Прямой эфир Новости спорта

Язык близости. Рецензия на фильм "Прибытие"

filmz.ru
filmz.ru
"Прибытие" Дени Вильнёва – это умное, неспешное, по-настоящему гипнотическое ноябрьское кино. О вещах, определяющих смысл человеческого существования.

В Chaplin Cinemas состоялся пресс-показ долгожданного фильма "Прибытие" от одного из самых успешных канадских режиссёров – Дени Вильнёва (автора картин "Враг", "Пожары", "Убийца", о котором мы писали с Каннского кинофестиваля). Хотя "Прибытие" рекламируют как блокбастер о пришельцах, он таковым не является. По сути это арт-хаусная философская драма, рассказанная языком научно-фантастического фильма. Именно поэтому тот, кто ждёт эпохальных эпических разборок с пришельцами, крутых спецэффектов и победы человечества над инопланетным разумом в финале, попав на сеанс будет неминуемо разочарован.

Зато любители кино не только для глаз, но и для ума и сердца, радуются, что наконец-то и на их улице наступил праздник. Теперь не удивительно, почему премьера "Прибытия" состоялась на 73-м Венецианском кинофестивале и даже участвовала в конкурсе, что для голливудского кино "о пришельцах" довольно необычное явление. "Прибытие" также получило высокие оценки от многих критиков. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 100% на основе 51 рецензии со средней оценкой 8,7 из 10. Разумеется, казахстанские ценители кино, приглашённые дистрибьютором фильма – компанией "Меломан", тоже были в восторге.


Кадр из фильма "Прибытие"

Кадр из фильма "Прибытие" / filmz.ru


За такими любимцами фестивалей как Вильнёв, которые идут на территорию мейнстрима, всегда интересно наблюдать. К тому же в "Прибытии" есть всё, за что мы ценим кино: это красивая, небанальная история (и ведь пока не раскусишь секрет, кажется, что всё, наоборот, слишком просто и даже шаблонно), это магнетически притягательная атмосфера, созданная режиссёром (вечный туман и инопланетный язык в виде высокохудожественных пятен только подчёркивал это), это отсылки к высокому научно-фантастическому кино вроде "Соляриса" Тарковского и фильмам попроще, как "Интерстеллар" Нолана. Отдельных восторгов заслуживает восхитительная музыка Йоханна Йоханнссона, звучащая в картине.


Кадр из фильма "Прибытие"

Кадр из фильма "Прибытие" / haskovo.net


Краткий сюжет фильма. В разные точки планеты одновременно прибывает 12 загадочных космических объектов – по всей видимости, инопланетных кораблей. Земляне встревожены, они не понимают, с какой целью прибыли эти существа к нам и чего, собственно, они от нас хотят. Как контактировать с пришельцами, никто не имеет ни малейшего представления, ведь те не знают человеческого языка, а наши не понимают звуков, которые издают гости из космоса. Учёные всего мира ломают голову над загадкой, но в лучших традициях человечества делают это в условиях строгой секретности: американцы боятся, что китайцы и россияне получат информацию раньше, а те делают то же самое в отношении Америки.

Чтобы расшифровать "язык" (если, конечно, его можно так назвать) пришельцев, Пентагон нанимает уникального лингвиста Луизу Бэнкс (её играет Эми Адамс), а чтобы раскрыть секреты их существования в нашем пространстве – физика Яна Доннели (Джереми Реннер). Вместо они пытаются выяснить цель визита "гептаподов" (так называют этих существ в фильме) на Землю. Учёные были так заинтригованы иноземными гостями, что выполнили работу с куда большим рвением, чем даже офицеры миграционной службы на паспортном контроле в какой-нибудь благополучной стране. А это, как вы понимаете, почти невозможно.


Трейлер фильма "Прибытие"


Насколько прекрасен сценарий фильма "Прибытие", по-настоящему понимаешь только в конце картины. Мало того что он имеет хороший литературный источник – написан по мотивам научно-фантастического рассказа известного американского писателя Теда Чана, у которого, оказывается, наград больше, чем произведений, так сценарий получился ещё и отличным во всех смыслах – особенным, отличающимся от большинства фильмов о пришельцах.


Кадр из фильма "Прибытие"

Кадр из фильма "Прибытие" / thr.ru


На протяжении всего фильма в кадре постоянно – лишь несколько актёров: это актриса с глазами, в которых всегда вселенская грусть и докторская степень по какой-нибудь редкой науке – Эми Адамс, это неожиданно лиричный здесь Джереми Реннер и как нельзя более подходящий к роли полковника, ответственного за учёных – Форест Уитакер, которого мы знаем по роли президента Уганды в фильме "Последний король Шотландии". Периодически возникает Майкл Сталберг и девочка, играющая дочь актрисы. Всё.


Джереми Реннер в фильме "Прибытие"

Джереми Реннер в фильме "Прибытие" / filmz.ru


Несмотря на то что история получается довольно камерной, что, повторимся, удивительно для картины с многомиллионным бюджетом, "Прибытию" удаётся проникнуть на территорию большой философии. Почему лишь проникнуть, а не исследовать? Потому что фильму, снятому на голливудский манер, всё же не хватает глубины. Хотя всё здесь о важном: о времени, о языке как средстве, определяющем мышление, сознание и собственно реальность. При этом простые человеческие открытия, вроде того что смысл бытия в любви и жизнь со всеми рисками стоит того, чтобы жить, – никуда из фильма не исчезают.


Кадр из фильма "Прибытие"

Кадр из фильма "Прибытие" / theplaylist.net


Помимо всех прочих достоинств картина "Прибытие" оказалась очень актуальной. В ней – все проблемы мировой геополитики, которые волнуют сегодня мир. Иногда и правда хочется, чтобы на Землю напали инопланетяне, чтобы люди, наконец, объединились, перестали мериться военной мощью и амбициями и поняли для себя нечто такое важное, что мы не смогли сформулировать на человеческом языке, зато инопланетяне с успехом сделали это за нас.

Для тех, кто любит в кино не только спецэффекты, а ищет в прокате что-то поинтереснее, – фильм к просмотру обязателен.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров