Спецкомиссия Министерства здравоохранения выявила нарушения в работе ТОО «ОО Казахская академия питания». Как следует из ее официального заключения, старший научный сотрудник лаборатории качества и безопасности продуктов питания Гюзель Азнаметова оказывала медуслуги, не имея на то лицензии, и кроме того незаконно рекламировала и продавала лекарственное средство плантафермин. Получается, что все это происходило при попустительстве руководства Института? Однако самое интересное ждало гостей из Астаны при проведении самой проверки…

Спецкомиссия была создана после обращения нашей газеты к министру здравоохранения Анатолию Дерновому по случаю жалобы нескольких родителей грудничковых малышей на неэффективное лечение дисбактериоза с помощью препарата плантафермин в Казахской академии питания. И мамы начали подозревать, что это средство выписывалось их грудным детям намеренно, чтобы обеспечить его успешную реализацию. После двух недель лечения плантафермином, которое не дало никаких результатов, они обратились в другие медорганизации, где им назначили более эффективные препараты. Результат дал о себе знать уже через неделю, что намного облегчило страдания малышей. Обо всем этом они поведали корреспонденту «Мегаполиса», а мы – Анатолию Дерновому.

Ответа не пришлось ждать долго. Первая новость прозвучала из уст представительницы Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг Минздрава, позвонившей в редакцию из Астаны: «А препарат точно называется «плантафермин»? Мы просто не можем найти его в нашем регистре. Но мы продолжим разбирательство…» Позже выяснилось, что плантафермин разработан казахстанскими учеными, и в 2003 году были «проведены исследования его безвредности на базе РГП «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Азнаметова, по данным комиссии, закупала препарат у фирмы-производителя ТОО НПП «Флора».

Через несколько дней после этого звонка в Алматы в Казахскую академию питания по приказу председателя Комитета по контролю качества медуслуг для проверки фактов прибыли несколько специалистов. В состав спецкомиссии также были привлечены работники практического здравоохранения – Управления фармконтроля по г. Алматы и Республиканской СЭС. Визит ревизоров, видимо, вызвал небольшой переполох в академии, потому что на вопрос: «А в какой организации работает Гюзель Азнаметова: в академии, в лаборатории или же принимает в частном порядке?» – последовал сумбурный ответ. По словам членов комиссии, в академии им вначале заявили, что к ним она не относится, в лаборатории тоже такую не признали, а является ли врач индивидуальным предпринимателем, также удалось выяснить не сразу. Никто ничего не знал, а найти саму Азнаметову на рабочем месте контролерам было сложно. Получалось, что в академии завелись мертвые души? А раз нет человека – нет проблемы и некому отписывать замечания! Потому что отвечать за них некому, и точка! В итоге специально приехавшие из Астаны в Алматы специалисты, оторванные от текущей работы, несколько часов просидели в недоуменном ожидании. Пришлось председателю комиссии самому звонить врачу по сотовому телефону и вызывать на работу.

В итоге в ходе проверки установлено, что «в ТОО «ОО Казахская академия питания» старшим научным сотрудником лаборатории качества и безопасности продуктов питания Азнаметовой Г. К. проводится по собственной инициативе консультативный прием детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта». Добавим, что за прием матери детей платили врачу по 700 тенге.

«Комиссией установлено, что Азнаметова Г. К. оказывала медицинскую помощь без лицензии, – говорится в официальном ответе «Мегаполису» вице-министра здравоохранения К. Омарова, – а также осуществляла рекламу и продажу лекарственного средства плантафермин, что является нарушением положения постановления правительства Республики Казахстан от 7 июня 2001 года № 767 «Об утверждении правил лицензирования медицинской и врачебной деятельности» и Закона Республики Казахстан от 13 января 2004 года «О лекарственных средствах».

К сожалению, комиссии не удалось «провести экспертизу частоты и обоснованности назначения препарата плантафермин в связи с тем, что консультативный прием детей осуществляется без заполнения медицинских карт амбулаторных больных».

Зато свое мнение об «обоснованности назначения плантафермина и вообще о выписанном лечении высказали другие врачи-педиатры, к которым обратился «Мегаполис». Конечно, им было сложно и неудобно оценивать своего коллегу, поэтому в комментариях они старались быть осторожнее, мягче и как можно «обтекаемее». Так, по словам одного из них, сам диагноз функциональная диспеспия, поставленный по результатам анализов в лаборатории Казахской академии питания пятимесячному малышу, обычно ставят детям старше года! А правильно диагностированное заболевание, как известно, – это уже половина успеха его лечения, поэтому в данном случае, по мнению одного из педиатров, можно было более глубоко покопаться в причинах появления заболевания и учитывать не только результаты анализов, но и другие факторы.

Посмотрев рецепт, выписанный Азнаметовой этому пятимесячному ребенку, страдавшему дисбактериозом, педиатр выразил сомнение в его большом эффекте: к примеру, рекомендация давать пить малышу кипяченую воду и отвар из сухофруктов, а также по 5 капель хилак форте два раза в день. «Обычно мы начинаем с 15-ти капель, – пояснил врач, – а питье воды просто позволяло избежать обезвоживания организма ребенка, тем более на улице жарко, но вряд ли бы это значительно повлияло на результат лечения. А что касается плантафермина, то вместо него можно было бы давать, к примеру, «Смекту». Она имеет более целенаправленное действие…Но вы поймите, сам процесс лечения – это творческий процесс, здесь, если не помогает одно, нужно пробовать другое и наблюдать. Однозначных рецептов не существует, везде нужен индивидуальный подход».

Ну а члены комиссии заметили в разговоре с корреспондентом «Мегаполиса», что ситуация с рецептом лечения Азнаметовой сложилась двоякая: с одной стороны, сам препарат плантафермин безвреден: он содержит бифидо– и лактобактерии, содержание которых по результатам анализов у одного из пятимесячных малышей было сниженное, поэтому его назначение, казалось бы, было оправданным. С другой стороны, препарат, как заметили специалисты, не мог значительно повлиять на ход лечения. «А неэффективное лечение – это тоже вред», – заметила председатель комиссии. Тем более, что состояние ребенка, по словам его матери, совершенно не улучшалось в течение всех двух недель лечения, прописанного врачом Азнаметовой.

«По выявленным нарушениям на Азнаметову Г. К. заведено дело об административном правонарушении за безлицензионную деятельность и рекламу с продажей лекарственного средства на рабочем месте, – сообщил «Мегаполису» вице-министр К. Омаров. – Комиссией администрации ТОО «ОО Казахская академия питания» также рекомендовано принять меры дисциплинарного взыскания к старшему научному сотруднику лаборатории качества и безопасности продуктов питания Азнаметовой Г. К.».

Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА