Как казахстанцам попасть на встречи акимов с населением
В 2019 году президент Касым-Жомарт Токаев издал указ "О проведении встреч акимов с населением". С тех пор местные исполнительные власти обязаны регулярно общаться с жителями населённых пунктов, которыми они управляют.
Давайте разберёмся, как попасть на встречи акимов с населением, какие вопросы можно задать чиновникам и что делать, если ответ оказался неудовлетворительным.
№1. График встреч
С населением встречаются не только главы городов/областей, но и руководители районных акиматов. Ежегодно до 15 января чиновники разрабатывают и утверждают годовой календарь встреч, который публикуют на официальном сайте акимата, аппарата акима или маслихата.
Количество встреч в году определено указом президента:
- Аким города республиканского значения или столицы – одна выездная встреча в каждом районе города.
- Аким области – одна выездная встреча в каждом районе области и городе областного значения.
- Аким города областного или районного значения – две выездные встречи в каждом районе, микрорайоне, селе, посёлке города.
- Аким района – две выездные встречи в каждом селе, посёлке, сельском округе и городе районного значения.
- Аким сельского округа – две выездные встречи в каждом районе, микрорайоне, селе, посёлке.
В случае необходимости в календарь могут вносить изменения, уведомив маслихат.
Важно: акимы могут проводить дополнительные встречи вне календаря по требованию населения.
№2. Время и место
Точное время и место встреч с участием районных (по области), городских и областных акимов сообщают за две недели до мероприятия. А подробности о встречах с акимами сёл, сельских округов и городских районов сообщают за неделю.
Информацию публикуют на официальных сайтах акимата и в СМИ. Заранее записываться на встречу не нужно.
№3. Порядок проведения
Перед встречей сотрудники акимата собирают запросы граждан, в том числе через интернет-порталы, и формируют повестку. На встречах также могут присутствовать депутаты маслихатов, представители партий, общественных организаций и оппозиции.
Акиматы организуют онлайн-трансляцию встреч с населением на официальных аккаунтах в социальных сетях. Трансляцию можно комментировать, задавая интересующие вопросы онлайн.
Доклад чиновника должен занимать не более одной четверти от запланированного времени встречи. Основная часть мероприятия проходит в режиме "вопрос – ответ".
№4. Как задавать вопросы
Пришедшие на встречу граждане задают вопросы в порядке живой очереди. В указе нет ограничений по времени и количеству вопросов, но из-за больших очередей организаторы могут вводить дополнительные правила.
Так, жители Алматы могут задавать акиму не более двух вопросов подряд общей продолжительностью не более трёх минут.
Читайте также: Обновление троллейбусного парка и строительство школ: о чём доложил аким Алматы Токаеву
№5. Какие вопросы задают акиму
На встречах с населением рассматривают только те вопросы, которые находятся в компетенции местных исполнительных органов. В полномочия акимата входят:
- вопросы социальной инфраструктуры – школы, больницы, детские сады и так далее;
- вопросы транспортной инфраструктуры – общественный транспорт, качество дорог и так далее;
- хозяйственная деятельность – уборка снега, водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение и так далее;
- планирование и использование бюджета – выделение средств на социальные проекты, ремонт и строительство инфраструктуры;
- регулирование земельных отношений – продажа земли, незаконное строительство и так далее;
- охрана и использование природных ресурсов – незаконная вырубка деревьев, загрязнение рек и так далее;
- защита законных прав, свобод и интересов граждан.
Полный список компетенций МИО можно найти в законе "О местном государственном управлении и самоуправлении".
№6. Решение вопросов
Аким может сразу ответить на интересующий гражданина вопрос, а может направить его на дальнейшее рассмотрение. В течение 10 календарных дней после проведения встречи администрация акимата размещает на сайте электронного правительства следующую информацию:
- итоги встречи акима с населением;
- перечень проблемных вопросов;
- план действий по решению проблемных вопросов с указанием сроков реализации;
- имена ответственных исполнителей.
В случае необходимости гражданин может записаться на личный приём с участием руководителей местных исполнительных органов, органов прокуратуры и внутренних дел, а также депутатов маслихата, членов общественных советов и местной интеллигенции.
В компетенцию акиматов также входит систематизация проблемных вопросов для рассмотрения возможности их финансирования на сессии маслихата.
№7. Что делать, если акимат не соблюдает правила
Каждый гражданин Казахстана имеет право посещать встречи с акимами своего района, области или города.
Если местные исполнительные органы несвоевременно сообщают о проведении встреч, не публикуют итоги мероприятий или бездействуют в решении обозначенных проблем, человек может подать официальную жалобу через портал Eotinish.kz. Заявку необходимо оформить в течение трёх месяцев с даты нарушения.
Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней. Если госслужащим понадобится дополнительная информация, срок рассмотрения могут продлить до двух месяцев. Статус жалобы отражается в личном кабинете.