Прямой эфир Новости спорта

Обратная сторона «Алтын белгi»

На прошлой неделе наши дети, закончив самую изнурительную по продолжительности и самую насыщенную по плотности обретения знаний третью школьную четверть, приступили к заключительной части учебной программы. У четвертых и девятых классов остался позади так называемый промежуточный государственный контроль (ПГК), к которому они судорожно готовились с начала весны. Они…
На прошлой неделе наши дети, закончив самую изнурительную по продолжительности и самую насыщенную по плотности обретения знаний третью школьную четверть, приступили к заключительной части учебной программы. У четвертых и девятых классов остался позади так называемый промежуточный государственный контроль (ПГК), к которому они судорожно готовились с начала весны. Они уверены, что от результатов этого испытания зависит не только сумма их базовых знаний, но и окончательные оценки за год. Ведь в заключительные два месяца последней четверти по существу пойдет повторение пройденного и закрепление усвоенного материала. Другими словами, уже после весенних каникул и ученики, и учителя без особого риска ошибиться могут сказать, кто «отличник», кто «хорошист», а кому надо основательно изменить отношение к учебе…

А так ли уж совершенна наша оценочная система в сфере образования? Этим вопросом задалась депутат мажилиса Майра Айсина, которую поддержали коллеги Светлана Ферхо, Раиса Полищук и Николай Турецкий. Как они отмечают в своем запросе в адрес премьер-министра, одним из важных факторов стимулирования обучения детей в школе является награждение лучших учеников знаком «Алтын белгі» в соответствии со следующими требованиями:

1. Показавшие примерное поведение, имевшие годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам учебного плана в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования в период учебы на основном среднем и общем среднем уровнях образования;

2. Прошедшие итоговую аттестацию общего среднего образования на оценку «отлично».

Иными словами, чтобы стать лауреатом почетного знака, ученик должен быть круглым отличником с пятого по одиннадцатый классы. То есть семь лет подряд! Идея красивая, но на практике же учреждения образования нередко вынуждены для этого «вытягивать» учеников, которые были отличниками в пятых и шестых классах, а затем по разным причинам сбавили в темпе. По авторитетному мнению парламентариев, не чуждых, между прочим, системе образования, реально дети раскрываются и проявляют свои способности в последние три-четыре года обучения, т.е. в 9-11-х классах.

– Претендовать на знак «Алтын белгі» должен ученик, получивший аттестат с отличием по итогам освоения программы основного среднего образования и затем отлично проучившийся по программе общего среднего образования в 10-х и 11-х классах, – убеждены народные избранники. – И уж потом он пусть завершает учебу в школе, пройдя итоговую аттестацию общего среднего образования на оценку «отлично».

Представляется, что такой подход к оценке заслуг ребенка будет объективным, справедливым и, самое главное, будет стимулировать всех детей к глубокому освоению учебной программы на всех этапах обучения.

Секретом полишинеля сегодня является то, что знаком «Алтын белгі» у нас награждаются одни, а честь школы на районных и областных олимпиадах защищают другие ученики, которые действительно раскрыли свои таланты в старших классах. Парадокс, не правда ли? При этом дети в школах прекрасно знают, кто из них реально более силен в учебе. Такое положение не может способствовать здоровому моральному климату в ученических коллективах. Из школы должны выходить юноши и девушки, уверенные в торжестве справедливости и позитивно настроенные на дальнейшее получение знаний. А существующая шкала оценок знаний не способствует этому.

В связи с этим депутаты просят главу Кабмина рассмотреть вопрос о внесении изменения в постановление правительства и исключить требование об обязательных годовых оценках «5» для отличников за 5-8 классы.

Кому учить «начальников»?

Не менее важную проблему, связанную с той же сферой, поднимает Гульмира Исимбаева, член Комитета по социально-культурному развитию нижней палаты парламента: педагогические колледжи лишаются права подготовки учителей начальных классов. По ее мнению, последствия такой реорганизации непредсказуемы. А поводом для таких грустных умозаключений стали результаты ее встреч с избирателями, а также обращение педагогических колледжей Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской областей, а также Алматы.

Согласно приказу Министерства образования и науки от 12 февраля 2008 г. № 61 «Об утверждении типовых характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», основным квалификационным требованием к учителю всех специальностей (в том числе и начальных классов) является наличие у него высшего педагогического образования. Тем самым педагогические колледжи лишаются права подготовки учителей начальных классов. В связи с этим у депутата возникает ряд вопросов.

Во-первых, что ожидает ныне работающих учителей начальных классов? Они должны будут в срочном порядке получить высшее образование или уволиться?! А это, между прочим, 25-30% всех учителей начальных классов!

Во-вторых, будет уничтожена сильная учебно-методическая база, в течение 90 лет сложившаяся система подготовки учителей начальных классов, кадровый потенциал колледжей, имеющий свою специфику.

В-третьих, большой вопрос: как быстро педагогические вузы сумеют обеспечить потребность в учителях начальной школы? Тем более не секрет, что выпускники педагогических колледжей лучше закрепляются в школах, чем выпускники вузов.

В-четвертых, несложно прогнозировать, что, как следствие этого реформаторского зуда, обострится социальная ситуация. Тысячи опытных преподавателей высокой квалификации педагогических колледжей могут остаться без работы.

В колледжах сложилась глубокая по содержанию и разнообразная по форме система профессионально направленной воспитательной работы, много лет существует уникальная по своей значимости система практической подготовки. Подготовка кадров носит индивидуально-личностный, практико-применительный характер. Педагогические колледжи в республике достаточно равномерно распределены по областям, что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей. Также следует учесть, что в связи с демографическими и миграционными процессами растёт количество малокомплектных школ.

Безусловно, выпускники колледжа могут и должны получить высшее педагогическое образование. Но это должно происходить по специальным сокращенным образовательным программам, обеспечивающим строгую преемственность и взаимосвязь с учебными планами колледжей.

Необоснованные эксперименты в образовании дают мало хорошего, считает г-жа Исимбаева. Случалось, приказом № 346 от 13 июня 2008 года Минобрнауки сокращало сроки обучения по отдельным профессиям и специальностям, в том числе и по педагогическим колледжам. Но не прошло и трех месяцев, как другим приказом № 505 все вернули обратно на свои места и восстановили действующие сроки обучения. Теперь же другая крайность: все должны непременно иметь высшее образование, словно речь идет об обязательном исполнении воинских обязанностей.

Как считают автор запроса и добрый десяток ее коллег, существует и другая, не менее важная проблема по классификатору специальностей послесреднего образования, утвержденному ровно год назад. Согласно данному документу специальность «Начальное образование» предполагает, кроме квалификации «Учитель начального образования», еще 8 квалификаций. При таком подходе бюджетные деньги тратятся впустую: выпускники колледжа вынуждены поступать в вузы на заочное и очное обучение для того, чтобы только иметь диплом о высшем образовании, убеждены подписанты.

Хорошо, конечно, когда человек имеет диплом, но гораздо хуже, если система начинает иметь тебя…

Справка «Мегаполиса»

Известный педагог Сухомлинский в начальных классах никогда не ставил неудовлетворительных оценок, справедливо считая, что дети первые 4 года учатся читать, писать, решать задачи. Один ребенок быстро достигает положительных результатов в своем умственном труде, другой еще не успевает, но это вовсе не значит, что он не хочет учиться или того хуже – без способностей. Вовсе нет. Просто начальная школа не может быть критерием для оценки возможностей ребенка в течение полного учебного процесса и по итогам того же пятого класса нельзя делать окончательную градацию знаний детей.

К слову, неторопливые и основательные японцы, которые вряд ли догонят нас по количеству реформ в образовательной сфере, вообще начинают образовательный процесс с неспешного валяния дурака, изучая свои иероглифы в течение аж двух лет! Правда, потом у них почему-то в избытке выходят компьютерные гении и спецы по части электроники. Мы же своих «загнанных» вундеркиндов в лучшем случае спешим пристроить в престижные западные вузы. Ну это, наверное, очередная загадка природы…

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров