Кальянная провокация
К чему приводят запреты? Кальянщики убеждены: запрет на курение кальяна в стране от главного санитарного врача Жандарбека Бекшина, вступивший в силу 14 марта, нарушает законы, лишён здравого смысла и нанесёт ущерб и бюджету, и бизнесу.
Свои аргументы кальянщики изложили на пресс-конференции в понедельник. Увы, у их противников, пришедших на эту встречу и попытавшихся устроить дебаты, столь же весомых доводов не нашлось. Больше того, не удалось даже спровоцировать спор – Нурболат Сейпишев, председатель Ассоциации предпринимателей кальянной индустрии Казахстана, спокойно и убедительно повторял свои «козыри»:
Нурболат Сейпишев, председатель Ассоциации предпринимателей кальянной индустрии Казахстана
– Мы – за безопасный кальян. Этот бизнес в Казахстане существует более 10 лет, но до сих пор нет санитарных норм по нему. Мы за определение этих норм, по которым кальянщики смогли бы работать. Мы благодарны Министерству здравоохранения за то, что оно заботится о здоровье населения и наконец-то подняло этот важный вопрос качества кальянных услуг…
Эта благодарность на поверку оказалась сарказмом – сразу же Сейпишев подчеркнул незаконность запрета кальяна:
– Считаем, были нарушены нормы законодательства. В частности, статьи 12 и 26 Конституции РК, Закон «О нормативных правовых актах», Закон о частном предпринимательстве… Повод запрета кальяна – проверка 12 кальянных из нескольких тысяч существующих в Казахстане. Это не значит, что все нарушают санитарные нормы, это значит, что нужно закрывать тех, кто нарушил…
Впрочем, сарказм был умеренным – Сейпишев с коллегами быстро перешли к конструктиву:
– Мы хотим предложить диалог Минздраву. Мы предлагаем дезинфицировать шланги после использования, санитарные нормы для посуды применить и к кальянной посуде, разработать единые сервисные требования для кальянных компаний. Усилить контроль над импортом и сертификацией табака, что принесёт новые средства в бюджет и обезопасит любителей кальяна от подделок. В общем, нужно извлечь положительные стороны из ситуации…
Запретить и не пущать
Против Сейпишева активно выступила лидер Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова, пришедшая на пресс-конференцию вместе с представителями санэпиднадзора. Однако вывести на чистую воду кальянщиков им не удалось: все аргументы сводились к упоминанию результатов проверки 12 заведений, где были нарушены санитарные нормы, и аргументам в стиле «нравится курить кальян – курите дома, мы не возражаем!»
Между тем Сейпишев резонно обозначил последствия полного запрета кальяна:
• Создание подпольных кальянных заведений, что только усугубит проблему передачи заболеваний, а ведь именно этот грех предъявляют кальянным сегодня;
• Потеря рабочих мест;
• Сокращение поступлений в госбюджет.
– Между тем конструктивная работа по созданию санитарных норм для кальяна как раз позволит решить проблему передачи инфекционных заболеваний, сохранит рабочие места и доходную статью в бюджете. Мы за конструктивный диалог и за безопасный кальян. Слепой запрет ущемляет интересы бизнеса, интересы потребителей. И мы предлагаем вам разработать нормы, провести сертификацию. Напишите в законе, какой должна быть кальянная комната, и мы сделаем.
Представитель Ассоциации предпринимателей кальянной индустрии Казахстана Дидар Утельбаев высказался по поводу запрета куда более прямолинейно:
Дидар Утельбаев, представитель Ассоциации предпринимателей кальянной индустрии Казахстана
– Решение топорное: взять и отменить. 12 заведений проверили, и на этом всё. Точно так же можно и нужно запретить автомобили – каждый день на дорогах страны страдают и даже гибнут люди!
Кальянная индустрия в цифрах
5000 – число баров и ресторанов в Казахстане, предоставляющих кальянный сервис, в каждом из них работает по 3-4 кальянщика.
15000-20000 – приблизительное число кальянщиков в Казахстане (по сведениям Ассоциации предпринимателей кальянной индустрии Казахстана).
20% – доля кальянных услуг в общем доходе ресторанов и баров (по сведениям Ассоциации предпринимателей кальянной индустрии Казахстана).
19,9 млн тенге – ежемесячные поступления в бюджет от акцизных сборов за импорт кальянного табака.
10 тонн – примерный объем ежемесячного импорта кальянного табака в Казахстан.
300 – примерное число компаний кальянного сервиса в Казахстане (по сведениям Ассоциации предпринимателей кальянной индустрии Казахстана).
Кальян – нельзя. Пиво – можно!
Джамиля Садыкова, лидер Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма»
Выступление представителей СЭС на пресс-конференции кальянщиков слегка напоминало фарс. Чиновники пришли сорвать чужой «праздник», но без аргументов. Пафосно рассуждали о вреде кальяна и курения, о здоровье народа и молодёжи, в то время как по всей стране с одобрения таких же людей от власти висят одобренные и потому полезные билборды с рекламой несуществующего безалкогольного пива. Но эта фальшь никого особо не беспокоит. Теперь важно несколько тысяч кальянных закрыть. Потому что в 12 из них нашли кишечную палочку. Страшно подумать, как бы эти люди лечили перхоть…
Хотя, если бы они начали «лечение» с себя – мир мог бы стать лучше.
P. S. Автор не курит кальян, сигареты и не пьёт безалкогольное пиво.