Год назад вернувшийся из своей первой поездки в США предприниматель Марат Игбек больше недели находился в шоковом состоянии. Нет, дело совсем не в том, что в своём технологическом развитии Соединённые Штаты ушли далеко вперёд от Казахстана. Это Игбек воспринял как чуть ли не само собой разумеющееся, заметив, что всевозможные мелочи в виде организации работы общественного транспорта или общественного питания впечатление производят неизгладимое. Больше всего побывавшего сразу в нескольких американских штатах экономиста поразили взаимоотношения между людьми различных рас.

Белые только с белыми, чёрные только с чёрными

"Живя в Казахстане, такого даже представить невозможно! Забудь о том, что показывают в американских фильмах, где белые дружат с чёрными чуть ли не семьями, где смешанные браки якобы обычное дело. Всё это ерунда. Это тебе не Европа! На самом деле в Штатах практически всюду белые работают только с белыми, чёрными только с чёрными, а латиноамериканцы никогда не возьмут к себе китайцев и наоборот", - возбуждённо рассказывал автору этих строк Марат Игбек.

В зависимости от 

Занятно, что если спросить самих американцев о взаимоотношениях между расами в их стране, то обычно они стараются уклониться от ответа. Лишь изредка некоторые из них могут ограничиться многоговорящими стандартными фразами. Здесь всё зависит от цвета кожи, приехавшего в нашу страну американца да ещё от количества принятого на грудь: "Чёрные не хотят работать", "Латиносам" только праздники подавай" или "Белые только прошлым живут".

Местные телеканалы США постоянно сообщают об уличных войнах на почве расовых разногласий.

Рецидив старой болезни

Между тем ситуация с расовой нетерпимостью в США всё больше напоминает рецидив застарелой болезни, которую вроде бы объявили побеждённой. При этом расковыривать появляющиеся в результате воспалительных процессов ранки стараются и чёрные, и белые, и находящиеся между ними испаноязычные американцы. Достаточно посмотреть выпуски новостей местных телеканалов, где сообщения об уличных войнах на расовой почве далеко не редки. Всё это активно "перчится" постами в социальных сетях, в которых главными "героями" нередко становятся белые полицейские, жестоко расправляющиеся с гражданами афроамериканского происхождения.


Белые полицейские задерживают семью чёрных

"Чёрные пантеры" с приставкой "new"

В ответ на творящийся "беспредел" афроамериканцы создают отряды самообороны. Например, объявлено о возрождении бригад "чёрных пантер", которые в конце 60-х годов, когда чернокожие американцы боролись за равные права с белыми, предлагали оказывать вооружённое сопротивление. Но если тогда Мартин Лютер Кинг категорически отверг подобные идеи, то сегодня они получают всё большую популярность среди чёрного населения Америки. "Новые чёрные пантеры" уже не гипотетически, а реально вооружены стрелковым оружием, а их бригады замечены в Техасе, Миссисипи, Южной Каролине и ряде других штатов США, где численность афроамериканского населения превышает 20% от общего числа жителей.


Марш "Новых чёрных пантер" в Остине (Техас)

Проблемные штаты

Судя по сообщениям американской прессы, наиболее сложные отношения между белым и чёрным населением в настоящий момент складываются в штатах Миссури, Алабама, Луизиана и Южная Каролина. И если в Миссури это больше связано с внутренней миграцией малообеспеченных афроамериканцев, переезжающих в поисках рабочих мест на Средний Запад США, то в Алабаме, Луизиане, Южной Каролине и ряде других южных штатов Америки, входящих в так называемый Чёрный пояс, один пласт проблем взаимоотношений между белыми и чёрным накладывается на другой. Сегодня консервативное белое большинство штатов "Чёрного пояса" не особо скрывает своё недовольство политикой федеральных властей по вопросу предоставления социальных пособий малоимущим гражданам, среди которых подавляющее большинство составляют афроамериканцы. Последние же нередко уверены, что белые виноваты в их нищете. При этом, будучи физически более крепкими, некоторые из радикально настроенных потомков бывших рабов вполне допускают использование против людей с другим цветом кожи грубой силы.


По сравнению с белыми гражданами США афроамериканцы физически более крепки

Фото с сайта reddit.com
По сравнению с белыми гражданами США афроамериканцы физически более крепки

Трагедия в Чарльстоне

Впрочем, и среди белых американцев немало откровенных отморозков. Случай, происшедший 17 июня в небольшом городе Чарльстон штата Южная Каролина, в буквальном смысле потряс всю Америку. Как считает следствие, 21-летний Диланн Руф, зашедший в местный храм африканской методисткой епископальной церкви, хладнокровно открыл стрельбу по находившимся там прихожанам. В результате погибли 9 человек, в том числе и сенатор от Южной Каролины Клемента Карлос Пинкни. Если верить американской прессе, то при аресте Диланн Руф заявил, что своими действиями он хотел начать новый этап расовой войны в США. Одновременно в прессу попали фотографии Руфа из социальных сетей, на которых он позировал на фоне флага Конфедеративных Штатов.


На фотографию Диланна Руфа с флагом Конфедерации отреагировала вся Америка

Фото с сайта pbs.org
На фотографию Диланна Руфа с флагом Конфедерации отреагировала вся Америка

Наказанный флаг

Эта фотография и стала причиной для старта общеамериканской кампании по запрету флага конфедератов, который для многих граждан США, являясь одним из исторических символов гражданской войны севера и юга, одновременно ассоциируется и с расизмом. Дело в том, что под этим флагом свои марши до сих пор проводит самая известная в мире расистская организация  "Ку-клукс клан" (ККК). При этом, в отличие, например, от "Совета консервативных граждан" или организации "Американский ренессанс", куклуксклановцы даже не пытаются скрывать своей ненависти к афроамериканцам. Больше всего сторонников равноправия между чёрным и белым населением Америки возмутил тот факт, что в столицах штатов Южная Каролина и Алабама - городах Колумбия и Монтгомери сразу после трагедии в Чарльстоне никто даже и не подумал приспустить военные флаги Конфедерации, которые реяли возле зданий местных законодательных собраний.


Куклуксклановцы во время своих маршей часто используют флаг Конфедерации

Фото с сайта nypost.com
Куклуксклановцы во время своих маршей часто используют флаг Конфедерации

Просто, да не очень

Казалось бы, после начала масштабной компании против флага то ли расистов, то ли южан, которую фактически возглавили сторонники Хилари Клинтон, южные штаты США, скрипя зубами, всё же начнут отправлять символы Конфедерации в музей. Как это, например, произошло в Алабаме, где губернатор штата Роберт Бентли единолично распорядился снять критикуемый частью американского общества стяг с флагштока у капитолия в Монтгомери. Кому хочется, чтобы ему приклеили ярлык расиста в городе, где чернокожие составляют почти 60% от всего населения? Однако всё пошло не совсем по тому плану, на который рассчитывали борцы с проявлениями расизма в США.


По личному распоряжению губернатора Алабамы, флаг Конфедерации был тихо снят

Фото с сайта npr.org
По личному распоряжению губернатора Алабамы флаг Конфедерации был тихо снят

Например, несмотря на озвученное губернатором Южной Каролины Никки Хейли на всю Америку требование к местной легислатуре немедленно снять флаг Конфедерации с флагштока у капитолия в Колумбии, сама она пойти по пути своего коллеги из Алабамы не решилась. Законы штата не позволяют. За снятие флага, установленного ещё в 1962 году в память о гражданской войне между Севером и Югом, в Южной Каролине должны проголосовать две трети членов местной Генеральной ассамблеи, состоящей из палаты представителей и сената. И далеко не факт, что голосование это, несмотря на требования Никки Хейли, состоится. Как сообщают американские СМИ, в связи с предстоящими с начала июля летними отпусками и празднованием Дня независимости застать на рабочем месте членов Генеральной ассамблеи штата будет весьма проблематично.


Фото с сайта jpupdutes.com
В Южной Каролине снять флаг Конфедерации можно только после голосования в местной Генеральной ассамблее

Спустя 51 год

Ещё более запутанная ситуация складывается в штатах Миссисипи, Вирджиния, Кентукки, Теннеси и Джорджия, где усилия местных афроамериканцев и поддерживающих их противников расизма среди белых граждан США удалить символы Конфедерации пока не дали какого-либо значимого результата. Неудивительно, что известный в США политический обозреватель издания National Journal Том де Франк, рассматривая в программе радио "Голос Америки" Issues in the News последствия чарльстонской трагедии, признал, что Соединённым Штатам предстоит ещё очень многое сделать для искоренения расизма в стране. "Происшедшее в Чарльстоне - это ещё одно напоминание нам, что и через 51 год после подписания президентом Джонсоном "Акта о гражданских правах 1964 года" этому закону так и не удалось подчинить сердца и души людей, в которых ещё очень много ненависти друг к другу", - подчеркнул де Франк.

В гостях хорошо, а дома лучше

Год назад вернувшийся из своей первой поездки за океан предприниматель Марат Игбек, рассуждая об увиденных там "странностях", заметил, что не понимает тех людей, кто стремится уехать в США. "Там очень хорошие зарплаты и высокий уровень жизни. Но там обязательно найдётся человек, который укажет на твоё, мягко говоря, неправильное происхождение. Кулаки сами сжимаются. Тогда и понимаешь, что не всегда деньги главное. Главное - это спокойно жить. Хотя наверняка найдутся такие, кто категорически не согласится со мной", - заключил Игбек.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter