Ежегодно из детских домов выпускаются сотни ребят, но далеко не у всех получается жить за пределами привычной среды обитания. Informburo.kz опросил волонтёров, которые являются наставниками воспитанников детских домов. Активисты, рассказали, как же нужно правильно помогать, чтобы не навредить.
Большинство из интервьюируемых – участники проекта "Наставники" благотворительного фонда "Дара" при поддержке Samruk-Kazyna Trust. Этот проект реализуется с 2014 года совместно с общественным движением "Ребёнок должен жить в семье" и фондом We help в детских домах Алматы, Астаны и Караганды. За каждым волонтёром закреплён один воспитанник, которого они ведут вплоть до выхода из детского дома. Наставник регулярно общается со своим подопечным, приглашает в гости и минимум раз в неделю проводит с ним время. В некоторых случаях воспитанники становятся частью семей своих наставников.
Айжан Жекеева, президент ОО "Казахстанская федерация образовательно-спортивной робототехники"
– В обычной жизни я занимаюсь детским техническим творчеством. Почему вместе с этим работаю ещё и волонтёром? Сложно ответить. С 2015 года я в проекте "Наставники". Много факторов, которые повлияли на это решение. Во-первых, у меня свои дети подросли, во-вторых, не то чтобы дома скучно, но мою энергию нужно куда-то девать. У меня мама в своё время, когда я была маленькой, работала в школе-интернате. И я помню, как выросшие дети к ней приходили, делились своими новостями. Сейчас мы в паре с Керимом (воспитанник. – Авт.) уже третий год.
"Они живут лучше, чем дети из обычных семей"
У них есть на чём спать, есть, что есть. В плане развлечений они живут лучше, чем дети из обычных семей: у них очень много программ, весь сезон кинофильмов, цирков, всё, что есть в городе, они смотрели. Но ничто не может заменить живого общения с человеком, который интересуется конкретно тобой, не группой, не классом, а отдельным человеком. Мы дарим своё время. То, чем они обделены. Мы как наставники прошли специальную школу наставничества, где нам постоянно повторяли, что мы не должны забывать, кто мы. Мы отличаемся от других людей, от спонсоров. Нам запрещено дарить подарки, только на день рождения и Новый год. Вот у Керима был недавно день рождения, я сделала ему подарок. А в обычные дни мы дарим своё внимание. Мы ходим по городу, мы выполняем обычные действия, которые делают люди ежедневно. Покупаем что-то, выбираем, обсуждаем какие-то вещи, смотрим кино. Выбираем будущую профессию.
Я занимаюсь на профессиональной основе профориентацией. Мы с Керимом прошли определённые тесты, определили список из 10 профессий, которые он хотел бы попробовать. И мы их пробовали в течение года. Ему уже исполнилось 15, он пойдёт в колледж. Я сейчас переживаю, чтобы у него хватило знаний и он поступил. Наша задача, чтобы, когда они выйдут в обычный мир, объяснить, что за стенами детского дома их никто не ждёт с распростёртыми объятьями. Мы им стараемся это объяснить, но они не готовы в это поверить, потому что та жизнь, которой они живут сейчас, совершенно отличается от того, что будет в реальности. Они, как те медвежата из зоопарка, привыкли просить конфетку, привыкли, что любая проблема решается спонсором. Он сломал вещь, он не заботится о том, что он будет делать завтра, говорит: а я спонсору ещё закажу планшет, сотовый и т.д. У меня уже есть такой опыт. Девушка 10 лет назад вышла из детского дома. Она стояла в очереди на жильё и была не согласна, что попадают в очередь инвалиды, и её двигают в конец. Она приезжала, дошла до Парламента, стояла возле него и кричала (я с ней рядом в тот момент была), что все ей должны. В ней взрастили эту мысль.
Наша задача как наставников объяснить, что никто никому ничего не должен. И они должны надеяться только на себя, на свои знания, на свои руки, на свою голову. Пробую показать на своём примере, что я всего добилась сама. И нет никакой мохнатой руки, есть только поддержка близких людей. И у него должна быть мысль, что кто-то есть в этом мире, кому он может позвонить, спросить, посоветоваться.
Александр Харитонов, предприниматель
– В обычной жизни зарабатываю различными проектами, вожу людей в горы, провожу тимбилдинги. Я сам из неблагополучной семьи. Обо мне вспоминали, когда я делал что-то плохое. Получилось так, что я встретил людей, которые мне помогли и меня направили. И как только я сам встал на ноги, я решил, что я буду помогать таким же никому не нужным ребятам, помогать им не наделать ошибок, которые делал я.
Я, в принципе, с трудными подростками давно связан, с выпускниками детдомов работаю недавно. У меня есть воспитанник. Коучинг для них пока ещё рано – они не понимают, что такое цель. Нужно сначала сформировать личность, залечить раны, которые есть. Поэтому очень много о жизни говорим, какие-то советы, как старший товарищ, даю, ну и психологическую консультацию оказываю. Я психолог по образованию, могу этим заниматься. Мой воспитанник стал увереннее. Я столкнулся с тем, что эти дети стесняются, что они из детдома, хотя они в этом не виноваты. Мы этот вопрос долго обсуждали, мой воспитанник Андрей теперь не стесняется, не переживает так сильно. Результат есть. Я надеюсь, что он поступит в колледж, в который хочет. Конечно, "мальчиковые" проблемы обсуждаем, я это тоже в школе проходил.
"Нужно заработать авторитет и не дать сесть на шею"
Я не берусь за одноразовые проекты, мне это неинтересно, я не вижу смысла в том, чтобы выложить фоточку в интернете, показать, что я молодец. Я не осуждаю этих людей, они помогают как могут. Но на самом деле мне кажется, что одноразовые проекты ни к чему не приводят. Да, есть у людей ощущение, что они что-то полезное сделали. Но вот вам история одна: пришли в детдом спонсоры, преподавателям не доверяют, подарки съестные отдали в руки детям и проследили, чтобы они начали их есть. У детей были различные отклонения, они не ощущали сытости. Они съели все подарки. И потом полдетдома в больницу уехали. Люди хотели сделать что-то хорошее, а получилось то, что получилось. В этом плане мне фонд "Дара" нравится: работа идёт с личностью, это большее влияние, может, не на большую массу людей, но на конкретного человека.
В работе с детьми важны две вещи: заработать авторитет и не дать сесть на шею. Потому что они рассказывают, как им плохо и тяжело, это нужно, образно говоря, делить на 10. Очень часто они чувствуют то, что вы хотите от них услышать, и говорят вам это. Это не потому, что они плохие, но они жили-жили и нашли этот путь. Как он ещё конфетку выклянчит? Он строит глазки жалобные. Я через это сам прошёл. Пару раз закинул деньги на телефон, потом весь детдом с такой просьбой звонил. Я даже на улице денег не даю молодым людям. Когда-то сам был в такой ситуации, и я пошёл работать. Мне это помогло.
Юрий Тютиков, предприниматель
– Не так давно начал изучать коучинг, использую его для себя, для работы. Я руковожу людьми, коллективами, и коучинг очень помогает. В проекте оказался совершенно случайно. Бросили клич: кто хочет поработать с детьми в детдоме? Почему я откликнулся – у меня достаточно большой опыт в управлении коллективами, и маленькими, и большими. Здесь всё серьёзно. С детьми нельзя сработать плохо, неискренне, непрофессионально. Это был вызов. Желание помочь, само собой.
Но здесь тонкая грань: в программе работают и наставники, и коучи. Наставники пытаются заменить родителей, оказать больше моральную помощь. Мы же не лезем в душу, что с ним случилось, какая ситуация привела его в детдом, мы должны с сегодняшней точки вести его в будущее, раскрывать его потенциал. Даже не раскрывать, а сделать так, чтобы он сам это почувствовал. Это более сложно. Ты же видишь ребёнка, и с точки зрения своего опыта хочется ему сразу своё мнение навязать, расставить ему всё по местам: здесь не упади, здесь не поскользнись. Это сложно, но и интересно. Нужно наладить контакт, чтобы он спрашивал: а это как, а это что? Первое время было страшно: а вдруг не справлюсь. Назад-то пути нет, не скажешь ведь: извини, я всё, не могу.
"В душу стараюсь не лезть"
Мой воспитанник хочет поступать в технический колледж, главное – сдать математику. По математике "3". Выясняю, почему. "Я не понимаю". "Что ты не понимаешь?" "Задачу". Он несёт задачу. Раскладываем на простые составляющие. В итоге "4" по математике. Можно, конечно, врубить коуча: я отработал – до свидания, а с задачами по математике – это к учителю своему. Но я так не могу. При этом важно не переступить грань. Очень важное правило – никаких оценочных суждений. Вот мне воспитатель звонит: "Ребёнок нахамил учителю, поговорите с ним". "Как я могу с ним поговорить? Я не видел конфликта, меня там не было". Ему 15 лет, я в 15 лет много чего говорил учителю. В душу стараюсь не лезть.
Я стараюсь воспитанникам говорить о том, что и мечты, и цели могут измениться. Я вот хотел стать космонавтом, а стал тем, кем стал. Это не значит, что это плохо. С одним из моих воспитанников так и случилось. Он буквально последние экзамены сдал и говорит: вот у меня есть мечта, но я сейчас другого хочу. Что мне выбрать? Я ему говорю: а тебя сейчас перед выбором поставили? Мечта никуда не денется. Бери то, что рядом.