Кому и зачем нужен завод по производству легковых автомобилей Hyundai в Казахстане?
В мировой истории машиностроения далеко не каждый производитель и страна изначально имеют собственное производство полного цикла. Развитие в этом направлении проходит поэтапно. Казахстанский автопром начал свой путь сравнительно недавно и быстро набирает обороты.
В апреле прошлого года в Алматы начал работу цех сборки отечественного завода по производству легковых автомобилей Hyundai Trans Kazakhstan, дочернего предприятия "Астана Моторс". 15 октября 2020 года состоялся полноценный запуск завода с цехами сварки и окраски кузовов, окраски пластиковых деталей, сборки и склада компонентов для мелкоузлового производства автомобилей.
Площадь предприятия – 34 тысячи м2, и расположено оно на 25 гектарах Индустриальной зоны города. В ближайшем будущем "Астана Моторс" построит здесь ещё один завод – по производству пластиковых деталей.
На первом этапе производственная мощность – 30 тысяч машин в год, а на втором этапе – 45 тысяч. С апреля по декабрь 2020 года завод произвел 8401 автомобиль. К слову, предприятие поставляет на рынок весь модельный ряд Hyundai. Мелкоузловым методом Hyundai Trans Kazakhstan производит за смену 20 автомобилей Hyundai Accent, и это только начало.
Informburo.kz разбирался, как производятся машины и правда ли, что это простая сборка с "прикручиванием колёс".
№1. Hyundai Accent производят методом полного цикла
Производство на заводе Hyundai Trans Kazakhstan – это не "прикручивание колёс", а сложный трудоёмкий процесс, включающий сварку и окраску кузова, окраску пластиковых деталей, сборку панелей, сидений, двигателей, дверей, крышек багажника и так далее. Автомобиль Hyundai Accent в Алматы производят в режиме полного цикла. По словам генерального директора "Астана Моторс" Бекнура Несипбаева, полный цикл – это когда от начала производства до завершения совершается более 700 технологических операций.
Всё производство контролируют инженеры Hyundai Motor Company, командированные из Южной Кореи.
Завод Hyundai Trans Kazakhstan построен с применением современных технологий мирового автомобилестроения и соответствует требованиям экологических стандартов. Предприятие оснащено оборудованием производства Южной Кореи, изготовленным по заказу Hyundai Trans Kazakhstan. Производители оборудования – Hyundai Motor Company, Obara, Korea Hoist, Durr Korea, Korea Tech, Hyundai Rotem, Pailant и другие. Монтаж оборудования на предприятии проведён специалистами из Hyundai Motor Company и Youngsan (Южная Корея).
Hyundai Trans Kazakhstan соответствует требованиям Hyundai Motor Company и имеет сертификационные документы от VCA (Великобритания), RDW (Нидерланды), TÜV Rheinland Korea и других компаний, которые сертифицируют заводы мирового уровня в Европе, США и Азии.
Завод построен с учётом всех требований экологических стандартов. Цех окраски оснащён системами фильтрации воздуха и воды.
№2. Процесс производства автомобиля. Шаг 1. Приём компонентов
Сначала на завод прибывают различные компоненты из России, Южной Кореи, Индии, Китая – рассказывает Бекнур Несипбаев.
№3. Процесс производства автомобиля. Шаг 2. Сварка кузова
После подачи штампованных деталей, на специальном оборудовании от Hyundai начинают сварку передней, задней частей автомобиля, боковин, панели крыши, пола. Потом всё это объединяют на основном кондукторе и завершают сварку.
Далее на автомобиль наносят VIN-код, навешивают двери, крышку багажника, капот.
№4. Процесс производства автомобиля. Шаг 3. Окраска кузова
На каждом этапе специалисты из Южной Кореи и ответственные сотрудники завода Hyundai Trans Kazakhstan контролируют качество работ.
После проверки кузов переходит из цеха сварки в цех окраски, где поступает на линию подготовки и затем на линию катафореза.
Линия подготовки кузова включает 9 ванн (очистка, промывка, активация, фосфатирование), линия катафореза включает 5 ванн (катофорез, промывка).
Далее следует сушка катафорезного грунта, и автомобиль переходит на окраску, наносится базовый слой грунта, сушится, и затем на кузов наносят краску и лак, далее кузов сушиться. Окрашенный кузов проходит финальный контроль качества.
№5. Процесс производства автомобиля. Шаг 4. Сборка
После проверки качества окраски автомобиль отправляется на линию сборки, где устанавливают интерьер автомобиля: начиная от обшивки потолка, заканчивая обшивкой пола. Происходит сборка на вспомогательных постах панелей приборов, сидений, задних и передних подвесок, коробка переключения передач, двигатель, – всё это соединяется и подаётся на основную линию, где происходит полностью сборка.
№6. Процесс производства автомобиля. Шаг 5. Контроль качества готового автомобиля
Автомобиль после завершения сборки всех деталей заправляется необходимыми жидкостями, такими как антифриз, масла, тормозная жидкость и так далее. После чего машина отправляется на контроль качества, где проверяется геометрия колёс, работоспособность тормозов, регулировка света фар. Отдельно машину тестируют на гидроизоляцию: в специальной камере под давлением направляют потоки воды и воздуха, чтобы убедиться, что салон герметичен и нет протечек воды.
Затем снова проводится контрольная проверка сборки и автомобиль уезжает на тест-драйв на заводской полигон. Если все тесты проходят успешно, автомобиль поступает к дилеру.
№7. На чьи деньги построен завод?
Общий объём инвестиций в проект составил более 28 млрд тенге. Из них 30% (свыше 8 млрд тенге) – собственные средства Astana Motors, а 70% (20 млрд тенге) – выданные в кредит Банком развития Казахстана и Фондом развития промышленности.
Проект реализован при поддержке Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, комитета по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан и акимата Алматы.
№8. Повлияет ли производство на стоимость Hyundai Accent?
Да. Автомобиль будет дешевле за счёт локализации производства.
№9. Какой будет польза от производства автомобилей для страны?
Автосборочные предприятия вносят значительный вклад в рост экономики и её диверсификацию, повышают уровень инновационного развития страны и обеспечивают рост профессиональных кадров.
Во-первых, появились новые рабочие места. Сейчас на заводе работает 370 человек, а с выходом на полную мощность сотрудников станет в почти два раза больше – порядка 700 человек. Средняя зарплата на предприятии – 250 тысяч тенге. Каждый работник обеспечен бесплатным питанием, доставкой на завод и обратно домой. К слову, стоимость одного рабочего места составляет 40,1 млн тенге.
Как показывает мировой опыт, машиностроение даёт мультипликативный эффект для развития смежных отраслей, увеличивает занятость населения и тем самым в целом обеспечивает конкурентоспособность страны.
По подсчётам, одно рабочее место на заводе даёт до 15 рабочих мест в смежных отраслях (сервис, продажи, логистика, страхование, банковский сектор, маркетинг, производство автокомпонентов).
Кроме того, в государственный бюджет страны увеличатся налоговые поступления. В 2020 году завод Hyundai Trans Kazakhstan заплатил 444 млн тенге.
А после получения казахстанского сертификата производства с локализацией в 51% у компании появится возможность экспортировать автомобили в страны Средней Азии и Таможенного союза.
№10. Будет ли производство других моделей Hyundai?
Завод Hyundai Trans Kazakhstan планирует до конца 2021 года начать производство ещё одной модели мелкоузловым методом.
Так, поэтапно осваивая сварку и окраску каждой модели, построив завод пластиковых деталей "Астана Моторс" планирует повышать казахстанское содержание в сфере машиностроения, воспитывать новое поколение квалифицированных кадров и развивать отечественный автопром.
50% от общего числа произведённых автомобилей "Астана Моторс" будет реализовывать на рынке Казахстана и 50% – поставлять в страны СНГ. Компания уже экспортирует автомобили Hyundai в Узбекистан, а в этом году начнутся поставки в Беларусь.
Бренд Hyundai стал лидером казахстанского автомобильного рынка в 2020 году. Продажи Hyundai в Казахстане в прошлом году составили 17 857 единиц, рост 20,2% по сравнению с 2019 годом. В Узбекистане в 2020 году продали 3 561 автомобиль Hyundai, рост 1 359,4% по сравнению с 2019 годом.
В целом продажи "Астана Моторс" по итогам 2020 года выросли на 24,4% и достигли 26 826 новых автомобилей. Доля компании составила 25% на рынке Казахстана.
По итогам прошлого года "Астана Моторс" стала одним из крупнейших налогоплательщиков в автомобильной отрасли Казахстана, выплатив в республиканский и местный бюджеты страны 29,4 млрд тенге. Валовый оборот компании за 2020 год – 850 млн долларов, это более 360 млрд тенге.