Прямой эфир Новости спорта

В зоне особого внимания

Фото Никиты Спивака
Фото Никиты Спивака
15 лет назад в южной столице начал работу первый в истории казахстанской полиции колл-центр – Центр оперативного управления ДВД Алматы. Это всевидящее око круглосуточно следит за всеми нами. Но пугаться не надо: здесь всё служит нашей безопасности.

Начальник ЦОУ полковник полиции Андрей Квашнин показал и рассказал журналистам informburo.kz, как это "всевидящее око" работает, и почему аналогичные центры появились во всех областных департаментах полиции.

Закрытый объект

ЦОУ – это огромный двухуровневый зал с тремя здоровенными плазменными панелями, разбитыми на 32 монитора. Девушки-операторы "102" ведут переговоры с абонентами, уточняя у них детали происшествий, которые попадают под статьи Уголовного и Административного кодексов. На нас они не обращают никакого внимания: работа!

В это время офицерский состав Центра проводит анализ поступающей информации об оперативной обстановке в городе. Инспекторы дают указания по радиосвязи, что-то записывают в журналы и следят за мониторами. На экранах мелькают изображения с видеокамер наблюдения, установленных на улицах и в общественных местах Алматы: у нас глаза разбегаются от такого обилия видеоряда. Мы видим, как в разных районах мегаполиса образуются пробки, как создаются аварийные ситуации, и как ведут себя на улицах граждане. Вдруг один из экранов гаснет – получается такая хайтэковская версия "Чёрного квадрата" Малевича.

- Андрей Леонидович, сбой?

- Да нет, обычная профилактика. Видите – техники что-то осматривают. Все системы ЦОУ защищены от возможных повреждений, отключений и попыток несанкционированного взлома программ. В случае перебоев с подачей электроэнергии в нашем районе в Центре автоматически включается резервный дизель-генератор. Так что работа не останавливается ни на секунду.

- Насколько закрыт ваш Центр от посторонних лиц?

- ЦОУ – закрытый объект, доступ лиц извне сюда ограничен. Журналистам мы показываем только то, что официально разрешено. Вас никто не пропустит в дежурную часть или в зал чрезвычайных ситуаций, поскольку там обрабатывается секретная информация, предназначенная исключительно для служебного пользования.

Новые технологии

По электронной карте города хаотически передвигались разноцветные маячки – это пешие наряды полиции и автопатрули. Если наряд свободен, он высвечивается на табло зелёным цветом. Если едет на вызов – то жёлтым. Если уже находится на месте происшествия – то красным. Обмануть систему контроля ЦОУ практически невозможно, так как каждый автопатруль оборудован системой GPS-навигации. Сотрудники Центра могут контролировать наряды и автопатрули как по радиосвязи, так и визуально - в онлайн-режиме с помощью карты.

- Что у вас изменилось в техническом плане за 15 лет?

- Многое. Возьмём в качестве примера видеокамеры наблюдения. В 2000 году они были у нас аналоговыми, с полным оборотом вокруг оси и детальным просмотром в 5 минут. Сейчас мы заменяем их новыми, цифровыми, с оборотом уже в 20 секунд. Представляете разницу? Причём качество изображения такое, что если в объектив попадет человек, пересчитывающий купюры, то мы с помощью системы "Зум" можем рассмотреть их номинал.

15 лет назад у нас по всему городу было установлено всего 40 видеокамер, а сейчас их уже 156. Это позволяет нашим сотрудникам круглосуточно анализировать ситуацию.

Работа ЦОУ не ограничивается только контролем задействованных сил и средств полиции, прогнозированием криминогенной обстановки. Она ещё решает и ведомственные задачи: благодаря спецоборудованию, начальник городского ДВД проводит видеоконференции с коллегами из других регионов страны, селекторные совещания с главой МВД и многое другое. Кстати, любое видеоизображение из ЦОУ через спутниковую связь можно передать в Ситуационный центр МВД, который уполномочен принимать решения о дальнейших действиях полицейских.

Цена вопроса

Работа ЦОУ требует немалых затрат. Спрашиваю:

- Андрей Леонидович, как финансируют ЦОУ?

- По общим счетам ДВД. Отдельной статьи на его содержание нет…

Весной в стране прошло серьёзное – на 687 миллиардов тенге – сокращение республиканского бюджета. Из всех министерств больше всего урезали бюджет МВД – почти на 42 миллиарда тенге.

По словам полицейских, алматинский ЦОУ оправдывает свою работу. Но с одной поправкой: "В пределах нашей республики".

На долю алматинского колл-центра приходится до 25% всей оперативной информации по стране.

Самое пристальное "всевидящее око" находится в Лондоне. Там полицейские видеокамеры охватывают каждые 10 метров обзора…

Покой им часто снится

Поводов набрать "102", чтобы вызвать наряд полиции, у нас предостаточно. Кому-то мешает спать разгулявшаяся ночью под окнами компания молодых людей. Кого-то обокрали среди бела дня, а кто-то стал свидетелем преступления. И каждый раз на другом конце провода нас сухо успокаивает приятный женский голос.

Этот голос – операторская служба "102". А кто это?

На верхнем уровне зала – преимущественно мужчины. На нижнем – исключительно девушки-сержанты и несколько дам-офицеров. Рабочая обстановка спартанская: ни привычных диспенсеров, ни кофеварок-микроволновок. На столах только журналы учёта, оргтехника и канцелярские принадлежности. На спинках стула не видно ни дамских сумочек, ни кителей. Андрей Квашнин поясняет:

- Ничто не должно отвлекать личный состав. Согласно инструкциям, сотрудникам категорически запрещено самовольно покидать свои рабочие места: всё только с разрешения старшего смены. Приём пищи на рабочем месте, даже лёгкий перекус – вообще что-то из ряда фантастики. Для этого у нас предусмотрена своя столовая.

В штате ЦОУ сегодня 81 сотрудник: 48 женщин, 32 мужчины. Офицерские звания у 57 сотрудников, 24 сержанта.

Центр функционирует круглые сутки. Личный состав работает по схеме "сутки через трое". Рабочий день начинается в 8.30 утра. На смену заступает 22 человека. Операторы "102" принимают телефонные звонки граждан, обрабатывают полученные данные и отправляют их в электронном виде офицерам Группы управления силами и средствами. А офицеры, в зависимости от категории происшествия, принимают решение: какие наряды отправить на места происшествий и по какому адресу.

Руководит всеми дежурными нарядами по городу оперативный дежурный. Это он контролирует работу нарядов, автопатрулей и оперативно-следственных групп, принимает  решения о передислокации нарядов, в зависимости от оперативной обстановки.

Операторы постоянно сталкиваются с чужими проблемами и драмами, которые им приходится решать в срочном порядке. Не оставишь же в беде человека, ставшего жертвой преступления, и не сорвешься же на крик, только потому что на другом конце провода с тобою хочет по душам поговорить подвыпивший абонент?

Операторов "102" мы не можем отвлечь от работы. А вот офицера на минуту-другую, пожалуй.

Майя Косанова, старший инспектор ЦОУ ДВД Алматы, майор полиции:

- Я работаю в ЦОУ с 2011 года. Точно знаю, что занимаюсь нужным и ответственным делом, которое доверят не каждому. До того, как устроиться в ЦОУ, я много лет прослужила в дежурной части управления специализированной службы охраны "Кузет". Поэтому меня не испугаешь круглосуточными дежурствами. (Смеётся.) Мой муж – офицер полиции и дочка – студентка юрфака понимают и во всем меня поддерживают.

[GALLERY_BLOCK_1]

Здоровая реакция

Как говорят сотрудники оперативного Центра, их работа вовсе не так монотонна и однообразна, как это кажется со стороны. Наоборот, они считают её куда интереснее, чем работа операторов колл-центров крупных компаний сотовой связи и кризисных центров поддержки. Из-за сложной криминогенной обстановки в городе каждое дежурство не похоже на предыдущее. Надо только быть готовым к любым неожиданностям, соблюдать корректность в общении с людьми.

- Андрей Леонидович, а что вы считаете самым главным в работе своих подчинённых?

- Это выдержка! Ежедневно за смену на каждого оператора обрушивается до 500 телефонных звонков. Понятно, что приходится общаться с разными категориями граждан. В том числе и с психически неуравновешенными лицами, пьяницами и телефонными хулиганами. Вот таких неадекватов мы выявляем и затем привлекаем к административной ответственности за ложный вызов и нарушение работы сотрудников спецслужб.

- Так нервные клетки не восстанавливаются! Как ваши сотрудники поправляют свое психическое и физическое здоровье после таких дежурств?

- Раз в год наши сотрудники проходят профилактический осмотр в поликлинике ДВД: разносторонние медицинские исследования, в том числе и на психическую устойчивость. В случае чего, проходят соответствующий курс лечения. Кроме того, в ДВД есть штатный психолог, который проводит выборочное тестирование сотрудников. Если у него возникают к кому-то вопросы, то он занимается уже индивидуально.

- Были случаи?

- Никаких "групп риска" психолог у нас не выявил. Мы умеем и с людьми общаться, и самостоятельно решать свои проблемы.

- А молоко за вредные условия работы положено?

- Во-первых, здесь не вредные условия работы, мы ведь не в горячем цеху. Переработок тоже никаких нет: всё строго регламентировано, даже очерёдность выхода в отпуск сотрудников планируется заранее. А, во-вторых, времена давно уже не те: бесплатно молоко никто и никому не даст сегодня. Шутка…

Кадры и "за кадром"

Свободных вакансий в ЦОУ нет из-за низкой текучести кадров. Средний стаж работы сотрудников центра – 5 лет. Служба в центре, несмотря на колоссальную психоэмоциональную нагрузку, которую постоянно испытывают сотрудники, и строжайшую дисциплину, где каждый шаг контролируется начальством, по словам полисменов, выглядит привлекательной.

- У нас гибкий график работы за счёт дежурств – это раз. Предусмотрены дополнительные прибавки к зарплате, поскольку мы считаемся оперативной службой. Это два. Есть стимул для карьерного роста – это три. Только в текущем году мы трёх своих сотрудниц повысили и в звании, и в должности: были сержантами – стали лейтенантами. Работали операторами "102", а сейчас – офицерами-инспекторами.

- Зарубежные командировки для ваших сотрудников предусмотрены?

- Для офицерского состава поездки за рубеж по обмену опытом предусмотрены. Чаще, конечно, выезжаю я. И то в составе делегации ДВД. Побывали в Вене, Сеуле и Тбилиси, где познакомились с организацией работы и разработками своих коллег. Кое-что, к примеру, из опыта грузинских полицейских постепенно внедряем в свою  работу…

Подспорьем в работе полицейских стали любительские съёмки граждан с места происшествия, снятые мобильными телефонами и видеорегистраторами и размещённые в Интернете. С их помощью оперативники устанавливают точное время и место происшедшего инцидента, личности подозреваемых и номера их автомашин. Все эти видеоизображения нередко служат доказательной базой в ходе проведения дознания, следствия или судебного разбирательства.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров