ОСМС-2024: для кого медуслуги остаются бесплатными, что делать безработным и как поменять поликлинику
Система Обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), запущенная в Казахстане с начала 2020 года, по-прежнему вызывает немало вопросов. С разной периодичностью меняются способы и формы оплаты страховых взносов.
Так, в 2024 году единый совокупный платёж был отменён, следом изменилась и процедура оплаты взносов. Многие казахстанцы не понимали, как оплачивать медстраховку, если не работаешь, и как быть, если по ОСМС возникла значительная "просрочка"? На какую медицинскую помощь можно рассчитывать, если медицинская помощь нужна, а статуса застрахованного нет?
Как казахстанцам получать медицинскую помощь, что изменилось в 2024 году и как часто можно менять медучреждение, – читайте в нашем материале.
№1. Что изменилось в ОСМС в 2024 году
С начала 2024 года в Казахстане отменили единый совокупный платёж (ЕСП), который содержал в себе сразу всё: подоходный налог, пенсионные, социальные отчисления и взносы на ОСМС. Теперь, чтобы получить статус застрахованного, необходимо осуществлять взносы непосредственно в фонд медицинского страхования.
То есть в этом году изменилась процедура оплаты взносов на ОСМС для самозанятых (тех, кто платит за себя как самостоятельный плательщик или в качестве ИП).
В 2024 году году такой платёж равен 4250 тенге в месяц, что составляет 5% от одной минимальной заработной платы (85 000 тенге). Индивидуальные предприниматели платят 5% от 1,4-кратного МЗП – 2024 году это 5950 тенге.
По официальной информации, размещённой на сайте фонда, перечислить деньги можно через любое отделение банка второго уровня, в отделениях Казпочты, мобильных приложениях коммерческих банков, а также через терминалы самообслуживания Касса24 и Qiwi-кошелёк.
Код назначения платежа – 122.
При этом очень важно правильно указать свои ИИН и инициалы. Если данные ввести некорректно, то в течение двух-трёх рабочих дней произойдёт возврат средств, необходимо будет перепроверить данные и повторить платёж. Если возврата не произошло, то можно считать себя застрахованным на месяц и получать медпомощь в рамках ОСМС.
№2. Как оплачивать медстраховку, если не работаешь
В этом случае существуют два варианта:
- обратиться в Центр занятости по месту жительства либо через портал электронного правительства, либо посредством электронной биржи труда (enbek.kz ) и получить статус безработного – тогда взносы будет вносить государство как за лицо, входящее в льготную категорию;
- ежемесячно оплачивать платёж (4250 тенге) самостоятельно. Платить можно ежемесячно или авансом за каждый месяц отдельным платежом.
Сотрудники Центра занятости прежде чем присвоить статус безработного попытаются найти подходящую работу, чтобы отчисления по ОСМС платил работодатель. Если у них не получится найти в течение 10 рабочих дней подходящую работу или предложенные варианты не будут устраивать, тогда обратившегося зарегистрируют в качестве безработного (такой вариант подходит, к примеру, гражданам, попавшим под сокращение, или вчерашним студентам, кто не смог достаточно быстро найти работу).
Если индивидуальный предприниматель сдаёт отчётность "по нулям", но официально не приостановил свою деятельность, то должен продолжать уплачивать взносы ежемесячно – 5950 тенге.
№3. Для кого медуслуги остаются бесплатными
Примерно за 11 млн граждан из 15 льготных категорий взносы за ОСМС платит государство. В 2024 году размер взноса за одного льготника в месяц составит 5852 тенге.
В Казахстане следующие льготные категории:
- дети до 18 лет;
- неработающие беременные;
- неработающие лица, воспитывающие ребёнка до достижения им трёх лет;
- лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением или удочерением новорождённого ребёнка, а также по уходу за ребёнком до достижения им трёх лет;
- многодетные матери, награждённые подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награждённые орденами "Материнская слава" I и II степени;
- неработающие лица, осуществляющие уход за ребёнком-инвалидом;
- лица, ухаживающие за инвалидами с детства;
- инвалиды;
- пенсионеры и ветераны ВОВ;
- лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;
- лица, зарегистрированные в качестве безработных;
- неработающие получатели государственной адресной социальной помощи;
- неработающие кандасы;
- лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы, за исключением учреждений минимальной безопасности;
- лица, содержащиеся в следственных изоляторах.
Важно. Услуги неотложной медицинской помощи оказываются всем казахстанцам и иностранцам, имеющим вид на жительство в РК, независимо от их статуса страховки. Оказание скорой помощи осуществляется в рамках ГОБМП – гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.
№4. Как проверить, есть ли задолженность по взносам за ОСМС
Проверить свой социальный статус, то есть действует медстраховка или нет, можно через портал egov.kz, для этого в разделе "Здравоохранение" необходимо:
- найти услугу "Выдача информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования";
- кликнуть на кнопку "Заказать услугу";
- указать ИИН.
Также проверить свой статус застрахованного можно:
- в мобильном приложении Qoldau 24/7 – скачать приложение в PlayMarket или AppStore, в разделе "Проверить статус застрахованности" ввести ИИН;
- Telegram-бот @SaqtandyryBot – необходимо открыть ссылку: https://t.me/SaqtandyryBot, далее ввести название в поисковой строке, выбрать раздел "Определить статус застрахованности", ввести ИИН;
- на официальном сайте Фонда социального медицинского страхования – всплывающее окно "Определить статус" расположено с правой стороны, достаточно кликнуть и указать ИИН.
№5. Что делать, если по ОСМС образовалась задолженность
Вариантов в этом случае два:
- погасить задолженность за все месяцы;
- оплатить авансом за год вперёд.
Если уплатить взносы в качестве самостоятельного плательщика авансом сразу за 12 месяцев (при этом важно провести оплату не всей суммой сразу, а отдельными платежами за каждый месяц) в таком случае имевшаяся задолженность за прошлые месяцы будет аннулирована.
№6. Куда пожаловаться на плохой уровень услуг в поликлинике
Если пациент остался недоволен качеством оказанных медицинских услуг (нагрубили, отказали в записи на приём, потребовали оплату за бесплатные процедуры или лекарства), можно написать жалобу непосредственно руководству медицинской организации, в службу поддержки пациента и внутренней экспертизы. Такая служба работает в каждой медицинской организации.
Если принятых мер после обращения с жалобой в службу поддержки пациента оказалось недостаточно, то следующий шаг – call-центр Управления здравоохранения региона. Оставить жалобу на услуги ненадлежащего качества можно в приложении Qoldau 24/7. Все заявления вносятся в реестр с присвоением регистрационного номера, благодаря которому можно отслеживать статус обращения.
Также можно обратиться в круглосуточный единый call-центр фонда 1414. Звонок с мобильных и городских телефонов на всей территории Казахстана бесплатный.
Если медорганизация не устраивает по ряду показателей, в таком случае лучше поменять поликлинику, об этом в следующей части.
№7. Как поменять поликлинику и на каких основаниях
Прикрепление граждан к поликлиникам осуществляется по месту постоянного или временного проживания, работы, учёбы с учётом права свободного выбора врача, медицинской организации в пределах одного города или посёлка – так написано в законе.
Выбирать врача и поликлинику можно не чаще одного раза в год.
Прикрепление к медучреждениям осуществляется на принципах:
- семейного принципа обслуживания;
- территориальной доступности ПМСП;
- свободного выбора медицинской организации в пределах территориальной доступности ПМСП;
- удовлетворённости пациента качеством медицинской помощи;
- равноправия и добросовестной конкуренции независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Ежегодная кампания прикрепления к поликлиникам проходит в период с 15 сентября по 15 ноября в пределах одной административно-территориальной единицы (село, посёлок, сельский округ, район в городе, город, район, область).
В случае переезда на новое место жительства, смена поликлиники проводится после получения регистрации по месту жительства.
В случае если пациент меняет поликлинику, открепляться от предыдущей не нужно.
№8. Можно ли обратиться в одну поликлинику, если прикреплён к другой
Записаться на приём к врачу или вызвать врача на дом можно только в поликлинике, которая считается прикреплённой. Обратиться в любое другое медицинское учреждение законом не запрещается, но оплачивать услуги необходимо будет за свой счёт – в рамках ОСМС не предусмотрено обращаться в разные поликлиники по собственному желанию.
Прикрепиться одновременно к нескольким поликлиникам в рамках ОСМС нельзя.
Но можно заключить договор ДМС (добровольное медицинское страхование), в рамках которого медицинские услуги можно будет также получать в другой медицинской организации.