По итогам І квартала 2020 года прибыль "КазМунайГаза" (КМГ) упала в три раза по сравнению с таким же периодом прошлого года, а некоторые дочерние компании ушли в убыток. Очевидно, что это связано с падением мировых цен на нефть, пандемией коронавируса и последующим экономическим кризисом. Для стабилизации финансового состояния и снижения негативного влияния рыночных условий в КМГ разработана и внедряется антикризисная стратегия, которая позволит минимизировать потери и создаст условия для быстрого старта в посткризисный период.

1. Оптимизация бизнес-процессов

В условиях сохранения карантинных мер и экономического кризиса компания проводит оптимизацию многих бизнес-процессов, а также изменяет планы реализации нескольких проектов, которые в текущей ситуации потеряли свою актуальность.

2. Сокращение зарплат топ-менеджмента и отказ от премий

Данная мера, в первую очередь, коснулась руководящих должностей компании. Во вновь утверждённой системе окладов на 30% зарплату снизили председателю правления и его заместителям. Также снижение оклада на 20% последовало у руководителей среднего звена. В 2020 году для всех вышеперечисленных должностей отменили премии и бонусы. Таким образом, снижение выплат сотрудникам на руководящих позициях составит более 50%. В компании также пришли к выводу, что до конца 2021 года топ-менеджменту стоит отказаться от поездок на служебном транспорте и пересесть на личные автомобили. В целях поддержки персонала КМГ зарплаты рядовых сотрудников урезаться не будут.


Брифинг на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан, на которой были озвучены антикризисные меры

3. Сокращение штата сотрудников и упразднение ряда управляющих позиций

Оптимизация коснулась и штата центрального аппарата КМГ. Под вынужденное сокращение попало 34% персонала (249 специалистов разных департаментов из 729 человек). Также в три раза было сокращено количество департаментов путём объединения или передачи обязанностей. За этим последовало упразднение должностей управляющих директоров. Кроме того, стало известно, что 10% сокращённых сотрудников получат должности в дочерних компаниях КМГ. Остальные 90% покинут штат "КазМунайГаза".

4. Пакет компенсационных выплат сокращённым сотрудникам

Оптимизируя штат персонала, КМГ не забывает о поддержке таких сотрудников. По поручению фонда "Самрук-Казына" компания разработала программу социально ответственного высвобождения работников, в которую, в частности, входит пакет компенсационных выплат и мер:

  • Единовременная выплата в размере трёх месячных окладов;
  • Финансовая поддержка в течение полугода в размере 50% от месячного оклада;
  • Работникам, относящимся к социально защищённым категориям граждан, размер компенсации увеличен до 12 месячных окладов;
  • За работником сохраняется право пользования медицинской страховкой за счёт компании до февраля 2021 года;
  • При наличии у бывшего сотрудника компании ссудной задолженности, полученной по программе льготного кредитования в группе компаний КМГ, льготная ставка сохраняется до конца действия срока договора кредитования.

Даулетжан Хасанов, управляющий директор по управлению человеческими ресурсами АО "НК "КазМунайГаз"

5. Программа аутплейсмент-поддержки

Для того чтобы не оставлять своих бывших сотрудников без поддержки в столь сложный период, КМГ разработала программу аутплейсмента. Она предусматривает целый ряд мер с привлечением психологов, карьерных консультантов и HR-компаний. Данные мероприятия помогут специалистам, оказавшимся перед выбором, выявить свои сильные стороны, ознакомиться с текущим спросом на рынке труда и разработать индивидуальные планы дальнейшего развития карьеры. HR-специалисты подскажут, как оптимизировать резюме и как вести себя на собеседовании, в том числе в удалённом режиме. Также бывшие сотрудники КМГ пройдут групповые сеансы обучения и мероприятия психологической поддержки. Всё это повысит их шансы на дальнейшее успешное трудоустройство.

"Хотя это общепринятая мировая практика (программа аутплейсмент. Ред.), можно сказать, что "КазМунайГаз" – первая казахстанская компания, внедряющая такую программу поддержки бывшим сотрудникам. Мы прекрасно понимаем, что оптимизация персонала – это всегда болезненный и неприятный процесс. Некоторые люди в подобных ситуациях могут растеряться и не знать, что делать дальше. Наша задача – помочь им", – пояснил Даулетжан Хасанов, управляющий директор по управлению человеческими ресурсами АО "НК "КазМунайГаз".