Чем дороже трусы, тем больше паразитов
Палата и сами предприниматели сконцентрированы не на установке истинных причин, почему наша продукция не конкурентоспособна. Все речи сводились к прямому или косвенному протекционизму со стороны государства. В чём это выражается? Либо в ограничении конкуренции, либо в прямой поддержке государства, либо в избирательной политике в отношении госзакупок. Но не были названы другие проблемы. Предприниматели забиты и задушены контрольно-надзорными органами, которых больше полусотни, высокими тарифами на комуслуги, жесточайшей административной и фискальной политикой. Никто не сказал: как так получилось, что за 20 лет мы не стали конкурентоспособными. Создали союз. Теперь в этом союзе требуем ограничений. Помимо шкурного протекционизма и решения личных вопросов есть общая тенденция в госполитике, учитывая ментальность, географическое положение и объективную экономическую ситуацию.
У нас энергозатратное производство из-за устаревшего оборудования, доставшегося от проклятого колониального прошлого. К счастью, это оборудование обладает аномальным запасом прочности. Мы до сих пор проживаем советский ресурс, честь ему и хвала!
У нас не хватает квалифицированных специалистов, рабочих, инженерно-технических работников. Приоритет отдается управленческому ресурсу. Молодежь видит себя в акиматах, таможенной службе, полиции, где угодно! Только не на заводе или в поле. Перевернутая пирамида! Количество дипломированных специалистов превысило численность работяг. Кто будет выполнять программы ФИИР и «Нурлы жол»? Источником благосостояния у нас является не труд, а наличие богатых родственников.
Если на Западе деньги приводят к власти, то у нас власть приводит к деньгам.
Наши фискальные службы заточены на пополнение бюджета любой ценой. Что не соберём налогами, то выколотим штрафами – это их девиз. На совещании ни слова не было сказано ни о фискальной, ни об административной политике...
Если суммировать выступления на том форуме, можно сделать вывод, что всем плохо живется. А единственный способ улучшить ситуацию – присосаться к бюджетному корыту. Некоторые предприниматели полагают, что если мы придумаем слова «контрафакт» и «несоответствие качеству», то и станем конкурентоспособными. Но если не умеем конкурировать, значит, для этого не были созданы условия. И на это есть объективные причины. Например, огромные расстояния и высокая стоимость логистики. Нужно работать с естественной монополией в этой сфере. Почему-то, если дорога строится, то сразу говорится о том, что она будет платной. Собирать деньги с асфальта – это любимая философия наших граждан. Шлагбаум поднял – получил деньги! При этом мы ничего не производим.
Вторая объективная причина – это узость казахстанского рынка. В ходе форума Тимур Аскарович прозрачно намекнул, что 15-миллионный рынок размазан по большой территории. Реальную численность нашего населения никто не знает. У меня возникают серьезные сомнения в объективности статданных. Потому что все фигуранты переписи находятся в тюрьме. А под эти худые цифры формируются все программы. Никто не знает, сколько людей проживает в Алматы. Говорят, примерно миллион 700 тысяч человек. А город рассчитан на 750 тысяч! И пока все аулы не переселятся в южную столицу, ситуация не устаканится.
Можно бесконечно ограничивать импорт, но антикризисные меры – это прежде всего повышение потребления. Это возможность людей покупать, строить, ремонтировать. У меня возникает вопрос: это как же так нужно доуправляться, что аналогичная импортная продукция (мебель из опилок, трусы, резинки от трусов) оказалась по качеству такой же, но дешевле отечественной. Кстати, наши таможенники на этих трусах и носках стали миллионерами. Так кто в Казахстане стал успешным? Быть в Казахстане успешным паразитом легче, чем успешным предпринимателем.