На первый взгляд, изменилось немногое. Входящие в автобус или троллейбус по-прежнему оплачивают проезд карточками "Онай", а также наличными водителю или его напарнику-кондуктору, чей юридический статус, как я понимаю, никак не определён и не закреплён. Ну, или не оплачивают – при нынешней системе (это слово при желании можно закавычить) контроля остаться "зайцем" не так уж сложно. Основная официальная разница состоит в том, что с карточкой "Онай" проезд всё ещё (но ощущение, что вряд ли надолго) стоит 80 тенге, а за наличный расчёт – 150.

У дифференцированного тарифа было немало противников – прежде всего, как ни странно, среди тех, кто общественным транспортом пользуется редко или не пользуется вообще. У тех, кто ездит более-менее часто, прилив возмущения вряд ли мог возникнуть: они уже давно обзавелись картой "Онай". Основная же "аргументация" оппонентов: "это обдираловка", "насколько вообще законно брать разнящуюся почти в два раза сумму за одну и ту же услугу" и классическое "нас опять хотят поиметь".

На самом деле введение дифференцированного тарифа запоздало года на два – его нужно было начинать применять, собственно, со старта внедрения системы "Онай". Тогда это решило бы многие вопросы. Но в итоге был избран какой-то странный, половинчатый вариант.

Сначала безапелляционно запретили наличные как способ оплаты, оставив "Онай" без альтернативы, затем наличные всё-таки разрешили и наконец пришли к тому, как и должно было быть с самого начала – мы ведь обычно лёгких путей не ищем.

В том числе потому, что нынешняя система общественного транспорта в Алматы построена по принципу известной басни Крылова о рыбе, птице и членистоногом.

Удивительно, что внедряя дифференцированный тариф, его сторонники ни на этапе "прощупывания почвы", ни во время периода странных "общественных слушаний", которые у нас традиционно проводятся в каком-то параллельном обществе, не делали упор на пресловутый международный опыт. Наши чиновники и не только, пропихивая собственные идеи, всегда любят говорить: "А вот у них…"

"У них", к слову, зачастую не соответствует действительности, но, как ни странно, в случае с дифференцированным тарифом это было бы правдой – за рубежом в общественном транспорте он используется повсеместно.

Например, в Нью-Йорке основной является MetroСard – она стоит примерно столько же, сколько и "Онай" (1 доллар), но, во-первых, имеет срок действия, во-вторых, вернуть её стоимость нельзя. Получить назад "залоговую стоимость" "Онай", конечно, тот ещё геморрой, но такая возможность хотя бы предусмотрена. Разовая поездка с MetroCard будет стоить 2 доллара 75 центов, билет на одну поездку стоит 3 доллара. Разница вроде бы небольшая, меньше 10% (в алматинском случае – 87,5%), но билет на одну поездку нельзя купить у водителя или в кассе на станции метро – только в автоматах. То есть воленс-ноленс удобнее, проще и быстрее приобрести MetroCard.

Не идентичная, но схожая ситуация в Лондоне, где выгодно использовать карту Oyster. Поездка в автобусе, популярном лондонском даблдекере, в любом случае будет стоить 1 фунт 50 пенсов – с Oyster или другими бесконтактными картами (разница в том, что Oyster персонифицируется и бессрочна, тогда как travel card на сутки и т.д. годятся потом только в мусор или в качестве сувенирного хлама). При этом за наличные билет на одну поездку купить нельзя. Заметно отчётливее разница чувствуется в лондонском метро, где стоимость проезда зависит не только от того, как платишь, но и куда едешь – чем дальше, тем дороже. Например, внутри первой зоны (центр) проезд по картам будет стоить 2 фунта 40 пенсов, а за наличные – 4 фунта 90 пенсов. То есть больше чем в два раза. Уехать в пятую зону в час пик будет стоить уже 4 фунта 70 пенсов, но и билет наличными выйдет дороже – 5,90. То есть использовать карты всегда выгоднее.

И, наконец, один из самых "продвинутых" и занятных вариантов дифференцированного тарифа используется на Мальте, бывшей британской колонии. Билет, купленный у водителя автобуса зимой (в "низкий" туристический сезон), будет стоить 1,5 евро, летом – 2 евро, на ночном маршруте – 3 евро. По заранее приобретённым картам (их несколько видов), разумеется, дешевле.

Это то главное, что апологеты системы "Онай" и дифференцированного тарифа так и не смогли толком донести до алматинцев, проиграв лозунгу "Ездить станет дороже!"

Впрочем, народ и сам быстро смекнул: многие киоски, где можно приобрести проездные карты, на неделе "ощетинились" от руки написанными объявлениями "Карт "Онай" нет, кончились!" И всё-таки транспортный холдинг Алматы развесил на остановках разъяснительные плакаты, а заодно запустил на ближайший месяц розыгрыш призов среди пассажиров. Понятно, что холдингу выгодно, чтобы как можно больше упущенных "первой волной "Онай" людей сейчас оказались "обилечены".

Пожалуй, это вообще выгодно всем. За исключением не слишком добросовестных водителей и их "подельников" с непонятным, повторюсь, статусом, которые тем не менее пытаются "качать права", прав этих не имея. Самые распространённые случаи – невыдача билетов при оплате наличными или "продажа воздуха" – кусочка бумаги с принтом системы "Онай" на обратной стороне и пустотой на лицевой. И в том, и в другом случае деньги уходят водителям, а делятся они потом с кем-то повыше или нет, вопрос открытый.

Неудивительно также, что во многих автобусах (именно в автобусах – неважно, какой компании принадлежащих; с троллейбусами всё в порядке) отсутствуют или сорваны плакаты, рассказывающие о том, как произвести оплату за проезд при помощи СМС. Ещё один удобный способ, если на вашей карте "Онай" закончились деньги, а пополнять "чёрную кассу", переплачивая, нет желания.

Решить проблему утекания наличных денег в неизвестном направлении в наших условиях можно только одним способом – жёстким контролем. Контроль у нас, правда, осуществляется только "в начале славных дел". В первые дни после введения дифференцированного тарифа контролёров в транспорте действительно было немало, но в основном только в часы пик. В остальное время – тишь да гладь.

В идеале – продублировать человеческий фактор (контролёры зачастую закрывают глаза не только на "зайцев", но и на выдачу водителями билетов-"пустышек") техникой. В уже упомянутых выше лондонских даблдекерах обе "палубы" автобуса контролируются видеокамерами. В наших автобусах и троллейбусах какие-то камеры тоже установлены, и если они будут служить не только бутафорией, то помогут решить множество проблем, в том числе, "чёрного нала" и опасного вождения, всё ещё главного бича алматинского наземного транспорта.