, вагоны. Смотрите, какие современные составы сейчас пошли на Алматы, Актобе, Аркалык, в Шымкент. По мере выпуска вагонов «Тальго» замена старых вагонов будет продолжаться, – говорит Салимгиреев.

Новые локомотивы – это вообще «ламборджини» по сравнению с советскими. Здесь созданы все условия для машинистов – и удобные кресла, и полная автоматика, и климат-контроль есть. Но и свои «заморочки» имеются.

– Уровень работников должен быть очень высоким, ещё не каждый сможет на новом и сложном оборудовании работать. Людей наших надо готовить и готовить. Ведь машинист – это, так сказать, «последняя черта», преграда, как капитан судна, который в случае чего предотвратит катастрофу. Безграмотный тут не сможет работать, – говорит Ринат Мухаметович.

Кстати, он был одним из тех, кто встречал прибывший в столицу первый поезд «Тальго». Казахстанские железнодорожники тогда шутили: «Тальго – это на два вагона три колеса!». Однако скоро привыкли.

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ СЕМЬЯ…

Что отличает коллектив КТЖ от «обычных» трудовых коллективов – так это особые отношения. Здесь огромную роль играет личность руководителя – ведь ему предстоит сплотить людей и команду, выбрать и удержать самых надёжных и профессиональных.

– Салимгиреевы – это смешанная семья – татары, башкиры, казахи, русские. Мы вместе не только работаем, но и дружим, встречаемся семьями, отмечаем все праздники. Но, хоть мы и семья, каждый помнит, что приходит в стратегическую отрасль, и нужно иметь основательные знания, чтобы вас приняли на работу, – говорит Ринат Мухаметович.

Он предупреждает тех, кто хочет стать железнодорожником: при всех социальных бонусах работа в режиме «день-ночь-48», а порой и через 24 часа выход на работу – это довольно сложно. Спрос большой, и с мужчин, и с женщин одинаковый. Такая работа. Зато и уровень казахстанские железные дороги держат.

– В соседней России и протяжённость больше, и объёмы перевозок выше, но больше и тяжелейших браков в работе. Возьмите последний случай у наших соседей, когда взорвался вагон, и тепловоз загорелся… Этот брак в работе допустили локомотивщики. Или другой пример: в Швеции техничка угнала поезд и врезалась в здание, которое стояло около тупика. Чудом никто не пострадал. У нас такое практически невозможно – контроль жёсткий, мы всегда начеку. Наверное, просто воспитаны мы по-другому, – говорит Ринат Салимгиреев.

Традиционно считается, что у авиадиспетчеров – особенно сложная работа, требующая предельной собранности и концентрации. Наш собеседник не отрицает этого факта, но добавляет: дежурный на станции работает не менее напряжённо.

– Он принимает и анализирует сообщения сразу с нескольких участков, наблюдает за манёврами, находится на связи с локомотивными диспетчерами и так далее. Множество потоков информации – это невероятно насыщенная работа. Любого туда не поставишь, не все могут быстро реагировать на ситуации в работе и знают порядок. Отрадно, что в КТЖ у нас столько профессионалов работает, – говорит Ринат Мухаметович.

Но самые тёплые воспоминания – о маме.

– Моя мама была награждена орденом «Кумыс алка» и орденами материнской славы трех степеней. Наверное, это самое счастливое воспоминание: её награждали, а она смотрела на всех нас: мы, её дети, внуки, стояли на сцене. Отрадно, что она получила столь огромное признание – весь зал аплодировал стоя. Уже не осталось в живых старшего по династии, но была – старшая.

Пожелаем большой и дружной семье Салимгиреевых новых «ростков» в их династии железнодорожников. Пусть продолжаются линии славной жизни и достойной работы, которые так тесно переплелись на бескрайних железных дорогах….