Рассказываем, где искать актуальную информацию о гарантии по депозитам и какие меры нужно предпринять, чтобы избежать рисков при размещении своих средств в банке.

Отметим, что Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) уделяет этим вопросам большое внимание. Поэтому использует самые разные инструменты коммуникации, чтобы донести до действующих и потенциальных вкладчиков сведения о своей деятельности.

Например, информационные ролики транслируются в отделениях банков второго уровня по всей стране, на официальных сайтах банков и в соцсетях. Вы также могли их видеть в метрополитене Алматы, общественном транспорте и торговых центрах.

 

№1. Где искать информацию о гарантии именно по своему депозиту

В самом договоре банковского вклада. С 2024 года ключевые условия депозита выведены в начало документа в удобной табличной форме. Это требование ввели КФГД и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. 

Перед тем, как подписать договор, следует внимательно изучить его, не ограничиваясь рекламными материалами. Помните, что, ставя свою подпись под договором банковского вклада или счёта, вы автоматически соглашаетесь с каждым из его условий.

№2. Обратите внимание на детали депозита

Важные сведения отображаются на первой странице договора на открытие вклада, счёта, карточки в удобной табличной форме, крупным шрифтом.

Будут указаны:

  • максимальная сумма гарантии Казахстанского фонда гарантирования депозитов по этому виду депозита;
  • к какому виду относится вклад по классификации Гражданского кодекса (иногда, например, слово "сберегательный" в рекламе может не иметь к нему отношения);
  • неснижаемый остаток и есть ли ограничения по снятию денег сверх него;
  • ставка вознаграждения и условия её изменения;
  • условия выплаты или удержания вознаграждения;
  • условия пролонгации;
  • в случае карточек, счетов – комиссии за обслуживание.

Отображение данной информации на первой странице договора является для банков обязательным требованием – открываете ли вы вклад в отделении или онлайн.

№3. Не спешите кликать "Ознакомлен" – просмотрите информацию 

В фонде гарантирования депозитов также позаботились, чтобы вкладчики обратили внимание на информацию о гарантии по депозитам. Поэтому открывая депозит, карточку или счёт онлайн или лично в банке, вы получите специальную общую форму уведомления.

В этом уведомлении нужные пункты из действующего законодательства о гарантировании депозитов, в том числе как рассчитывается гарантия, если вклад открыт в валюте или если в банке есть кредит, каковы будут действия, если банк лишён лицензии, в какие сроки и как проводится выплата. Словом, всё, чтобы вы понимали, на какую сумму и как государство защитит сбережения, уже в момент открытия депозита.

№4. Поговорите с менеджером банка

Менеджер банка как в онлайн-формате, так и при личном визите вкладчика в отделение предоставит необходимую информацию. Представитель банка объяснит, как работает система гарантирования депозитов, какие виды депозитов представлены в банке и чем они отличаются.

Большинство банков имеет свои колл-центры, где сотрудники готовы оперативно ответить на любые вопросы и проконсультировать не только вкладчиков, но и заёмщиков. Напоминаем, что вся информация о контактах, графике работы отделений и способах связи доступна на официальных сайтах банка, в официальных приложениях мобильного банкинга и в колл-центрах.

№5. Колл-центр КФГД – для простых и сложных вопросов

По короткому номеру 1460 специалисты также отвечают на вопросы и дают информацию вкладчикам банков о гарантии по депозитам. Именно сюда рекомендуем обращаться по сложным вопросам. Здесь также ответят на вопросы вкладчиков уже закрытых банков, например, Tengri Bank, если они пока не обратились за возмещением по своим депозитам.

Звонок бесплатный.

№6. Подпишитесь на страницы КФГД в соцсетях

КФГД остаётся на связи с обществом через популярные социальные сети.

Соцсети Фонда гарантирования депозитов – не только узнавайте новости, но и консультируйтесь в директ:

На этих площадках КФГД взаимодействует со своими подписчиками, получает обратную связь, специалисты фонда оперативно отвечают на вопросы и дают актуальную информацию о гарантии по депозитам. Обратной связи уделяется особенное внимание. Отметим, что в Telegram-чате на вопросы вкладчиков может ответить и лично глава фонда Адиль Утембаев.

А кроме этого, в соцсетях КФГД в доступной форме объясняет банковские термины, разъясняет понятия и нормы законодательства о гарантировании депозитов, информирует о новых инициативах и событиях и в целом стремится повышать финансовую грамотность казахстанцев. При этом используется не только текстовый контент, но и визуальный – фонд делает акцент на видеоролики.

№7. Сверяйтесь с официальным сайтом

На сайте kdif.kz размещаются информационные материалы с разъяснениями о гарантии по депозитам, выплате возмещения, аналитические обзоры экспертов и даже советы вкладчикам.

Не забываем, что если банк лишён лицензии, именно на сайте КФГД kdif.kz появится информация для вкладчиков о дате начала выплат, через какой банк и в какой период будут проходить выплаты от имени и из средств фонда. Эта информация появится также на телевидении и в новостях, но первоисточник – именно kdif.kz.

№8. Больше информации о КФГД

Казахстанский фонд гарантирования депозитов – это "дочка" Национального банка Казахстана, которая была создана для защиты сбережений в Казахстане. КФГД выплачивает вкладчикам – физическим лицам возмещение в случае лишения банка – участника системы гарантирования депозитов лицензии. Чтобы ответить по своим обязательствам, фонд накапливает специальный резерв. 

Фонд уже исполнил обязательства перед вкладчиками девяти ликвидируемых банков, выплачено в общей сложности 114 млрд тенге. В данный момент на ликвидации находится девять банков второго уровня, в том числе Tengri Bank, Capital Bank Kazakhstan, Asia Credit Bank, Банк Астаны.

КФГД действует на основании законодательства об обязательном гарантировании депозитов.

№9. Какие банки участвуют в системе гарантирования депозитов

В системе гарантирования участвуют все банки, имеющие лицензию на привлечение депозитов физических лиц (за исключением исламских).

Под защитой КФГД – средства физлиц и индивидуальных предпринимателей, размещённые во всех казахстанских банках, за исключением исламских. Гарантия фонда начинает действовать автоматически с момента заключения договора на открытие банковского счёта или вклада.

Максимальная сумма гарантии зависит от вида и валюты депозита:

  • 20 млн тенге – по сберегательным вкладам в тенге;
  • 10 млн тенге – по другим вкладам в тенге, а также банковским карточкам и счетам;
  • до 5 млн тенге – по любым вкладам, банковским карточкам и счетам в иностранной валюте.

Если в одном банке у вкладчика открыто несколько депозитов, которые отличаются по видам или валюте, то КФГД гарантирует совокупный остаток суммы по всем депозитам, учитывая лимиты по каждому виду вклада. Выплата гарантии в такой ситуации не превышает предельную сумму возмещения – 20 млн тенге.

Рекомендация КФГД: размещать накопления в разных банках в пределах максимального размера гарантии. Так деньги, которые находятся на счетах сразу в нескольких банках, будут гарантироваться отдельно.