От читающего города – к "умному" городу
Мероприятие оказалось очень интересным в целом ряде однообразных событий такого рода в городе. И, думаю, полезным для города, учитывая современный тренд так называемой умной урбанистики.
Инновационный форум ("Иннофорум"), посвящённый развитию Алматы, продолжил тренд создания из нашего города умного, удобного и комфортного мегаполиса по примеру многих ведущих агломераций мира.
Справка
Smart city – это концепция "умного" города, предполагающего интеграцию информационных систем, школ, библиотек, транспорта, медучреждений, энергетики, водоснабжения, управления отходами, общественных служб, экологии и других форм инфраструктуры для эффективного управления города и комфортного проживания горожан.
Smart city – "умный" город – казалось бы, очень новая и в то же время интересная концепция, которая включает в себя все особенности, необходимые для совершенствования мегаполиса. И в атмосфере "умности" было особенно полезно послушать интересных спикеров, реализовавших себя в этой области. К примеру, выступление спикера из Вены.
Венский гость рассказывал об умном и удобном устройстве своего славного города. Расписывал прекрасные условия проживания в нём. И аудитория внимала гостю, затаив дыхание, а по окончании – вздохнула с лёгкой грустью и даже, как мне показалось, с нотками зависти.
Ведь действительно, если верить спикеру, всё в этом городе продумано до мелочей. Удобный общественный транспорт. Тенистые аллеи и пышные парки. Великолепная архитектура и уцелевший исторический облик города. И конечно же, экология. То, чем в первую очередь интересуется житель большого мегаполиса.
И не зря Вена занимает первые места в списках самых удобных городов. Например, согласно данным агентства Mercer, Вена в пятый раз подряд занимает первое место в мире по качеству жизни. Город получил лучшие оценки в области инфраструктуры, общественного транспорта, финансов, безопасности, благосостояния, досуга и, самое главное, – культуры.
Действительно, когда вспоминаешь столицу Австрии, первое, что приходит на ум, – это Венская опера и, конечно, Венский бал, ставший своеобразной культурной франшизой, кочующей по всему миру.
Вену по праву называют культурной столицей Европы. В этом городе проходит большое количество мероприятий, и город, как сегодня принято говорить языком урбанистики, выгодно позиционирует себя культурной территорией.
Понятно, что Вена появилась не вчера. Этот город впитывал в себя разные исторические эпохи столетиями. И бренд города сложился исторически и автоматически. И в этом отношении городу легче выгодно продавать то, что уже имеется у него. И имеется давно.
Конечно, "умный" город предполагает и умное к нему отношение. Но сегодня само понятие "ум", как и вообще интеллект, получило широкую трактовку и имеет много вариаций. На эту тему было написано много работ. И в области "интеллектуальной урбанистики" (позволю себе создать такой термин) существуют разные мнения. Но одно можно сказать точно: "умный" город создаётся умным, бережным и прагматичным отношением жителей к своему городу.
И само собой разумеется, что в концепцию интеллектуальной урбанистики также включены культурный и духовный интеллект. Именно духовный и культурный уровень жителей города предполагает и умное отношение к городу. А значит, и повышение интеллекта самого города. Ведь город формируют не машины, а люди.
И в этом отношении Вена, о которой шла речь выше, является классическим примером высокого культурного интеллекта. Ведь культурный уровень тесно связан и с философией Smart city.
Не последнюю роль в развитии культурного облика города занимает чтение и книги. В обсуждении концепции "умного" города почему-то часто опускают этот момент, а между тем это один из ключевых факторов развития города. В этом отношении интересен опыт Мельбурна.
Власти города решили дополнить уже сложившуюся репутацию Мельбурна как "творческой и инновационной столицы Австралии" образом города – центра международного культурного туризма. Комплекс из 19 суббрендов Мельбурна должен был представить всё многообразие креативного, культурного, устойчиво развивающегося города. За это время была проделана большая работа.
Это и развитие сети книжных магазинов, и доступ к библиотекам, и улучшение их функциональности. Проведение книжных фестивалей и литературных конкурсов. И конечно же, усиление роли местных писателей и всесторонняя их поддержка.
А Мельбурнский фестиваль писателей стал международным узнаваемым брендом.
И неудивительно, что Мельбурн стал обладателем звания "Город литературы ЮНЕСКО".
А валовый продукт города вырос на 10% и составил 56,8 млрд долларов. За два года доходы от внешнего туризма выросли на 5% – до 3,4 млрд долларов.
Можно ли все эти достижения связать с усилением культурной части города? И в том числе с повышением интереса к чтению? Думаю, да.
Книга является уникальным источником знаний, позволяющим повысить не просто компетентность человека, но и его аналитические возможности и, что самое главное, его сознательность. Книга позволяет повысить сознательность для понимания информации и использования её не только в личных, но и в общественных целях. Книга создаёт ответственного глубокого читателя и неравнодушного горожанина.
Но не каждая книга может способствовать воспитанию человека. Речь, конечно же, идёт о хорошей художественной литературе.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science, именно художественная литература, в отличие от книг других жанров, помогает лучше понимать других людей в реальной жизни. Исследователи объясняют этот феномен тем, что в отличие от лёгких жанров, художественная литература требует от читателя интеллектуальной работы и творческого мышления и пробуждает интерес к изучению и пониманию внутреннего мира других людей. И само собой, всё это учит умному добрососедству и способствует интеллектуальной урбанистике.
Книга входит в число 12 показателей, характеризующих, по мнению Всемирной организации здравоохранения, здоровье нации. ООН рассматривает грамотность взрослого населения (наряду с продолжительностью жизни) в качестве индекса развития человеческого рода.
Конечно же, нельзя сказать, что в Казахстане, и в частности в Алматы, не читают и не издают книги. Мы были когда-то одним из самых читающих городов не только Казахстана, но и всего СССР. Но, увы, сегодня мы отдали пальму первенства. Если говорить о современном издательстве, то речь идёт о профессиональной учебной литературе, но никак не о художественной, доля которой стремительно сокращается.
Книжные полки заполнены литературой низкого качества, в 90% – импортной. А о создании образа читающего горожанина на основе низкопробной, порой даже бульварной литературы, говорить не приходится.
На уровне Правительства ранее была создана программа "Читающий город". Но результаты программы не ощутимы. Поэтому сегодня назрело время вернуть нашему городу славу центра литературы и самого читающего города.
Здесь не нужно изобретать велосипед. Стандартные технологии повышения уровня чтения уже апробированы другими странами. Но это не только дело государства, а и самих жителей. Ведь любовь к книге прививается с детства, в семье, а потом уже – в школе, в библиотеке.
Чтение должно стать модным трендом для горожанина.
Нужно усилить роль библиотек, использовать новые, инновационные подходы к популяризации библиотек, увеличить сеть книжных магазинов и киосков. Нужно проводить книжные фестивали, литературные конкурсы, творческие вечера и т.д. Книга должна быть везде – на остановке, в любом госучреждении, в заведениях общепита, в поликлиниках, в специальных боксах в парках и местах досуга.
И конечно же, нужно взращивать отечественные таланты, поддерживать творческих горожан, пишущих о городе.
Я уверен, что с повышением уровня чтения и уважения к литературе, повысится и уровень сознания горожан, а значит, и уважение к городу.
Это важный компонент той концепции, которую я бы назвал умным сосуществованием, мудрым добрососедством.