Удостоверение личности – это основной документ, который должен быть у каждого гражданина Казахстана старше 16 лет. В документе отражают следующие данные: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, пол, ИИН, подпись, национальность (по желанию).

Давайте разберёмся, как получить удостоверение личности и сколько времени занимает процедура. 

№1. Когда получать и когда менять

Первое удостоверение личности казахстанцы получают в возрасте 16 лет. Документ считается действительным на протяжении 10 лет.

Менять удостоверение личности необходимо в нескольких случаях:

  • по истечении 10 лет;
  • при смене фамилии;
  • при утере документа;
  • после смены ФИО по национальным традициям;
  • если есть желание привести документ в соответствие с новым образцом;
  • в случае порчи документа.

Важно: граждане, которые проживают на территории РК без удостоверения личности или с недействительным документом от одного дня до одного месяца, получают предупреждение, а если срок превышает один месяц – штраф в размере 7 МРП (около 25 000 тенге). В случае повторного нарушения в течение одного года штраф увеличат до 13 МРП (около 48 000 тенге). 

№2. Куда обращаться

Чтобы получить удостоверение личности, следует обратиться в центр обслуживания населения (ЦОН), он же филиал НАО "ГК "Правительство для граждан". Получить документ онлайн невозможно. 

ЦОНы работают в будние дни с 09.00 до 18.00. Есть также дежурные ЦОНы, которые работают с 09.00 до 20.00 в будние дни и с 9.00 до 13.00 по субботам.

№3. Какие нужны документы в 16 лет

Для получения первого удостоверения личности требуются следующие документы:

  1. Свидетельство о рождении получателя.
  2. Паспорт гражданина Республики Казахстан (при наличии).
  3. Удостоверение личности одного из родителей. Если ребёнок родился за рубежом, а один из родителей – иностранец, то необходимо его нотариальное согласие на оформление документа.
  4. Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.

Важно: ребёнка обязательно должен сопровождать один из родителей или опекунов.

№4. Какие нужны документы в случае смены ФИО

Если смена фамилии обусловлена заключением или расторжением брака, понадобятся:

  1. Удостоверение, подлежащее замене.
  2. Свидетельство о заключении или расторжении брака.
  3. Свидетельство о перемене установочных данных (при наличии).
  4. Решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу (при наличии).
  5. Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.

В случае, если смена фамилии обусловлена национальными традициями, понадобятся:

  1. Заявление в произвольной форме о желании изменить написание фамилии и отчества.
  2. Свидетельство о рождении.
  3. Удостоверение, подлежащее замене.
  4. Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.

Важно: сменить ФИО по национальным традициям могут только лица казахской национальности.

№5. Какие нужны документы в случае утраты удостоверения личности

Для восстановления потерянного удостоверения понадобятся:

  1. Письменное заявление о восстановлении удостоверения личности с указанием обстоятельств утраты.
  2. Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.
  3. Паспорт гражданина Республики Казахстан (при наличии).

Для восстановления украденного удостоверения понадобятся:

  1. Талон-уведомление из органа уголовного преследования, принявшего заявление о краже либо хищении удостоверения личности.
  2. Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.
  3. Паспорт гражданина Республики Казахстан (при наличии).

Важно: если утрата документа происходит более двух раз в течение года, то сумма пошлины возрастает до 1 МРП (3692 тенге).

№6. Как оплатить госпошлину

Услуга получения удостоверения личности стоит 0,2 МРП (около 730 тенге). Госпошлину можно оплатить двумя способами:

  1. Онлайн на сайте EGov.kz. Это можно сделать при помощи QR у менеджера, которому будете подавать документы.
  2. Офлайн в кассе ЦОНа. 

Важно: некоторые граждане освобождены от уплаты госпошлины, это сироты, матери шестерых и более детей, участники ВОВ, Герои СССР. Полный список льготников можно найти на сайте EGov.kz.

№7. Как происходит оформление

В ЦОНе необходимо занять очередь, получив талон в специальном автомате. Это можно сделать онлайн через портал EGov.kz и прийти к определённому времени.

Затем вас попросят предъявить необходимые документы и оплатить госпошлину. Фотографию делают здесь же в ЦОНе. Тем, кто впервые получает удостоверение, нужно заранее придумать подпись, поскольку её отразят в документе. 

Важно: с 1 января 2024 года при получении удостоверения можно пройти дактилоскопию – сканирование отпечатков пальцев. Для граждан РК эта процедура добровольная, а для иностранцев – обязательная. 

№8. Когда будет готово удостоверение

Получатель может забрать документ через 15 рабочих дней со дня подачи заявления. Уведомление о готовности приходит в виде SMS на указанный номер телефона. Можно также ускорить процесс изготовления документа. Для этого необходимо оплатить дополнительную госпошлину. Стоимость и категория ускорения зависят от места получения. 

Для городов Астаны, Алматы, Актобе, Шымкента:

  1. Изготовление до одного рабочего дня – 3372 тенге.
  2. Изготовление до 3 рабочих дней – 1771 тенге.

Для областных центров:

  1. Изготовление до 3 рабочих дней – 3372 тенге.
  2. Изготовление до 5 рабочих дней – 1771 тенге.

Для районов и городов областей:

Изготовление до 7 рабочих дней –  678 тенге.