Вот уже десятый год в казахстанской столице работает проект "1000 мест – Уличная торговля". Проект, реализуемый социально-предпринимательской корпорацией "Astana", преследует две главные цели – развитие цивилизованной уличной торговли и поддержка малого и среднего бизнеса.

Уличные павильоны по продаже еды и напитков, овощей и фруктов, мороженого и цветов, периодики и сувениров пользуются популярностью, поскольку аренда капитальных коммерческих помещений в столице недешёвая. Поэтому более доступные по цене павильоны предсказуемо стали трендом малого предпринимательства в последние несколько лет.

По состоянию на 1 октября 2024 года с предпринимателями Астаны заключено 243 договора субаренды земельных участков, из которых 78 отданы под точки реализации фастфуда, напитков и мороженого; 105 – овощей и фруктов; 38 – продуктов питания; 13 – цветов; 9 – под бытовые услуги, пункты проката, техсервис и т. д. Карту расположения торговых точек в Астане можно посмотреть здесь.

Рассказываем, как стать участником столичной бизнес-программы и какие льготы есть у социально уязвимых слоёв населения.

№1. Правила предоставления земельных участков

Предприниматели, желающие взять в аренду земельный участок, направляют через Центр городских услуг "IQala" заявление в произвольной форме с указанием размера участка, целевого назначения и прилагают следующие документы:

  • топосъёмку расположения земельного участка;
  • 3–4 фото участка с разных ракурсов.

Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности в рамках проекта, имеет преимущественное право. Он может в срок до 1 января 2025 года включительно дополнительно приложить постановление акимата Астаны о предоставлении ему права временного возмездного пользования на испрашиваемый земельный участок.

Отдельные категории граждан дополнительно прилагают официальный документ уполномоченного госоргана, подтверждающий принадлежность заявителя к СУСН (социально уязвимым слоям населения).

№2. О льготах

В программе перечислены отдельные категории граждан, имеющие право на льготы:
  1. Ветераны, и лица приравненные по льготам к ветеранам ВОВ, ветераны боевых действий на территории других государств.
  2. Лица с инвалидностью I и II групп.
  3. Семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов.
  4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 29 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия.
  5. Многодетные матери, награждённые подвесками "Алтын алқа" или "Күміс алқа", или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награждённые орденами "Материнская слава" I и II степени.
  6. Семьи лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, подготовке или осуществлении полёта в космическое пространство, спасении человеческой жизни, охране правопорядка.

Отдельные категории граждан должны иметь постоянную регистрацию по месту жительства в Астане не менее 1 (одного) года до дня подачи заявки. 

№3. Как оформить аренду 

Перечень документов для оформления права на земельный участок:

  • соответствующий акт местного исполнительного органа;
  • выписка из постановления акимата Астаны;
  • договор аренды земельного участка, подписываемый между уполномоченным органом и СПК;
  • получение сведений АО "Астана-РЭК" о доступности электрических сетей;
  • акт выноса границ земельного участка;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • присвоение адреса земельному участку;
  • акт определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка;
  • договор выкупа права временного возмездного землепользования на земельный участок, подписываемый между уполномоченным органом и СПК;
  • создание ячейки в регистре недвижимости в государственной базе данных;
  • госрегистрация права на земельный участок.

Важно: подключение павильона к электрическим сетям осуществляется арендатором самостоятельно.

№4. Как взять участок в субаренду

Взять участок в субаренду можно двумя основными способами:

  • через тендер (аукцион) на веб-портале реестра;
  • через заключение договора по прямому соглашению.

Извещение о проведении тендера размещается на веб-портале реестра госимущества (www.gosreestr.kz) и на сайте СПК (www.astana-spk.kz) не менее чем за 15 календарных дней до проведения торгов.

Земельные участки предоставляются в субаренду путём прямого заключения договора в случаях:

  • наличия у заявителя преимущественного права на прямое заключение договора;
  • если заявитель относится к социально уязвимым слоям населения.

№5. Что приготовить к тендеру

Для участия в тендере необходимо приложить следующие документы:

  • для ИП уведомление о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и удостоверение личности, для юридического лица – справка о госрегистрации юрлица с указанием ОКЭД;
  • копия официального документа, выданного соответствующими госорганами и подтверждающего осуществление деятельности в качестве ИП либо свидетельства/справки о госрегистрации/перерегистрации юрлица, копия удостоверения личности индивидуального предпринимателя/ руководителя юрлица, копии доверенности и удостоверения личности представителя (поверенного);
  • гарантийный взнос для участия в тендере потенциальный участник вносит на расчётный счёт организатора, указанный в объявлении о проведении тендера.

Стартовая цена зависит от размера арендованного участка и установлена с привязкой к МРП (один месячный расчётный показатель в 2025 году составит 3932 тенге):

  • от 1 до 9 м² – 50 МРП;
  • от 10 до 19 м² – 100 МРП;
  • от 20 до 29 м² – 150 МРП;
  • от 30 м² и выше – 200 МРП.

№6. О договоре субаренды земельных участков

К договору, который заключает СПК и предприниматель, имеются определённые требования:

  • договор заключается на срок не более 5 лет;
  • стоимость аренды за 1 кв. м в год составляет 10 МРП для субъектов предпринимательства, для  отдельных категорий граждан – 7 МРП;
  • договор с СПК заключается в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола итогов торгов.

Сумма аренды земельного участка не везде одинаковая. На аукционах указывается подробная информация о цене аренды конкретного земельного участка.

№7. Что будут отслеживать в период действия договора

После заключения договора специалисты социально-предпринимательской корпорации будут периодически проверять арендаторов. В первую очередь их будут интересовать:

  • использование земельного участка в соответствии с его площадью и целевым назначением;
  • соответствие торгового павильона эскизному проекту;
  • обеспечение выполнения на земельном участке, торговом объекте необходимых противопожарных и защитных мероприятий;
  • заключение договоров о найме работников/трудовых договоров и регистрация их на Enbek.kz;
  • наличие в торговом объекте контрольно-кассовых аппаратов или трёхкомпонентной интегрированной системы, зарегистрированной в соответствии с законодательством РК;
  • проведение своевременной и полной арендной платы на счёт в рамках договора;
  • содержание торгового объекта, расположенного на земельном участке в надлежащем санитарном состоянии;
  • заключение договоров по коммунальному обеспечению торгового объекта с услугодателями (электроэнергия и водоснабжение, отвод стоков, вывоз мусора, санобработка, охрана и пожарная безопасность);
  • установка торгового объекта, не выходящего за границы предоставленного земельного участка;
  • демонтаж нестационарного объекта в течение пяти рабочих дней с момента расторжения договора;
  • незаконная сдача торгового объекта, расположенного на земельном участке, в субаренду.

Мониторинг проводится не реже одного раза в квартал.

№8. Основания для расторжения договора

По условиям проекта СПК "Astana" вправе расторгнуть договор с предпринимателем в одностороннем порядке на следующих основаниях:

  • при неуплате арендатором арендной платы в срок более 30 календарных дней со дня предполагаемой оплаты согласно условиям договора;
  • при уклонении от устранения нарушений в срок указанных в письме-претензии на имя арендатора;
  • при неуплате штрафа за нарушение условий договора в срок, указанный в претензии;
  • при передаче земельного участка в аренду третьим лицам;
  • при использовании земельного участка не по целевому назначению;
  • при установке торговых объектов, не соответствующих ранее утверждённому типовому эскизному проекту;
  • при установке торговых объектов, превышающих площадь и выходящих за границы отведённых земельных участков;
  • при неосвоении земельного участка в установленные договором сроки;
  • при несоблюдении в торговых объектах необходимых противопожарных и иных защитных мероприятий по технике безопасности и охране окружающей среды;
  • при найме работников без заключения трудовых договоров и без их регистрации на Enbek.kz;
  • при простое установленного торгового объекта более 45 календарных дней без уважительной причины;
  • при отсутствии в торговом объекте контрольно-кассовой машины или трёхкомпонентной интегрированной системы или POS-терминала;
  • при смене учредителя/участника юрлица в период действия договора без предварительного письменного согласования с арендодателем.

Арендаторы, включённые в реестр недобросовестных участников, не допускаются к участию в тендере в течение 24 месяцев со дня их включения в реестр.