Национальный банк утвердил программу кредитования покупателей легковых автомобилей казахстанского производства. Условия по займам будут следующими: валюта – тенге, номинальная ставка – не более 4% годовых, срок – не более семи лет, максимальная стоимость авто – 15 млн тенге.

Постановление об утверждении программы было опубликовано на сайте регулятора 5 июня. Инициативу о её внедрении выдвинул ещё Данияр Акишев, будучи председателем Нацбанка, на расширенном заседании Правительства 30 января. Тогда он представил программу как аналог "7-20-25", но для автомобилей.

В Казахстане уже действует программа льготного автокредитования, которую Правительство запустило в 2015 году. Однако если по ней деньги выделяются из бюджета, то здесь средства будет выделять Нацбанк. Так регулятор планирует поддержать развитие казахстанского автопрома и смежных отраслей экономики.

Informburo.kz решил разобраться, на каких условиях казахстанцы смогут приобрести авто казахстанской сборки.

№1. Зачем нужна ещё одна программа кредитования?

В Нацбанке считают, что, исходя из данных по спросу на казахстанские автомобили, рынок ещё недостаточно насыщен и остаётся потенциал для развития отечественного автопрома.

Поддержать его рост регулятор планирует через программу кредитования. Ведут эту работу в рамках нового мандата Нацбанка, который теперь, помимо контроля инфляции, отвечает и за экономический рост. Автомобилестроение активно восстанавливается после спада в 2015-2016 годах. В 2018-м было произведено более 30 тысяч легковых транспортных средств, на текущий год в планах нарастить этот объём до почти 60 тысяч. Интерес к покупке автомобилей у населения показывает статистика выдачи банками займов на эти цели.

В 2018 году они выдали 92,5 тысячи автозаймов на сумму 222,1 млрд тенге, из которых 89,2 тысячи на 205,2 млрд – по собственным программам кредитования банков. Спрос на такие кредитные продукты растёт, даже несмотря на относительно высокие ставки – в коридоре 14-26% годовых.

При этом по действующей с 2015 года правительственной программе льготного автокредитования в 2018-м профинансировали покупку около 3 тысяч новых авто. С учётом новой инициативы Нацбанка, по словам премьер-министра Казахстана Аскара Мамина, это число вырастет до 15 тысяч. Произойдёт это за счёт выделения дополнительных 20 млрд тенге ежегодно вплоть до 2023 года.

По программе Правительства с момента её запуска выделили 42 млрд. Использовали их револьверным методом, то есть банки выдавали новые кредиты за счёт возврата денег по старым.

В результате реализации новой программы Нацбанк ожидает, что портфель автокредитов в банках увеличится как минимум на 100 млрд тенге, а сам автопром получит значительную поддержку и стимулы для роста.

№2. Когда стартует программа?

Правление Национального банка утвердило программу кредитования легкового автотранспорта отечественного производства 31 мая. Informburo.kz сообщили в регуляторе, что программа начнёт работу во второй половине 2019 года.

№3. Как будет работать программа?

Получать автокредиты казахстанцы будут непосредственно в банках второго уровня. Деньги будут поступать туда из Банка развития Казахстана, который, в свою очередь, займёт их у Казахстанского фонда устойчивости. Последняя организация – это "дочка" Национального банка.

БРК будет занимать у фонда устойчивости через выпуск облигаций на сумму до 20 млрд тенге ежегодно с 2019 по 2023 год. Заём будет привлекаться в тенге под 0,15% годовых.

После получения денег Банк развития определит перечень отечественных автопроизводителей и суммы лимитов на них. По правительственной программе льготного автокредитования производителей двое: "СарыаркаАвтоПром" и "Азия Авто". Лимит – по траншу 2019 года это 8 млрд тенге – они разделили между собой поровну.

Также БРК определит список коммерческих банков, которые смогут участвовать в новой программе. По той же программе льготного автокредитования в рамках последнего транша деньги получили пять банков: казахстанский Сбербанк, Банк ЦентрКредит и Евразийский банк, а также Народный банк и Банк ВТБ Казахстан.

Выбранные банки откроют отдельные счета в Нацбанке – специально для операций по программе. После они заключат с БРК договор банковского займа по ставке не более 1% годовых сроком до 20 лет. Банки будут отчитываться перед БРК об использовании средств. Их можно будет использовать только для кредитования покупки новых казахстанских автомобилей.

№4. На каких условиях будут выдавать кредиты?

Условия по новой программе аналогичны тем, что действуют сейчас по правительственной программе льготного автокредитования:

  • максимальная стоимость автомобиля казахстанского производства – 15 млн тенге;
  • срок займа – до семи лет;
  • валюты займа – тенге;
  • годовая номинальная ставка – не более 4%.

При этом годовая эффективная ставка вознаграждения не должна превышать 7,5% годовых. В неё должны входить затраты заёмщиков по страхованию и оформлению в залог автотранспорта. Эти расходы они оплачивают сами.

№5. Какие банки смогут участвовать в программе?

Официальный список банков-участников ещё не опубликовали. До этого ещё БРК предстоит выбрать банки и подписать с ними договоры займа.

Однако в постановлении Нацбанка описаны требования, которым банки должны соответствовать:

  • наличие долгосрочного кредитного рейтинга не ниже "В-" рейтингового агентства Standard&Poor's или рейтинг аналогичного уровня агентств Moody's Investors Service и Fitch;
  • наличие филиальной сети во всех регионах Казахстана на момент освоения кредита.

По первому критерию подходят все крупные действующие казахстанские банки. Второй критерий оставляет только крупных игроков, таких как, например, Народный банк, ForteBank, Евразийский банк, Банк ЦентрКредит, Jysan Bank или казахстанский Сбербанк. Многие из них уже участвуют в программе автокредитования Правительства.