Оказывается, нынешние военные не умеют выживать в горах, потому что их некому готовить к ведению боевых действий в условиях высокогорья. Инструкторов не хватает, а тех альпинистов, которые числятся в ЦСКА, нынешние чиновники почему-то не используют в полной мере.

Informburo.kz стало известно, что на стол президенту Нурсултану Назарбаеву легла аналитическая записка, в которой не просто крик души по поводу бездействия властей в вопросах подготовки подразделений к горной войне. В документе призыв сделать всё возможное и невозможное, чтобы как можно быстрее залатать "дыры" в горных ущельях, особенно со стороны Киргизии и Китая.



Фото Владимира Северного
Армейский спецназ на сборах по горной подготовке

Весенне-летнее обострение

"Весной страшны не только паводки и наводнения. В мае, когда с гор сходит снег и ущелья становятся более-менее проходимыми, со стороны Афганистана активизируются бандформирования. Не стану сейчас называть имён своих знакомых в силовых ведомствах страны, но открыто могу заявить, что схроны с оружием в горах они находят регулярно. Значит, угроза прорыва государственной границы сохраняется. Боевики, которые пару лет назад орудовали в Аксайском ущелье, далеко не ушли и только ждут удобного момента, чтобы снова атаковать и сеять страх среди наших мирных граждан", - рассуждает военный аналитик Амир Субханбердин.

Мы беседовали с ним за чашкой чая больше часа.

- Скажите, Амир Салькенович, как военный аналитик, только откровенно, кто на ваш взгляд для Казахстана сейчас является наиболее вероятным противником?

- Не хочу своим личным суждением о вероятном противнике задеть за живое дипломатов, потому оставлю ваш вопрос без ответа. И без моего участия понятно, кто сейчас любой ценой мечтает о мировом господстве и желает скорейшей глобальной дестабилизации во всех странах постсоветского пространства. С Украиной, смотрите, что происходит. Гражданская война там не утихает, несмотря на вмешательство мирового сообщества.

- На повестке сейчас не Киев, а горная война вблизи границ Казахстана. Почему мы в этой необъявленной войне всё время проигрываем?

- Потому что не готовим свой спецназ как положено. Потому что у нас нет специальных центров по горной подготовке и альпинистских школ, как было при Советском Союзе. Одна только наша база в Горельнике чего стоила!  Всё сейчас похерено. Настоящих егерей нет. И учёта никакого тоже нет. Кто пойдёт в горы проводниками, если что? Когда в Аксайском ущелье случилась беда, район сразу же полицейские оцепили, но что творилось в том кольце - одному Всевышнему известно. Неподготовленные к горной войне бойцы не могут дать адекватный отпор хорошо подготовленному противнику. Видели бы вы, какие схроны и блиндажи сооружают боевики высоко в горах! Как грамотно ведут разведку и нападают внезапно!..

- Погранпост "Арканкерген" 28 мая 2012 года тоже подвергся внезапному нападению. Не считаете ли вы, что это дело рук экстремистов, нагло перешедших государственную границу и уничтоживших подчистую наш погранпост?..

- Не время пока что-либо конкретизировать. Однозначно там была кровавая бойня, в которой простого желторотого солдата-первогодка сделали стрелочником и тупо списали ту трагедию на него одного.

- А на кого надо было списать ту бойню?

- Воздержусь пока откровенничать на эту тему. Но я совершенно уверен в одном: несчастный солдатик не смог бы это сделать в одиночку, даже если бы очень этого захотел. Хладнокровно расстрелять 14 сослуживцев и егеря, разложить трупы по кроватям, а потом дотла сжечь погранпост ему одному не под силу. Выводы делайте сами.

- Что, на ваш взгляд, надо срочно предпринимать нашему военному руководству, чтобы не повторились те печальные события?

- Готовиться к горной войне со всей серьёзностью. Не посылать в ущелья пехотинцев на верную погибель, а создавать в стране центры по подготовке горных стрелков. Пусть инструкторов будет как можно больше, и тогда именно они смогут научить военных всем премудростям.

- Что сейчас вас тревожит больше всего?

- То, что молодежь у нас всё чаще попадает под влияние представителей некоторых религиозных течений. Куда их могут эти миссионеры со временем затянуть, понятно. И про небезызвестную "пятую колонну" тоже всё понятно. Кто способен оградить молодых людей от пагубного влияния? Затрудняетесь ответить? Вот и я не знаю. Но опасность существует реальная. Особенно в сёлах, где нет ни работы, ни денег, молодёжь склонна больше верить не властям, а мулле, который и на помощь погорельцам придёт вовремя, и деньжат когда надо подбросит. Как только отрабатывать эти деньги станут ребята, мало кто из нынешних чиновников задумывается. А жаль.

"Мёртвая" база ЦСКА никому из нынешних генералов не интересна

10% территории Казахстана - горы. Госграница проходит по хребтам Тарбагатая (высшая точка 2992 м), Джунгарии (высшая точка 4562 м), горам Тянь-Шаня (высшая точка 7010 м), Уральским горам (высшая точка 1895 м) и Алтайской горной системе (высшая точка 4506 м). Особенности горной территории Казахстана: удалённость от крупных городов и труднодоступность создают благоприятные условия для проникновения и укрытия террористических группировок. В связи с чем особую актуальность представляет горная подготовка в войсках и других силовых структурах.

Начальник нынешней альпинистской команды лейтенант Максут Жумаев от острых вопросов уклоняться не стал. То, что альпинистской базы в Казахстане нет как таковой, и что инструкторов по горной подготовке не хватает, он подтвердил в интервью informburo.kz.


Фото Владимира Северного
Максут Жумаев обучает горных стрелков

 "Свыше 120 военнослужащих спецподразделений Сухопутных войск со всего Казахстана сейчас проходят обучение в горах Заилийского Алатау. Ребята под началом опытных инструкторов ЦСКА осваивают тактику ведения боевых действий в горной местности. С этой целью близ Туюк-Су развернут  специальный палаточный лагерь", - комментирует Максут Жумаев.

По его словам, за две недели военнослужащие должны освоить скалолазание, технику передвижения по скалам с ведением боя, преодоление сложной горной местности с ледяными и снежными покровами. По завершении сборов им всем предстоит сдать экзамены и зачёты.

- Сейчас у нас нет единой системы горной подготовки среди различных структур и ведомств. Все пытаются решать проблему по-своему. Чтобы не распылять усилия, команда работает над единой концепцией организации горной подготовки для всех военных и силовых структур. Горная подготовка является неотъемлемой частью боевой подготовки. При этом она разделяется на два направления: специальная альпинистская подготовка, в ходе которой военнослужащие овладевают техникой преодоления всех форм горного рельефа (скалы, снег, лёд, горные реки), совершают восхождения, проходят курс специальной горнолыжной и лавинной подготовки, приобретают навыки выживания и безопасного поведения в горной местности. Второе направление -  боевые действия в горах, которые проводятся соответствующими органами военного управления.

- Максут, сколько сейчас в ЦСКА числится инструкторов по горной подготовке?

- Десять.

- Этого достаточно для полноценного обучения?

- Конечно же нет. Но по штату сейчас именно десять.

- А сколько человек ещё необходимо?

- Надо довести хотя бы до двадцати штатных единиц. Чтобы ВУС (военно-учётная специальность) была соответствующей. Сейчас егерей-то нормальных не осталось. Состоят они на учёте или нет - тоже неизвестно.

- А если война грянет? Как их всех собрать и проводниками в горы отправить?

- Не знаю.

- Максут, как с обеспечением у вас?

- Слабовато. Палатки закупили, но они едва ли выдержат ещё пару таких полевых выходов. Разорвутся. С горным снаряжением вроде разобрались, но я считаю, что прежде чем что-либо закупать, необходимо со специалистами советоваться, не приобретать некачественный товар. Горы ошибок не прощают


Фото Владимира Северного
Палаточный лагерь армейского спецназа

.

- Зарплата у инструкторов солидная?

- Офицеры получают чуть больше 100 тысяч тенге. Сержанты-контрактники - по 70 тысяч. Судите сами, много это или мало. Где-то ещё подрабатывать мы не имеем права, потому вынуждены довольствоваться тем, что есть.

- Вы все - знаменитые спортсмены, покорившие 14 восьмитысячников...

- В том то и дело, что все ребята опытные, и мы готовы обучать не только спецназ Сухопутных войск. Если бы в Казахстане был создан специальный центр по горной подготовке, то там смогли бы обучаться военнослужащие всех силовых ведомств. И полицейские, и пограничники, и бойцы КНБ. Тогда не надо было бы ездить им в США. Мы круче, и горы наши знаем лучше иностранцев.

- Это понятно. Но как к этому руководство относится ваше?

- По разному. Сегодня, кстати, председатель ЦСКА в горный лагерь приезжал. Сказал, что теперь он знает, какую реальную работу мы здесь проводим. И как наш альпинистский опыт оказывается полезен для войск. Нам бы ещё не помешало поучиться у военных стрельбе и рукопашному бою. Сейчас-то мы просто проводники, а должны быть матёрыми волками.

Учебно-боевая тревога

Параллельно со спецназовцами трёхдневный горный переход по хребтам Каратауских гор совершили мотострелки 5-й механизированной бригады Регионального командования «Юг». Во главе с командиром мотострелкового батальона майором Жаннуром Саткыновым офицеры и контрактники преодолели по сложной горной местности более 70 километров.

«Наш батальон, как и вся бригада, стопроцентно укомплектован военнослужащими по контракту. Это опытные бойцы, которые знают свое дело, умеют беречь оружие и обращаться с ним, легко выдерживают нагрузки. В общей сложности две ночи мы провели в открытой горной местности», - комментирует informburo.kz командир мотострелкового батальона майор Жаннур Саткынов.

И хотя, по словам офицера, "боевой дух пехотинцев на протяжении всего маршрута был очень высоким", смогут ли эти ребята, если что, противостоять вооружённым до зубов боевикам-экстремистам?

Что на это скажет нынешний министр обороны Имангали Тасмагамбетов?