Нужно ли в холодную погоду прогревать машину и какой штраф за это грозит?
Правилами дорожного движения в Казахстане автовладельцам запрещено прогревать машину дольше пяти минут (подпункт 5 пункта 88 ПДД РК). По статье 597 КоАП это нарушение правил наказывается штрафом в размере 5 МРП (19 660 тенге). При повторном нарушении сумма штрафа вырастает вдвое – до 10 МРП (39 320 тенге).
Несмотря на тот факт, что эта норма прописана в ПДД РК уже больше 20 лет, многие водители узнают о ней только сейчас, когда в прессе стали писать о том, как автовладельцев штрафуют за прогрев машины.
Судя по накалу страстей в комментариях и соцсетях, вопрос о прогреве машины зимой по-настоящему острый, хотя и обсуждается уже более 30 лет – с тех времён, когда карбюраторные моторы стали вытеснять более эффективные инжекторные системы подачи топлива.
Разбираемся, как долго нужно греть автомобиль в холодную погоду, чтобы поддерживать двигатель в хорошем состоянии, и как этот вопрос выглядит с точки зрения экологии.
№1. Как долго следует прогревать автомобиль
Лучше всего завести машину, потратить несколько минут на то, чтобы смести снег с кузова, убрать лёд с лобового стекла, а затем поехать. Когда машина в движении, прогрев происходит намного быстрее и износ двигателя значительно меньше.
Современным автомобилям на самом деле не требуется много времени для прогрева. Более того, работа на холостых оборотах (без нагрузки) приносит только вред, поскольку может привести к накоплению углерода и сократить срок службы двигателя. Чрезмерно длительный холостой ход не прогревает двигатель так же хорошо и быстро, как это происходит в движении и, по сути, только тратит топливо и загрязняет воздух.
Как сообщается на сайте дилерского центра Toyota в Вакавилле (Калифорния, США), "одно из самых распространённых заблуждений о зимнем вождении – необходимость прогревать двигатель перед поездкой". Фактически двигателю нужно примерно 30 секунд, прежде чем начать движение.
В течение первых нескольких минут рекомендуется умеренная скорость, чтобы двигатель смог плавно выйти на свой идеальный рабочий диапазон.
Однако прогрев автомобиля зимой касается не только двигателя, есть и другие причины. К примеру:
- в целях безопасного вождения, особенно в условиях гололёда, необходимо, чтобы лобовое стекло, зеркала и окна обеспечивали хорошую видимость, а значит, наледи на стёклах быть не должно;
- тёплый салон в холодные месяцы делает вождение более приятным.
В Канаде водителям рекомендуют во время экстремальных холодов использовать предпусковой подогреватель для предварительного прогрева двигателя, что снизит необходимость в длительном холостом ходу и поможет обеспечить более лёгкий запуск автомобиля.
№2. Как работа на холостых оборотах вредит современным двигателям
Работа на холостых оборотах может привести к вымыванию масла из двигателя, способствует повышенному образованию нагара на клапанах, форсунках, дне поршня, что со временем приведёт к износу мотора.
Журнал Popular Mechanics, специализирующийся на новостях об инновациях и изобретениях в области автомобилестроения, пишет о сравнительно недавнем исследовании компании Volvo, которая провела испытания в условиях холодной погоды в Арктике. Вывод, который сделали специалисты: двигателю достаточно нескольких секунд, чтобы создать рабочее давление масла и поехать. Хорошее качество и состояние масла имеют решающее значение для защиты двигателя в условиях холодного запуска.
№3. В чём разница между инжекторной системой и карбюратором
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1864 году. Такой механизм показал себя не самым экономичным и совсем неэкологичным. Двигателям, в которых использовались карбюраторы, требовалось время для прогрева автомобиля, чтобы приготовить смесь воздуха и топлива. В 1999 году экологический стандарт Евро-3, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями, признал карбюраторные двигатели не соответствующими экологической норме.
Инжекторная система подачи топлива пришла на смену карбюратору. Инжекторные моторы с электронным впрыском топлива имеют датчики, которые компенсируют холод, закачивая больше бензина в смесь. Такие двигатели показывают минимальный топливный расход при хороших динамических характеристиках, тяге и мощности. Впрыск топлива (а не самотёк, как в случае с карбюратором) позволяет мотору быть готовым к движению в течение 30 секунд.
№4. Какое моторное масло нужно использовать зимой
Бренд моторных масел Liqui Moly в зимнее время советует обращать внимание на вязкость. Чем ниже индекс, тем меньше меняется вязкость масла с понижением температуры. Зимнее масло будет иметь букву W в индексе вязкости. В холодное время года следует использовать масла маркировки 10W-40, 0W-30, 5W30 или 5W-40,0-20 согласно рекомендациям автопроизводителя.
Впрочем, на рынке присутствует огромное количество универсальных марок, обеспечивающих превосходную смазку и лучшую производительность как в холодную погоду, так и летом.
№5. Какой вред окружающей среде наносит прогрев автомобиля
По данным сайта canadadrives.ca, в режиме холостых оборотов выделяются вредные парниковые газы, способствующие изменению климата. По данным NRC, каждые 10 минут холостого хода могут производить около 2,3 кг углекислого газа.
Исследователи из Министерства энергетики США, на которых ссылается журнал Popular Mechanics, подсчитали, что холостой ход автомобиля не только ежегодно тратит три миллиарда дополнительных галлонов топлива, но и выбрасывает в воздух 30 млн тонн углекислого газа (эта цифра включает и очереди в пробках).
№6. Штраф за долгий прогрев автомобиля
Стоянка автомобиля с работающим двигателем запрещена. В правилах дорожного движения на этот счёт написано следующее:
запрещается стоянка механических транспортных средств с работающим двигателем в населённых пунктах, если это создаёт неудобства жителям.
Однако дело об административном правонарушении за длительный прогрев автомобиля возбуждается исключительно при поступлении жалоб и наличии доказательств нарушения.