«Большие» идеи для малого бизнеса
Праздно слоняющихся казахстанцев начинают вдохновлять на открытие семейного бизнеса. Источником вдохновения должен стать справочник «100 идей для семейного бизнеса», написанный в соавторстве министром индустрии Асетом Исекешевым, главой Минтруда Гульшарой Абдыкаликовой и депутатами Жакипом Асановым и Бекбулатом Тлеуханом.
По мнению авторов справочника, главное его достоинство состоит в том, что он написан «доступным языком». Действительно, язык и содержание брошюры напоминает в чем-то бестселлер 60-х годов прошлого века – книгу «Домоводство», в которой колхозников учили правильно скоблить полы и мыть уши. Только от творения г-на Исекешева и г-жи Абдыкаликовой веет какой-то наивной свежестью. Книга содержит подробное описание различных кустарных производств, сделана даже попытка рассчитать необходимые инвестиции и предполагаемые доходы. Впрочем, расчеты эти уж очень приблизительны. Читаешь, к примеру, главы, посвященные животноводству, и складывается ощущение, что авторы в свое время имели дело с крайне аскетичной скотиной, которая способна довольствоваться тонной сена и мешком комбикормов в год. Хотя любой крестьянин скажет, что для прибавки веса бычка надо прикармливать килограммом комбикормов в день, а сена только за зиму он съедает не менее двух тонн.
Самым прибыльным бизнесом, исходя из содержания книги, является изготовление фотоовалов для памятников: при себестоимости изделия 525 тенге цена продажи варьируется от 15 до 60 тысяч тенге! Горожанам авторы брошюры предлагают открыть агентство извинений или выращивать огород на подоконнике. Больше всего идей припасено для женщин: это и пошив штор и постельного белья, и производство сумок, украшений, игрушек и мыла ручной работы.
Однако далеко не все разделяют оптимизм авторского коллектива. К примеру, начальник отдела содействия трудоустройству столичного Центра занятости Гульнар Абдуллаева только пожимает плечами. Ее «клиентов» инициативность и деловитость не отличают.
– В основном, они приходят к нам за пособиями, то есть настроение у них иждивенческое. К тому же для открытия бизнеса требуются деньги. Наверное, нужно наладить систему микрокредитования для безработных, в том числе и в городе, – делится своими соображениями практик.
Зампред НЭП «Союз «Атамекен» Екатерина Никитинская тоже довольно скептически относится к перспективам массового вовлечения населения в предпринимательскую деятельность:
– Даже если человек знает технологию производства и наладил рынок сбыта, для ведения бизнеса одного этого мало. Бизнесмену нужно иметь определенные финансовые и юридические знания. Потому что, как только он начинает что-то производить, он тут же вступает в контакт с разного рода контролирующими органами, с налоговиками, с той же СЭС. Из-за этого очень многие мелкие предприниматели страдают. Ведь у нас сейчас очень жесткая система штрафов. И отсутствие финансовых и юридических знаний может просто-напросто разорить и погубить предпринимателя.
При этом вряд ли, начав с выращивания петрушки на подоконнике, можно угодить в списки Forbes.
– Все-таки мелкое кустарное производство низкорентабельно, поэтому о каких-то высоких доходах говорить не приходится, дай бог им себя прокормить, – говорит Екатерина Никитинская.
А хозяйка агентства по подбору домашнего персонала «Гармония» Ольга Яковенко, которая сама построила свой бизнес четыре года назад, в принципе, на жизнь не жалуется. И с налоговыми органами проблем у нее нет. «Главное – быть аккуратным и сдавать вовремя отчетность», – считает бизнесвумен.
– Сегодня в Астане услуги подбора домашней прислуги очень востребованы. Многие мамочки работают, а комфорт, уют и уход за детьми доверить некому. Самое сложное в нашей работе, как ни странно – это человеческий фактор. Работа есть, люди за качественные услуги готовы платить вполне приличные деньги, а вот с персоналом проблема. Все пытаются выгадать: найти работу на неполный рабочий день, да ещё такие запросы, чтобы не меньше 60 тысяч тенге была зарплата, – сетует Ольга.
Впрочем, тот факт, что за четыре года фирма не закрылась, по мнению Ольги, свидетельствует о том, что и малый бизнес может быть живучим.