После начала "арабской весны" в Тунисе 30 июня 2012 года Мухаммед Мурси Аль-Айат, получив поддержку 5,7 млн египтян (51% проголосовавших), побеждает на выборах. Впервые в истории Египта президентом становится гражданский человек. Также в первый раз за более чем 30-летний период, после Иранской революции 1979 года, президенты Египта и Ирана наносят визиты друг другу, активизируются двусторонние внешнеполитические отношения. 30 августа 2012 года состоялся первый официальный визит Мурси в Иран, а 5 февраля 2013 года президент Ирана Ахмадинежад совершает ответный визит. В ходе поездки на президента Ирана несколько раз нападают граждане Египта. Основная причина негативного отношения населения Египта к Ирану заключалась в религиозных противостояниях - разделении мусульман на шиитов и суннитов. На улицах среди простого народа начинаются стычки между суннитами и шиитами. 24 июня 2013 года озлобленная толпа убивает шиитского имама Хасана Шахату.

Примечательно, что именно в это время в Египет из Ирана возвращается семья террориста Халида аль-Исламбули, который совершил убийство президента Египта Анвара Садата в 1981 году. Что странно: Халиду аль-Исламбули в Иране после этого убийства присваивают звание "Героя Ислама" и его именем назван центральный проспект в Тегеране. 

Другим интересным обстоятельством является тот факт, что Анвара Садата убивают именно после его разоблачающего доклада по идеологии "Ихван аль-муслимун" – "Братьев-мусульман", что косвенно подтверждает связи этой организации с Ираном.

В ответ на такую политику президента Мурси 30 июня 2013 года начинаются народные волнения, массовые демонстрации. В это время оппозиция собирает 22 миллиона подписей против ихванского президента Мурси. Они отмечают, что за год правления Мухаммед Мурси показал свою несостоятельность в должности президента, и что он, будучи руководителем страны, не сложил с себя присягу, данную амиру "Братьев-мусульман". Народ скандирует, что желает настоящего президента, который сам может принимать решения.

3 июля 2013 года происходит военный переворот. Верховный совет вооружённых сил Египта при поддержке партии "Нур", университета "Аль-Азхара", коптов и Фронта национального спасения объявляет об отстранении от власти ихванского президента Мурси. Председатель Высшего Конституционного суда Египта Адли Мансур назначается исполняющим обязанности президента Египта.

8 августа 2013 года после безуспешных протестов в поддержку Мурси ихваны раскрывают свою деструктивную сущность – использование ислама в политических целях: они объявляют о мобилизации своих сторонников, захватывают площадь Рабия в Каире, совершают нападения на полицейские участки и госучреждения во всех регионах страны, поджигают церкви. Конфликт обостряется. Волна терактов накрывает Египет.

В религиозном аспекте власть опирается на салафитскую партию "Нур". Президент Ас-Сиси лично благодарит лидера александрийских салафитов Ясира Бурхами за поддержку.

В том же году 24 декабря ОАЭ и Саудовская Аравия объявляют "Братьев-мусульман" террористической организацией. С помощью армии военные восстанавливают порядок в стране. В это время министр обороны и верховный главнокомандующий ВС Египта, генерал-лейтенант Абдуль-Фаттах Ас-Сиси зарабатывает огромный авторитет перед народом, ему присваивают звание фельдмаршала.

Происходит изменение внешнеполитического вектора Египта. Если в период правления Мурси активизировались взаимоотношения с Ираном, то в период правления Ас-Сиси основными внешнеполитическими партнёрами становятся Саудовская Аравия и ОАЭ.

Абдуль-Фаттах Сиси утверждает закон о парламентских выборах, которые должны были состояться в марте и стать заключительным этапом "дорожной карты" по выходу страны из политического кризиса, после принятия новой Конституции страны и выборов президента. Однако выборы несколько раз откладывались из-за терактов – поджогов, взрывов, нападений на государственную и частную собственность, которые ихваны совершают до сих пор. В конце концов процесс подготовки к выборам был остановлен из-за обращений группы граждан, которые утверждали, что при подготовке была нарушена Конституция страны. Ас-Сиси обещает проведение парламентских выборов в ноябре этого года.

Также продолжаются провокации и со стороны "Исламского государства". Буквально недавно в сети появилось сообщение, что подразделения ИГ появились в Синайской долине, а затем сторонники ИГ в Ливии казнили 21 гражданина Египта.

 На фоне конфликта с ихванами и либералами в глазах египтян падает авторитет США и, наоборот, возрастает авторитет России, поэтому новые власти взяли курс на сближение с РФ.

9 февраля 2015 года Путин прибывает с визитом в Египет.

Против деятельности "Братьев-мусульман" правительство Египта предпринимает комплекс мер. 28 февраля 2015 года уголовный суд Каира приговорил лидеров запрещённой в стране ассоциации к пожизненному заключению по одному из эпизодов расправ над демонстрантами. В числе осужденных – духовный наставник (муршид) "братства" Мухаммед Бадиа и второй человек в организации Хейрат аш-Шатер. Помимо Бадиа и аш-Шатера, пожизненные приговоры получили также председатель политического крыла ассоциации – Партии свободы и справедливости, экс-спикер распущенного Народного собрания (нижняя палата парламента) Саад аль-Кататни и его помощники Мухаммед аль-Бельтаги и Исам аль-Арьян. Ещё четверо представителей руководства "братьев" были приговорены ранее по этому эпизоду к смертной казни.

А 16 мая 2015 года суд в Каире вынес предварительный смертный приговор экс-президенту Мурси и еще 105 подсудимым (в их числе руководители "Братьев-мусульман", а также Юсуф аль-Кардави) по делу о бегстве заключённых в дни революции 25 января. Согласно действующей в Египте процедуре дела осуждённых, которым грозит смертная казнь, были переданы верховному муфтию страны для изучения на соответствие принципам исламского права. Своё заключение он обещал озвучить перед Рамаданом.

А в начале года в Египте  было признано  террористической организацией палестинское движение ХАМАС. Такое решение принято судом Каира по срочным вопросам на основании иска, поданного ранее местными юристами. Многие египтяне считают, что именно движение ХАМАС, которое контролирует сектор Газа и, по сути, является ответвлением братства ихванов, оказывает поддержку египетским радикалам, помогая оружием и живой силой. 

Как полагают местные силовики, экстремистское подполье действует с территории соседнего анклава не без участия хамасовцев.

Как мы видим, с правления Анвара Садата начинается конфликт между военными, находившимися у власти, и организацией "Ихван уль-муслимун". В результате последний военный переворот является в определенной мере следствием этого противостояния. То, что в этой ситуации салафитское движение Египта поддержало военных в ходе переворота, является закономерным, исходя из давнего противостояния между салафитами и ихванами, выступающими с разными теологическими платформами.

Когда у власти находились ихваны, они приложили все усилия по низложению действующей армии. И это при том факте, что Египет является единственной арабской страной, обладающей мобильными вооруженными силами. Так или иначе, военные в этом конфликте выступили стабилизирующей силой.

Светская оппозиция в ходе "арабской весны" также апеллировала к положениям ислама, что говорит о серьёзности "исламского фактора" как возможной стабилизирующей или дестабилизирующей силы в стране. Ислам в Египте стал дестабилизирующим фактором именно после слома исламской концепции "подчинение правителям", когда египетский богослов, президент Международного союза мусульманских учёных Юсуф ал-Кардави издал фетву, разрешающую выступление против власти в Египте. В этом вопросе всё зависит от того, какие подходы применяются к "исламскому фактору" и какие исламские движения являются доминирующими в этом процессе.

Таким образом, "Братья-мусульмане" после организации антиправительственных акций в 2011 году и свержения власти Мубарака, а затем годичного правления у власти выступили именно той деструктивной силой, которая подтолкнула государство в пучину хаоса и беспорядков.

 Казалось бы, очевидный коллапс старого порядка, сохранявшегося в этом регионе в более или менее неизменном виде со времен окончания Первой мировой войны, пал под натиском деструктивных сил. Однако потенциал традиционных стабилизирующих сил в стране оказался неисчерпанным, и теория "управляемого хаоса" благодаря этому потенциалу в Египте дала осечку.