В настоящее время существует множество версий о том, что же послужило причиной массовых столкновений в поселке Казатком 18 марта. Чаще других в прессе проскальзывает версия, что беспорядки были спровоцированы одним из братьев Махмахановых – Тахиром, который вступил в конфликт с посетителем бильярдной, а в результате после выяснения отношений сбил последнего машиной и прострелил ногу. Однако старшие братья считают, что события разворачивались несколько иначе и причиной разборок, в результате которой погибли 5 человек, этот инцидент стать не мог.

В течение прошедшей недели семья Махмахановых похоронила троих близких родственников, участников тех трагических событий. На месте погиб Амир, только накануне приехавший из Лондона, где он обучался. 22 марта в Центральной районной больнице города Есик скончался Нажмудин, 1969 года рождения и буквально на следующий день умер Хажмурад, 1956 года рождения.

С Русланом и Садо Махмахановыми мы встретились по их просьбе на следующий день после похорон Хажмурада. Поводом послужила та волна негативной, по мнению братьев, информации, которая прошла практически во всех казахстанских СМИ. Как считают братья, многие факты были искажены, а многое осталось за «кадром». К примеру, сегодня утверждается, что огнестрельное оружие было только у братьев Махмахановых, но, как говорят родственники, и Нажмудин, и Хажмурад имели пулевые ранения. Первый – в голову, а второй – в районе почек.

Рассказывает Руслан Махмаханов:

– Говорят, что поводом, для того чтобы прийти громить наш дом и убивать наших братьев, послужила драка в бильярдной между Тахиром и неким Салимбаевым. Но, как нам известно, Тахир лишь приехал выручать из беды своего двоюродного брата Магомеда, которого жестоко избивали 5 человек. Кто-то из сотрудников бильярдной позвонил ему на сотовый и сообщил, что в помещении идет драка. Приехав на место, Тахиру удалось погрузить потерявшего сознание Магомеда в машину, после чего они попытались уехать. Но им преградили дорогу. Тахир был вынужден выйти из машины и произвести выстрел в воздух из травматического пистолета «Оса». В людей он не стрелял. После чего он опять сел в автомобиль и, уезжая задел одного из участников драки. Пострадавшего родственника Тахир увез в больницу, о чем должно быть известно правоохранительным органам. Вскоре в больницу приехал пострадавший с другой стороны, и у них с Тахиром там произошло примирение.

Сегодня Тахир, единственный оставшийся в живых из братьев, присутствовавших в момент погрома в поселке, находится в бегах. Может быть, его участие в ходе расследования и могло бы хоть немного прояснить ситуацию, но маловероятно, что он лично явится в правоохранительные органы. После случившегося братья не доверяют полиции. Мало того, они считают, что именно при ее попустительстве и произошла трагедия.

Садо и Руслан утверждают, что инцидент в бильярдной не мог быть причиной такого масштабного конфликта. Как они говорят, это была заранее запланированная акция. По их словам, наверняка кто-то организовал погром, был в курсе, что семью Махмахановых в полном составе можно застать только в воскресенье и именно в этот день одним ударом можно покончить с братьями. Но по стечению обстоятельств некоторые не смогли приехать в этот день в гости к отцу, а кое-кто только направлялся в поселок.

Официальная версия утверждает, что массовые столкновения произошли в ночь на 19 марта, но братья говорят, что уже в три часа пополудни к дому колонной подъехало более 50 машин. По словам братьев, опирающихся на свидетельства домочадцев, погромщики приехали практически изо всех близлежащих сел, на многих машинах отсутствовали номерные знаки. Кроме того нападавших было не 50-70 человек, а порядка 300 человек. Когда толпа подошла к дому, то, увидев, что среди людей есть полицейские, поговорить с визитерами вышел Хажмурад, который был начальником управления администрации судов. Однако переговорить со служителями порядка ему не удалось, толпа сразу же набросилась на него. На подмогу выскочили присутствующие братья. Стреляя в воздух и в землю из двух ружей, они немного оттеснили погромщиков. За это время дети, женщины и престарелый глава семьи смогли перебраться из деревянного дома в каменный. Полицейские не вмешивались в происходящее.

После этого братья, уже стрелявшие на поражение и исчерпавшие свой боезапас, бросились прочь от дома, уводя за собой толпу. Это, как считают Садо и Руслан, спасло от расправы оставшихся в каменном доме.

Рассказывает Садо Махмаханов:

– Я звоню Нажмудину, трубку берет другой человек, который говорит, что мой брат лежит около дома муллы. Я перезвонил старшему брату Шамилю и сообщил ему это. Подъехав туда, увидел, что Нажмудина уже увезли, поехал дальше, около заправки я увидел окровавленного человека, лицо месиво, на ногах один ботинок, только по обрывкам рубашки я узнал в нем Амира. Около него стоял полицейский, он-то и сказал мне, что Амира сюда привезли в багажнике машины и, выбросив, уехали. Мы совместно погрузили брата в легковую машину и увезли в больницу. Из больницы меня забрали в КПЗ и продержали там трое суток. За это время меня ни разу не допросили.

Сегодня братьев удивляет факт, что следственная группа за все прошедшее с конфликта время не допросила никого из Махмахановых. Кроме того, при исследовании пепелища и при изъятии вещественных доказательств с места трагедии никто из их семьи не присутствовал.

– Складывается впечатление, что наша помощь в расследовании не нужна. Мы не говорим даже о том, что на похоронах не присутствовал ни один местный чиновник и со стороны местных органов власти не было ни одного соболезнования, – говорит Садо, – похоже, что уже заранее определено, кто виноват в случившемся.

От редакции

Мы дали позицию всех сторон. Но где правда, а где ложь, будут определять правоохранительные органы.