Тема сегодняшней беседы о наболевшем – об этнологии династии Такет, ведущей родословную от рода Кенже, Сакай найманского племени Матай. Мы всё время считали, что Такет является сыном Ер Токпанбета из рода Сакай. Однако опубликованная 24 апреля 2004 года в газете «Казах адебиеті» № 15 статья младшего научного сотрудника Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов Серикболсына Садыкова «Карадан шыгып, хан болган…» Кисык Тезекулы туралы білеміз бе?» и факты, приведённые в ответ на ту публикацию в  содержательной статье о генеалогии Такета полковника полиции К.Кожабекулы, взбудоражили читательскую аудиторию.

По утверждению К. Кожабекулы, Такет – внук хана Аз-Тауке, родившийся от султана Турсына и Алка ханум, поэтому Ер Токпанбету и всему роду Сакай он приходится жиеном – близким по материнской линии. Если проследить родословную ханов Керея, Жанибека и Тауке, то все они, согласно историческим источникам, ведут начало от Джучи хана. Нынче вышла из печати большая книга «Чингизиды», раскрывающая близость их родословных. Есть в этой книге и сведения о султане Турсыне, но ни слова о Такете. «Нет, не годится оставлять без памяти нашего предка Такета», – с такой думой и намерением мы решили провести исследование. С этой целью мы пригласили в редакцию доктора филологических наук, лауреата международной премии имени Жамбыла, заведующего кафедрой Казахского национального педагогического университета, профессора, автора свыше 400 научных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, и нескольких учебников и монографий для вузов Темирхана Сакаулы Тебегенова, читающего перед многочисленными аудиториями курс лекций по теме «Значение летописи родословной казахов», чтобы поднять разговор о нашем загадочном предке Такете.

– Уважаемый профессор, вы не только специалист в литературоведении, но и автор крупного научного исследования по казахскому шежире (родословной), а также член совета по родословным научного центра «Алаштану», а также являетесь руководителем учёных, проводящих в этой сфере исследования. Мы от имени редакции в своё время высказывали пожелания пролить свет на одно тёмное пятно нашей истории, и вот подошло время ответить. Давайте повернём в это русло ход мыслей и аргументы фактов...

– Конечно, Саке! Оказывается, прошло более полугода, как вы озвучили просьбу во имя истины. Пришлось покопаться во многих исторических источниках, изучить работы Марко Поло, Джованни Плано Карпини, Н.А. Аристова, Шокана Валиханова, Алькея Маргулана, Махмуда Кашгари в той части, где они упоминают род найман. Думали уже – хватит. Но оказалось, что мы больше не знаем, чем знаем. В результате исследования я заметил, что начиная с Геродота свыше 30 тысяч авторов проводили исследования о найманах. Одно это свидетельствует о том, что найманы фигурируют в первоисточниках наравне с известными народами Европы и Азии и являются государствообразующим народом. Чтобы подтвердить сказанное, затронем ряд вопросов.

Я задумался, почему исследователи западных стран стали настолько любознательны в отношении Востока, особенно в сферах литературы, культуры и истории? Или же нет природных корней у их собственных языков, ничего не осталось для исследования в их собственной истории, и поэтому они невольно обратили свои взоры в нашу сторону, чтобы получить звание «учёного» и обеспечить себя куском хлеба? И чем глубже я вторгался в этот вопрос, тем яснее становилась скрытая от поверхностного взора истина. На мой взгляд, преследовались обе упомянутые цели.

Собирая экономические и географические сведения о других странах для руководителей своих государств, авторы продавали их в качестве секретных сведений и получали вознаграждение. Некоторые были разведчиками, засланными со специальным заданием.

Например, между XV-XIX веками самое большое количество колониальных земель было за­хвачено Англией. В Индию с её миллиардным населением и в африканские страны британцы засылали своих шпионов под следующим предлогом: «Изучая вашу культуру, мы поднимем ваши государства до уровня развитых стран». Под этим же благовидным предлогом они вводили войска, обретали миллионы новых подданных для британской короны по всему свету, которых нещадно угнетали. Не приведи Господь на наши головы! За счет их разграбления и эксплуатации обогатилась Великобритания: она превратилась в государство, которое до сих пор влияет на мировое сообщество. Во время процесса колонизации геополитики и военачальники, олигархи, чиновники и рядовые исполнители колониальных администраций правдами и неправдами вели учёт, заполняя всевозможные бумаги. Эти бумаги заверялись нотариусами и отправлялись почтой в исполнительные органы. Если этого не делали, то действия их превращались в преступления, и они подвергались преследованиям. Таким образом власти и толкающие свои жертвы на преступления личности укореняли в своём сознании и сознании населения такую правовую грамоту. Вследствие подобной установки нотариусы были вынуждены годами хранить накопившиеся важные документы, поэтому появилась потребность в правительственных хранилищах. Были построены специальные здания, хранящиеся бумаги сортировались по срокам и сдавались в эти центры. Мы называем эти здания архивами. Для нас, учёных – это очень важное и нужное место. Здесь мы встречаемся, обмениваемся информацией. Здесь и в библиотеках находим ценные сведения о прошлых эпохах.

Из истории известно, что великие полководцы Чингизхан и Темирлан имели свои хранилища документов. Наш республиканский Центральный архив ведёт своё начало с 1799 года и появился вследствие русской колонизации. Что интересно, необходимые для казахов и казахстанцев материалы можно запрашивать в архивах соседних государств, а древние сведения и исторические документы о найманах и кипчаках в достаточной мере можно найти в архивах развитых государств.

В первой книге Библии есть ясные сведения о пророке Ное. Но в этой книге нет казахской транскрипции этого имени – Нух. Судя по этому, я иногда думаю, а не был ли предком нынешних найман Нойман. Причина тому – азиатский историк Абилгазы хан (1603-1663), иранский историк Хондомир, русский А.Н.Бичурин писали, что у пророка Ноя было три сына – Сим, Хам, Иафет. От Иафета пошли тюрки, от тюрков – монголоидные народы (японцы, корейцы, вьетнамцы, лаосцы и т.д.), и в его седьмом колене родился внук Мынкола Туман (Карахан), от которого произошла и ведёт отсчёт династия огузского хана (Моде-Матай). Это событие произошло, по нынешнему летоисчислению, 209 лет назад. Наверное, поэтому японские учёные считают свою нацию родственно близкой найманам. Примеры этого могут дойти до нас через устную литературу, так как «если не подует ветер, не всколыхнутся травы». Как бы то ни было, но таких сведений я не смог найти ни в одном архиве. Так что, Саке, это похоже на случай, когда и бык помер и арба сломалась. И вот потихонечку мы подошли и к Такету-баба.

Я сравнил родственную генеалогию в статье Кайыржана Кожабекулы со списком предков, записанным в книге шежире «Аманат» Даутбая Мусабекулы. Сравнив, увидел некоторые несоответствия сведений правде. В услышанном и переданном Кайреке рассказе говорится: «Ханзада Турсын и Алка ханум скончались при нападении калмыкских войск во главе с Сыбан-Рабтаном на Ташкент. Оставшегося от них трехлетнего Такета, не захотев отдавать брату Турсына Болату, толенгут Карткул и казах Туржау отнесли деду по материнской линии Ер Токпанбету». Ладно, пусть будет так, но что говорит шежире? В шежире цепочка родословной идёт следующим образом: Найман – Суйиниш – Толекатай – Кытай – Матай, далее идут ветви потомков Аталык, Каптагай, Кенже. Имена существовавших среди них других предков остались в устах народа лишь отдельными вехами. Иначе среди потомков, ведущих цепочку от Аталыка, только по версии Машхур Жусипа между трёх Болатов – Таттиболатом, Суттиболатом, Куттыболатом были имена 11 дедов. А М. Жусип является авторитетным, не допускающим в написанном ошибок демографом-историком, литератором и учёным.

Как бы то ни было, от нашего предка Кенже ведут род Карткул – Умбет – Тунгат – Сакай – Токпанбет – ТУРСЫН+АЛКА – Такет. Но кто этот Турсын? Он – младший сын великого Аз-Тауке, султана Ташкента, назначенный отцом по традиции наследства. Он погиб от рук врагов где-то в 1715 году. Ташкентом в своё время управляли два Турсына. Первый – сын хана Тауекела, хан Катаганов, его в 1628 году за предательство убил старший брат Есим хан. Именно тогда родилась поговорка «Пусть за клятву поплатится хан Турсын». Это я говорю к тому, чтобы читатели не перепутали их. Вскоре, в 1718 году скончался и сам хан Тауке. На его место был назначен его сын Болат хан. Это произошло в окрестностях Туркестана – центра государства. Если вернуться к Токпанбету, он был одним из прославленных казахских батыров. Звание героя «Ер» он получил за проявленную в единоборстве с врагами храбрость лично по указу Аз-Тауке. Как хранит народная память, во времена правления Абылай хана в 1745 году он трижды вступал в единоборство с врагами и побеждал в этих схватках. Родился в 1705 году и скончался в 1801 году. В Центральном архиве есть сведения, что батыр в 1742 году возглавил объединённое войско найманов, младшего жуза и башкир, охранял границы и очистил от врагов земли в нижнем течении Яика. Главный штаб его был у озера Абенти. В июле месяце того же года хан Абилхаир, не осилив отряда, возглавляемого ханом Карасакалом, написал письмо царю с просьбой послать 1000 солдат-карателей. В поисках защиты от хана Карасакал нашел убежище у Токпанбета. От Токпанбета продолжили его род 9 сыновей, 1 дочь и 1 жиен (Такет). Все они были участвовавшими в боях сарбазами, правнуками Карткула. Ты понял, о чем я хочу сказать, Саке?

– Да, между старцем рода Карткулом и жиеном Такетом шесть поколений… Если посчитать, что средний возраст каждого человека 60 лет, то скончавшийся 360 лет назад Карткул от какого врага мог освободить Такета?

– Вот в чем неувязка. А взять воина Туржау? Он ведь родной братишка батыра Ер Токпанбета, тоже является родным дядей Такета по материнской линии. Автор же показывает его как чужого человека. Не соответствуют действительности и слова главного героя статьи аксакала Бейисбека, якобы рассказавшего эту историю. Во-первых, автор говорит, что слышал этот рассказ в 1956 году, в то время аксакалу Бейисбеку было за 90 лет. В возрасте 12-13 лет он, присоединившись к группе бия Шонды, ухаживал за лошадьми и в 1865 году был среди участников проходившего в Ойжайлау съезда. Там он якобы увидел султана Кисыха. Конечно, слышавшему уху нет вины. Тем не менее кажется, что рассказ был передан неправильно. Или же этот рассказ был услышан аксакалом Бейисбеком от старшего по возрасту человека, действительно принимавшего участие в том большом собрании. Подсчитаем: 1956-91+12=1877 год. В эти годы Кисых хан не был султаном, да и в живых его не было. В это время звание «султан» было упразднено, а совершен переход к управлению «волостными». Во-вторых, Кисых хан не учился в Омском кадетском корпусе. Он был одинаково авторитетен и уважаем среди русских и казахов, чисто говорил на русском языке. В 1828 году был награжден лентой Анны с золотой медалью, в 1833 году получил чин и мундир поручика. Когда в 1844 году был назначен старшим султаном, имел чин штабс-капитана. Родился в 1791 году, скончался в 1858 году. В 1853 году на его место старшим султаном был назначен Тлеуберды Козыбаев из рода Сарыжомарт. К слову, съезд был созван между 1850-1852 годами, в это время Бейисбек-ата еще не родился. Историк Зейнолла Кайсенов в книге «Исторические очерки ВКО» утверждает, что Кисых из рода Мурын, от Кенже, а не Матая. Приводит сведения вплоть до того, что нынешние потомки султана проживают в ауле Казымбет Уржарского района. Я не имею претензий к описанию исследователем деяний Кисых-хана, так как хан действительно не разделял найманов, служил им честно и добросовестно. Только здесь исследователь не придал значения тёплым и уважительным отношениям между Кунанбаем и Салмахом. Кунанбай почитал Салмаха как своего нагаши (дядю), потому что его мать Зере была дочерью Ногаса из рода Матай, Кенже. К тому же с намерением «не удаляться от знатных» он женил внука Акылбая на дочери сына Кисыха Жумахан бия Изхан (буквально имя означает – след хана). Именно этим фактам не уделил должного внимания исследователь. Поэтому у меня нет сомнений, что Кисых действительно из рода Такета. Как известно, в средние века род найманов присоединился к своему эмиру, предводителю Темиру в походах по завоеванию мира. На протяжении многих веков они несли военную службу в Западной и Средней Азии, Аравии и Индии как завоеватели и хранители этих завоеваний. Позднее в XIV-XVII веках, во время ослабления империи, уставшие от войн люди решили вернуться на родину – в Жетысу и золотой Алтай, чтобы соединиться с оставшимися там родственниками. В одном из таких потоков ношей возвращающихся на родину людей были дети Кенже Ногас и Тогас, потомки Каптагая – дети Каратая на землях Семея, Павлодара и Оскемена. Они вошли и тесно слились в один род с братьями Каракереями. Представители Кенже встречаются и в Западном Казахстане среди младшего жуза. Я сам из Кармакшинского района Кызылординской области. Мы и не знали, что Кармакши-баба является найманом. Под его памятником написано «из рода найман». Что вы скажете на это?

Если продолжать эту тему, то подобные процессы диффузии встречаются во всех трёх жузах. Например, в младшем жузе – Жеты ру; у Шапрашты – Калкаман-Мамыр; у Канлы и Конырат – Кият; у Катаганов – Кыргыз, Каракалпак, Шанышкылы, Ногайлы; у Аргын – Кыргыз, Каржас и др. Видимо, за счет таких процессов казахский язык чист, не имеет диалектов.

О том, что Такет родился от Турсына, а Турсын – сын Тауке, нет никаких сомнений. Явное благоволение Тауке к гиганту Токпанбету, активное вовлечение его в борьбу с врагами, назначение полководцем, присвоение ему звания героя, женитьба сына Аз-Тауке на дочери батыра – всё это говорит о весьма доверительных отношениях сватов. А то, что Турсына отправили управлять автономным мегаполисом, назначили ханом Ташкента – этот факт нужно рассматривать как могущество власти. Такие дела мог вершить только казахский правитель. Есть только одно досадное «но»: это был период непрерывных войн, вводящих в сумятицу и народ, и хана. До сих пор среди казахстанских авторов не отыскался достойный специалист, чтобы чутким и профессиональным пером описать это время. Возможно, кто-то напишет. Если будут нужны сведения и документы о той эпохе, то их, возможно, отыщут в архивах Ташкента, Казани.

Таким образом, перечислим потомков Такета. От Такета родились Баты, Жамет. От Баты идут Байту – Жанту – Айдос – Шокалак – Елемес – Бисеке – Дандыгул – Асан – Амантай – Толегатай Адилшах. От Жамета идут Акмырза – Кулкара – Шоткара – Шобаш – Толеген – Кеншимбай – Тезек – Салмаххан – Жумахан – Мыкау – Токтасын и т.д. Это наиболее видные личности из тех, про кого читал и знаю. Слева и справа от них есть старшие и младшие братья, от которых расходятся другие ветви и листочки и пускают новые корни родословной.

Само имя Такет сегодня является созвучным олицетворению высочайшего положения и власти. Такие единственные в своем роде имена редко встречаются в обществе. Это как философский узел в иносказательной фразе «как больно вошёл с топотом в жизнь, прочно займи трон» (звучит на казахском – ТАК ЕТiп такка отыр). Разве не похожи эти слова, произнесённые в благословении Тауке, на имя его внука? Хотя мы не участвовали в церемонии рождения и наречения имени Такета, разве не на подобный вывод нас наталкивают этимология языка и математическая дедукция? Таким образом, кто девять сыновей Токпанбета? Это – Конырбай, Коныс, Жетибай, Култай (Мемиртай), Кулжан абыз, Аркар батыр, Марал баты, Жолдыбай, Тастемир (Байтлеу). Этих девятерых замыкает жиен – Такет. В этом смысл существующей поговорки «Девять сыновей Токпанбета пополнились Такетом».

Теперь хочу поблагодарить полковника полиции Кайыржана Кожабекулы, чья статья стала поводом для этой нашей встречи. Если бы не этот человек, то, возможно, мы не раскрыли бы этот секрет истории и «закрытый казан оставался бы закрытым». Разве может быть патриотом человек, не знающий своих корней? Посмотрите на «не поступившийся честью» род Такетов, считающих себя, прежде всего, найманами, а не потомками ХАНА. Видимо, почётнее было оставаться найманами? Знать чингизидов-торе сформировалась в средние века, тогда как созданной найманами империи – по мнению исследователей, XXV столетий! Конечно, статья очень притягательная и интересная, герои – реально существовавшие видные деятели и знаменитые люди. Занимаясь исследованием, я сам восхищался ими. Только среди потомков Кенже столько умных и талантливых, ярких в острословии и искусствах, сведущих в разных сферах блистательных людей. Тогда, подумать только, Саке, сколько таких выдающихся деятелей среди племени Матай и в целом – найманов! Получатся поразительные цифры! Наша статья – рецензия, имеющая целью только уточнения и поправки. За это, думаю, Кажекен не будет огорчён. На этом заканчиваю свой анализ и размышления. Если есть ещё вопросы, спрашивайте, только я спешу на занятия.

– Темеке, содержательные ответы глубокого знатока пришлись нам по душе. Как только вы вмещаете в себе столько информации и фактов? Я не ожидал, что вы так глубоко и детально осветите тему. Ведь вы сами родом из младшего жуза, из ветви Кете Байсары, так откуда же вы знаете столько о мелких родах найманов?

– Саке, разве вы, записывая на диктофон, не представили меня в начале разговора, как учёного, исследователя шежире – родо­словной казахов? В прошлом году один из моих учеников защитил диссертацию по шежире. Это моя профессия и специализация. По вашему вопросу пришлось основательно подготовиться. К тому же в наших краях было много знаменитых знатоков шежире: Шантаев молда, Еримбет Колдейбеков, Отепберген Бержанов, Алкуат Кайнарбаев и другие аксакалы. Оставшиеся с детских лет в памяти отголоски их бесед – это целое наследие. Остальное – это результат научных поисков. Где бы ни бывал по работе, привозил с собой нужные материалы. Собранные материалы систематизирую и итожу, подвергая интерпретации. Разнообразны пути поисков учёного. Иногда, не стесняясь, приходится спрашивать совета. Думаю, что, в конечном счете, эти изыскания входят в твою кровь. Как вы знаете, прежнее название АНПУ им. Абая, в котором я работаю, было КазПИ. Одним из первых ректоров его был автор книги «Казах шежиресi», профессор Сергали Толыбеков, который приходится мне близким родственником. Это был настоящий интеллектуал, и я старался походить на него. Как и он, я не повторяюсь в своих лекциях. Чтобы не терять даром времени. Ну, Саке, до добрых встреч. Желаю вам творческих успехов.

– Темеке, огромное вам спасибо! Искренне желаю светлой дороги в науке, благополучия в семье, авторитета и уважения в работе.

Сагимбек Бекмолдинов – бывший сотрудник Академии наук Республики Казахстан, член Союза журналистов, главный редактор газеты «Карыз бен Парыз»