Предвыборному слогану Касым-Жомарта Токаева "Преемственность! Справедливость! Прогресс!" вот-вот исполнится шесть месяцев. За это время он не только не потерял своей актуальности, а напротив, заиграл новыми идеологическими красками.

Совершенно очевидно, что в этой триаде целей ведущую роль играет "преемственность". Она и первая в списке, и главное условие дальнейших реформ. Почему именно преемственность курса обеспечила победу Токаева на выборах, и почему именно она позволяет уверенной поступью двигаться дальше вперёд?

С одной стороны, на преемственность существует очень большой запрос со стороны населения. Социологические исследования, проводимые Институтом общественной политики партии "Nur Otan" после добровольного сложения полномочий Нурсултаном Назарбаевым, фиксировали именно это. В среднем каждый третий казахстанец выделял "преемственность курса" как одну из главных реперных точек в желаемых действиях второго президента Казахстана.

Находясь в центре евразийского континента и имея кругозор кочевника, каждый казахстанец прекрасно знает цену нарушения стабильности в государстве. Транзит власти в Казахстане был самым серьёзным вопросом в регионе. И многие международные эксперты, комментируя уход с поста президента Назарбаева уже условно назвали его "китайским" (сравнивая с Дэн Сяопином). Президенты Ельцин, Акаев, Атамбаев уходили иначе. Казахстан же выбрал свой путь транзита.

Важна была преемственность и в части продолжения политики.

После того, как в марте 2018 года Нурсултан Назарбаев озвучил свои "Пять социальных инициатив" и Казахстан начал очевидный "левый разворот", все ждали, что движение, как минимум будет завершено. И первые решения Касым-Жомарта Токаева показали абсолютную преемственность в этом вопросе.

С другой стороны, мировой опыт показывает, что фундаментом перемен является как раз преемственность.

Называя Казахстан "центральноазиатским Сингапуром" нужно понимать, что успехи Сингапура кроются в преемственности курса Ли Куан Ю. Созданная им партия "Народного действия Сингапура" пришла к власти в 1959 году и сохраняет лидерство по сегодняшний день. То есть, уже 60 лет.

Или же "малазийское чудо". Партия Махатхира Мохамада – "Объединённая Малайская национальная организация" находилась у власти более 60 лет. Мохамаду именно в период 1981-2003 гг. удалось решить, так называемую "малайскую дилемму", обеспечив наибольшие социально-экономические достижения страны. Он продолжает обеспечивать достижения по сей день, вернувшись премьер-министром Малайзии в 2018 году.

Устойчивость Великобритании во многом связана с Консервативной партией. Премьер-министры от этой партии возглавляли правительство 57 лет в XX веке. Маргарет Тэтчер избиралась на пост премьер-министра трижды в период 1979-1990 гг. и ввела в мировой политический лексикон термин "новые правые", сочетающий в себе свободный рынок и сильное государство.

Быстрое и эффективное восстановление Германии после Второй мировой войны, а также само "немецкое чудо" во многом является заслугой преемственной политики в лагере Христианско-демократического союза Германии. Лидер партии Конрад Аденауэр возглавлял правительство 20 лет, в период 1949 -1966 гг.

И ещё одним из столпов преемственности политического курса, повлиявшим на успешное развитие страны, является Социал-демократическая рабочая партия Швеции. Она формировала правительство 44 года. А также "Либерально-демократическая партия Японии", находящаяся у власти с 1988 года и сохраняющая лидерство по сегодняшний день.

Многие из перечисленных стран совершили серьёзный технологический прорыв в течение второй половины XX века и вышли на совершенно новую траекторию развития. Совершенно очевидно, что одну из ключевых ролей в этом сыграла преемственность политического курса.

В своей книге "Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества" экономист Дуглас Норт, политолог Барри Вайнгаст и историк Джон Уоллис совершенно чётко это доказали. В успешных странах, совершивших экономический рывок, коммерческие, политические и некоммерческие организации сохраняли долгосрочную преемственность.

Разумеется, главное условие – то, что эти организации не являются консервативными институтами, а меняются в зависимости от потребностей общества.

Судя по прошедшему сегодня расширенному заседанию Политического совета партии "Nur Otan" и начатой партийной "перезагрузке", впереди большие перемены. И это говорит о том, что потребности общества полностью учитываются. Значит, преемственность будет сохранена, а нездоровый консерватизм признан неприемлемым.