Жизнь регионов от Послания к Посланию. Как президентские поручения реализуют на местах

Чиновники в ожидании раздачи очередных поручений / Фото Informburo.kz
Чиновники в ожидании раздачи очередных поручений / Фото Informburo.kz
Что из идей главы Казахстана власти в регионах выполняет реально, а что больше для отчёта.

Каждое новое Послание президента народу Казахстана задаёт стратегические ориентиры для государства. Однако главный вопрос остаётся неизменным: как эти поручения исполняются на местах? Роль акимов областей здесь ключевая. Именно от их работы зависит, превратятся ли президентские инициативы в реальные изменения или останутся красивыми формулировками в отчётах.

Мы не будем пока затрагивать задачи, которые обозначил президент в последнем Послании, но в своём прошлогоднем обращении президент использовал слово "акимы" не менее двух десятков раз, акцентируя внимание региональных управленцев на зонах их ответственности. 

Формализм вместо системных решений

В частности, президент Токаев говорил, что отдельные руководители регионов, получив дополнительный источник дохода в виде налогов от малого и среднего бизнеса, "стали использовать его нерачительно, без практической пользы для государства, на второстепенные задачи и проекты".

Кроме того, президент указал, что "не все акимы и министры в должной мере включены в процесс привлечения инвесторов", а также поручил областным акимам запустить в каждом районе центры для обучения граждан возделыванию сельскохозяйственных культур.

"Вместе с тем по всей стране в капитальном ремонте нуждается почти 1300 школ. Правительству совместно с акимами необходимо определить источники финансирования, включая спонсорские средства, и в течение трёх лет провести реконструкцию данных школ", – сказал тогда президент.

Также президент акцентировал внимание на том, что за качественное проведение акции "Таза Қазақстан" в регионах непосредственно ответственны акимы, которые должны разъяснить людям её огромную важность и правильно организовать работу.

"Главам регионов следует заниматься не только хозяйственными проблемами, но и постоянно уделять внимание вопросам общественной и культурно-духовной жизни. Нужно, чтобы каждый руководитель напрямую работал и выстраивал доверительный диалог с гражданами. Тогда и люди поддержат его начинания, внесут вклад в полезные для страны дела. Это и является показателем авторитета акимов", – заявил глава государства.

Что из порученного президентом выполнено акимами спустя год?

Анализируем работу областных акиматов вместе с экономистом, профессором КазНУ имени Аль-Фараби Магбатом Спановым и политологом Замиром Каражановым.

Многомиллиардные инвестиции и подпорченная репутация

Начнём с Алматинской области и трёх самых молодых регионов: Абай, Жетысу и Улытау.

Итоги социально-экономического развития Алматинской области, где проживают 1 млн 581 тысяч человек, можно посмотреть на сайте Бюро национальной статистики.

Одним из больших проектов, планируемых реализовать в регионе, – строительство за 3,5 млрд тенге в Конаеве лесного питомника, рассчитанного на выращивание до шести миллионов сеянцев ежегодно. Деньги хотят привлечь через механизм лизинга, а также из местного бюджета. Тут областной акимат как бы попал в точку. Ведь в Послании 2024 года президент как раз говорил, что темпы озеленения в стране нельзя снижать. И пример резервата "Семей орманы" по выращиванию посадочного материала, необходимо масштабировать в других лесных регионах республики. Но почему делать это акимат Алматинской области начал спустя только год, когда президент уже выступил с новым Посланием?

В регионе в новом учебном году области открыли девять новых школ, восемь из них построены в рамках национального проекта "Келешек мектептері" и одна школа – за счёт частного инвестора. Строительство новых школ тоже коррелируется с Посланием. 

С привлечением инвесторов у акима Алматинской области Марата Султангазиева тоже вроде неплохо. Например, 30 августа аким отчитался перед общественностью, что в индустриальной зоне региона строятся производственные и административные объекты общей площадью 300 тысяч кв. м на территории 177 гектаров. Объём инвестиций составляет 750 млн долларов США.

К 2028 году планируется создать около 3 тысяч рабочих мест, годовой товарооборот достигнет 1,3 млрд долларов, из которых 900 млн будет обеспечено за счёт экспорта. Ну или хотя бы взять инвестпроект в Енбекшиказахском районе – строительство завода по глубокой переработке овощей и фруктов. 

За последние три года инвестиции в экономику области увеличились на 60%, достигнув почти 2,5 трлн тенге. В регионе функционирует шесть индустриальных зон, ещё девять находятся на стадии формирования. Среди новых проектов – заводы, фабрики, логистический хаб и предприятия рыбного хозяйства. В 2026 году планируется реализация 35 проектов на более 300 млрд тенге.

Но на фоне впечатляющих экономических достижений репутация областного руководства была подпорчена историей насильного переселения воспитанников областного детского дома №1. Это, конечно, никак не вяжется с поручением главы Казахстана о том, чтобы "каждый руководитель напрямую работал и выстраивал доверительный диалог с гражданами". 

Аким Абайской области Берик Уали сконцентрировался на ходе реализации экологической акции "Таза Қазақстан", о важности которой говорил Токаев в Послании 2024 года. 2 сентября на расширенном аппаратном совещании под председательством Уали подчинённые отчитались, что в санитарно-экологическом субботнике, растянувшемся на два месяца, участвовало более 251 тысячи жителей из 11 948 организаций. За это время участники очистили 146 тысяч дворов, 2226 парков и скверов, территории вокруг 947 памятников. Высадили 49 617 деревьев, установили три зарядные станции для электромобилей.

Негусто, учитывая, что численность населения области на 1 августа 2025 года выросла до 598 868 человек.

Зато количество стихийных свалок в регионе сокращается не так быстро: в 2023 году их было 347, в 2024 году – 266, а в 2025 году остаются 182 свалки. До конца года ещё четыре месяца, возможно, акимат ещё успеет существенно сократить их количество или вовсе ликвидировать.

Что касается привлечения в регион инвестиций, то в области большие надежды возлагают на последнее Соглашение между акиматом и китайской компанией Xinjiang Xinhua Industrial Company о строительстве нового квартала в Семее с жилыми комплексами, гостиницами и школами. Общая площадь проекта 150 гектаров, объём инвестиций –106,8 млрд тенге.

Сразу после того, как президент республики выступил с Посланием 2025 года, Берик Уали провёл совещание по вопросам его реализации в регионе. На встрече глава областной администрации озвучил амбициозные планы на ближайшие годы перед подчинёнными.  

Акимат области Улытау в августе тоже вдруг занялся строительством питомника для Караагашского лесничества Жанааркинского района. Как и поручил президент, с целью подготовки постоянного семенного запаса. Однако сумму проекта на официальном сайте не указал. Вообще это главная особенность данного акимата – не указывать сумму того или иного проекта, реализуемого в регионе за бюджетные средства. Взять хотя бы строительство важнейшей для страны автотрассы Жезказган – Кызылорда – самой короткой дороги, соединяющей юг с центром страны. В сообщении-отчёте акимата принципиально не указана сумма проекта.  

Озвучивать суммы аким области Дастан Рыспеков позволяет себе лишь тогда, когда отчитывается перед правительством, например, о строительстве цеха по переработке отходов. Тщетно редакция пыталась найти информацию на официальном сайте акимата об объёмах привлечённых в регион инвестиций. Поисковик то и дело выдавал лишь устаревшие новости о тех или иных инвестпроектах ещё в бытность, когда акимом области был Берик Абдыгалиулы.

Зато по акции "Таза Қазақстан" акимат на голубом глазу ещё в январе отрапортовал, что в акции приняли участие 148 тысяч человек и 1317 коллективов. И это при населении всего региона в количестве 219 942 человек. В августе акимат приводит уже более скромные данные: "С начала 2025 года в акции приняли участие более 44 тысяч человек".

Аким области Дастан Рыспеков иногда занимается деятельностью, которая выглядит неуместной для чиновника такого ранга. К примеру, лично проверяет состояние детских игровых площадок.

По сравнению с акиматом Улытау акимат Жетысуской области, по крайне мере, в отчётах выглядит намного выигрышней. Здесь тоже начали обсуждать задачи из нового Послания, параллельно закрывая задолженности по акции "Таза Қазақстан" как неуспевающие школьники.

В рамках программы, как сообщается на официальном сайте акимата, в этом году "благоустроят 21 зону, включая 13 парков, два сквера и шесть аллей". 

5 сентября, в канун уже нового Послания, в регионе по-прежнему говорили о реализации мер из прошлогоднего Послания. 

В этом году в Жетысу ведётся строительство шести новых школ и капитальный ремонт восьми объектов образования. Однако к началу этого учебного года после капитального ремонта сдано всего три школы на более 2300 мест.

К 30-летию Конституции в регионе открыли комбикормовый завод с сушильным цехом мощностью 120 тонн кукурузы в сутки. Завод является совместным казахстанско-китайским проектом, благодаря которому в экономику Жаркента Панфиловского района привлечено 500 млн тенге инвестиций и создано свыше 30 постоянных рабочих мест.

В конце августа акимат отчитался, что в Кербулакском районе инвесторы планируют построить завод по производству сжиженного природного газа и солнечную электростанцию мощностью 110 МВт/час. А за семь месяцев в экономику района было привлечено 21,8 млрд. тенге инвестиций с ростом в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. 

Надо отдать должное акиму области Бейбиту Исабаеву, который почти каждый месяц проводит личный приём граждан.  

Для акима главное – понравиться президенту

Экономист и профессор КазНУ имени Аль-Фараби Магбат Спанов говорит, что, несмотря на то, что по закону акимы областей имеют большие полномочия и обязанности, являясь представителями и президента, и премьер-министра на местах, они не отвечают перед жителями конкретного населённого пункта, и это порождает некое противоречие.

"Для акима главное – понравиться президенту. Соответственно, индикаторы, заложенные в Послании или госпрограммах, аким не пытается наполнить содержанием, а просто хочет выполнить конкретную цифру. Будь то, например, инвестиции в основной капитал, экспорт или импорт. В итоге получается, что зачастую поручения президента в рамках посланий иногда противоречат самим же стратегическим планам, которые утвердил президент и правительство  в парламенте. То есть наблюдается большое противоречие между возможностями и желаниями", – рассказал Магбат Спанов. 

По его словам, в стране пока остерегаются вводить выборы областных акимов, но ради развития регионов и усиления статуса самих акимов регионов уже пора выбирать. Потому что проблема развития регионов стоит перед Казахстаном давно, и решения властей, направленные на развитие, к сожалению, не приносят нужный результат.

"Пора вводить выборы областных акимов, потому что сегодняшняя практика назначения глав регионов не способствует формированию ответственности чиновников перед местным населением. Нужно отказаться от суперпрезидентской формы управления страной. К сожалению, президент недостаточно времени уделяет проблемам регионов. По итогам 2024 года он совершил примерно больше 30 поездок за рубеж и чуть больше 20 поездок внутри страны", – поделился мыслями Спанов.

Экономист отметил, что за последние десять лет ни один регион так и не стал донором бюджета, и он связывает это с неэффективным управлением центральной власти. Даже новый Налоговый кодекс, принятый в этом году, по его мнению, не усиливает возможности по распределению и управлению финансами акимами.

"Для многих акимов выгоднее не зарабатывать деньги, а получать субвенции из бюджета, чтобы потом распределять их. Но это дело нехитрое. Зачастую это делается неэффективно. Мы видим это в соцсетях на примере того же Алматы. Поэтому на данный момент самая важная проблема – это конкретное, содержательное наполнение акимами социально-экономической работы в регионах. Но опять-таки они не подотчётны населению, а подотчётны президенту. Отсюда многие беды. Фактически, им надо понравиться только президенту", – заявил Спанов.

Ещё эксперт акцентировал внимание на кадровой политике. По его словам, акимами назначаются люди, которые "не имеют опыта работы на земле".

Аким должен быть в первую очередь хозяйственником с политическим мышлением. А в Казахстане в основном это политический назначенец, который исполняет волю центральных органов власти.

"Пришёл, три-пять лет отработал, с ним пришла его команда, заработали и ушли. По показателям в регионе, возможно, идёт улучшение, но в реальности социальный уровень жизни падает. Население стало намного беднее. Про единицы можно сказать, что это аким мыслящий с точки зрения государственных и национальных интересов. Большая часть, конечно, это временщики", – резюмировал экономист. 

Акимы занимаются рутиной и не могут выбраться из неё

Политолог Замир Каражанов заметил, что областные акимы редко что-то сами инициируют из-за слабо выраженного регионализма.

Справка Informburo.kz 

Регионализм – различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса.

"Обычно после того, как акима назначают в Астане, у него начинается знакомство с областью. Его начинают вводить в суть дела, объяснять, в каких отраслях есть плюсы и минусы. Этот момент говорит о том, что аким зачастую не местный и не знаком с жизнью региона. И это всё приводит к тому, что мы не наблюдаем появления нового акима с конкретными планами и стратегиями. Но эффективная работа местной региональной элиты не должна зависеть от акима области. Она должна сама продвигать интересы своего региона", – считает Замир Каражанов. 

По его мнению, решения центральных органов власти не всегда соответствуют интересам регионов, возможности и потребности которых в Казахстане сильно отличаются друг от друга.

"Недостаточно проводить ежегодные встречи акимов областей с президентом. Допустим, в России при Путине в регионах появились постоянные представители президента. Нам надо что-то подобное продумать. У нас есть дотационные регионы и есть регионы, которые, напротив, являются донорами республиканского бюджета. Но проблема в том, что это несильно влияет на состояние и в целом на ситуацию с регионами", – говорит политолог.

Что касается привлечения инвестиций в регионы, то Каражанов отметил, что этим акимы областей не занимаются. В последние годы президент Казахстана на международных встречах сам подписывает договоры по конкретным предприятиям.

"Получается, что на самом-то деле инвесторы приходят в тот или иной регион не за счёт работы местных органов власти, а за счёт центрального руководства. Сам президент едет за конкретными проектами и привозит их в Казахстан. Это говорит о том, что возможности руководителей регионов в привлечении инвестиций хромают. Здесь, конечно же, должна быть лучше выражена позиция самих регионов, должны создаваться условия для привлечения инвесторов в ту или иную нишу", – уверен эксперт.

По мнению политолога, деятельность областных акимов по большей части сводится к рутинной работе. Они, по сути, продолжают то, что делали их предшественники.

"Главное, чтобы что-то не упало, что-то не взорвало. Акимы занимаются этой рутиной и не могут выбраться из неё. Я не могу их ни в чём обвинять, но что-то надо делать, чтобы выходить за рамки рутины. Немножко смотреть вперёд, анализировать преимущества своих регионов, что они могут предложить инвесторам в качестве бренда региона", – прокомментировал политолог.

Послания президента – это не просто стратегические документы, а по сути дорожная карта развития страны. Но формальный подход региональных руководителей, стремление к показушности и бюрократическим отчётам ослабляют эффект инициатив. И главный вопрос остаётся открытым: найдутся ли акимы, которые действительно выполняют поручения ради людей, а не ради отчётности?

Новости партнёров