Инициатива Правительства по изменению налогового законодательства, думаю, была достаточно ожидаема. И первая причина - это пополнение недостающих в бюджете триллионов. Этот тот случай, когда доходы государства должны превышать его расходы. Но такое "простое" увеличение налогов однозначно не приведёт к увеличению их объёма. Если бы всё было так просто, то в мире, наверное, не было бы проблем. Нужно понимать, любое увеличение налогов приводит к тому, что некоторые компании просто уходят в "тень". Конечно, время покажет. Но на самом деле результаты могут быть не такими оптимистичными, как на то рассчитывает Правительство.

Думаю, одной из причин такого поведения является недобросовестность отдельных предпринимателей. И вот это привело к нынешнему положению. Я обратил внимание на то, что не все пробивают чеки. У нас ещё существует такое понятие - обмануть государство, и это никем не порицается, а даже засчитывается как определённое достижение. Это называется искажение норм и морали, и правового поведения. Если по каждому пункту отдельно, то в первую очередь, пожалуй, надо говорить о снижении порога НДС.

Сейчас ситуация какая?

Новая, только зарегистрированная компания имеет право не вставать на учёт как плательщик НДС, пока не достигнет порога 30 тыс МРП. То есть, если доход компании за год не превышает, примерно, 59 млн тенге, то компания может никогда не становиться плательщиком НДС.

Что хотят сделать?

Порог оплаты НДС собираются уменьшить с 30 до 3 тыс МРП. То есть те компании, доход которых за год превышает 6 млн тенге, автоматически становятся плательщиками НДС. А это почти все малые предприниматели.

Плюсы

Плательщиков НДС становится больше, отчего бюджет выигрывает. Но опять же при условии, что компании не будут скрывать свои доходы. А это, мягко говоря, под большим сомнением.

Минусы

Практически все маленькие компании не имеют бухгалтеров, поэтому нанимают в частных консалтинговых компаниях «разовых» работников. Стоимость таких бухгалтерских услуг составляет 20-30 тысяч тенге. Это очень удобно и недорого. Но сейчас, когда появляется НДС, а с ним соответственно счета-фактуры, декларация форма 300 00, приложения 300.07, 300.08 - наём бухгалтера грозит предпринимателю дополнительными расходами. Здесь мне непонятна позиция Правительства. Что их не устраивало в существующем ныне порядке?

Налог с продаж хотят ввести вместе с существующим НДС. Здесь я сомневаюсь, что такая инициатива будет. Скорее всего, до 2017 года это будет пересмотрено. Либо откажутся от налога от продаж, либо от НДС. Но я полагаю, что, скорее всего, налог с продаж вводиться не будет, а вот НДС останется.

Вместе с этим хотят ввести сопроводительные накладные на интерактивные перемещаемые товары. Да, у нас они и сейчас есть, но только на горюче-смазочные материалы (ГСМ). И это очень серьёзная сфера. Я понимаю, законодатель хочет контролировать рынок стратегических товаров. Но если Правительство начнёт контролировать перемещение всех товаров, начиная картошкой и заканчивая холодильниками, то это в несколько раз увеличит нагрузку на предпринимателей, так как сопроводительные накладные являются бланками строгой отчётности. Да, контроль увеличится. Но получит ли Правительство прозрачность таких сделок? Я сомневаюсь.

Касательно упразднения специального налогового режима на упрощённые декларации для крестьянских, фермерских хозяйств и сельхозпроизводителей. Я не против такой инициативы. Но не ухудшит ли это положение дышащих на ладан крестьянских хозяйств? Моё мнение: крестьянские хозяйства не мешало бы полностью освободить от налога. Мы не можем вытащить  сельское хозяйство в течение 20 лет, предоставляя при этом им немалые субсидии, и всё пока на уровне перспектив и обещаний. А такие новшества и вовсе уничтожат сельское хозяйство.

Что касается налога на НДПИ, то там только в одной части изменения: на подземные воды. Я считаю, как раз вот здесь Правительство должно обосновать, почему они поднимают этот налог? Вода ведь добывается для многих нужд. В том числе и для производства напитков, которые в разы подорожают. В любом случае, вода - это возобновляемый источник. Надеюсь, в Правительстве пересмотрят своё решение.

Прогнозы - штука важная

Прежде чем что-то вводить, нужно прогнозировать. В Правительстве должны дать чёткие цифры, какая будет собираемость налога? В кризис нельзя закручивать гайки. Вся эта ситуация с налогом говорит о том, что в Правительстве не имеют инструментов, либо желания изменить ситуацию. Получается, на налогоплательщиков просто скинули бремя неэффективного бюджетирования и весь кризис в целом. Так нельзя поступать. Президент неоднократно говорил, что бизнесмены являются фундаментом, основой нашего государства. Но, возможно, этот закон всё-таки принят не будет.